«Я без тебя пропаду!» Почему Гайдай не мог жить без Нины Гребешковой

Мы привыкли, что жизнь кинематографистов часто и сама напоминает кино: бурные романы, интриги и неизбежные расставания. Однако нередко встречаются и обратные примеры, когда супруги прожили вместе долгую счастливую жизнь. Одним из таких примеров можно назвать союз гения советской комедии Леонида Гайдая и актрисы Нины Гребешковой. Познакомившись ещё в институте, они прожили вместе 40 лет! Как им это удалось?
«Я без тебя пропаду!» Почему Гайдай не мог жить без Нины Гребешковой

Вместо педагогического — во ВГИК

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нина Павловна Гребешкова родилась в 1930 году в Москве. Целеустремлённая и талантливая девочка готовилась стать учительницей, однако по совету отца подруги, поэта Владимира Луговского, который разглядел в Нине актёрский талант, решила сначала попытать счастья в театральном. Сама Нина Павловна вспоминала об этом так: «В институт я прошла сразу. И даже еще не поступив, получила приглашение на пробы в картину "Смелые люди" — там я сыграла девочку с куклой. И весь мой Гагаринский переулок сразу начал считать меня звездой». Учась во ВГИКе, Гребешкова исполнила небольшие роли в фильмах «Спортивная честь» и «Честь товарища». Знаковым для молодой актрисы стал фильм знаменитого советского режиссёра Ивана Пырьева «Испытание верности», в котором актриса исполнила одну из главных ролей, молодую девушку Варю Лутонину, которая после обмана возлюбленного находит своё счастье с другом детства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нина рассказывала, что встречи с Пырьевым она ужасно боялась — у него была репутация тирана и самодура. Так что перед пробами проговаривала ответ: «Иван Александрович, на меня папа никогда не кричал, так что и вы не позволяйте себе такого» Но речь не пригодилась, режиссер не собирался кричать на молодую актрису, он тут же утвердил ее на роль.

Далее последовало ещё несколько ролей, но настоящую славу Гребешковой принесло участие в фильмах её мужа.

«Входит Гайдай — я чувствую его просто кожей»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Такой серьезный, высокий, худой, в очках. К тому же староста курса, сталинский стипендиат. Доброжелательный и при этом без столичного лоска. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась. Вот репетируем: сижу спиной к двери. Ребята заходят — один, второй. Вроде ничего не происходит. А входит Гайдай — я чувствую его просто кожей. Вообще, я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь был старше на восемь лет, прошел войну», — так позднее актриса описывала первые впечатления от встречи с Гайдаем.

Они познакомились, когда актриса училась на третьем курсе. Жизнерадостная, открытая девушка и молчаливый, серьёзный режиссёр, прошедший войну, удивительным образом сдружились. Они вместе готтовили дипломную работу, репетировали допоздна и Гайдай каждый раз провожал девушка домой. После одной из таких прогулок, режиссер предложил ей пожениться. Она сначала подумала, что это шутка, но нет, он и не думал шутить. Нина согласилась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свадьба прошла очень скромно — отмечали в коммуналке в кругу самых близких, многие однокурсники поначалу и не догадывались, что Гайдай и Гребешкова теперь связаны узами брака. Жили они тоже в коммуналке, делили комнату с ее родителями и братьями. Весь быт всегда был на ней, режиссер оказался совершенно не приспособлен к жизни, так что Нина и борщи варила, и гвозди забивала. Вспылила лишь раз, хотела уехать отдыхать. Но Леонид ее отпустить не смог: «Я без тебя погибну!» Так что отдыха не вышло.

Идеальная жена и королева эпизода

Нина сыграла небольшую роль в патриотической драме «Трижды воскресший», о которой сам Гайдай не любил вспоминать. После этой творческой неудачи режиссёр возвращается к жанру комедии, принесшему ему всеобщую любовь, а Гребешковой — яркие запоминающиеся эпизодические роли, знакомые каждому советскому зрителю. Удивительно, что почти все эти роли сыграла она случайно и не из-за амбиций, а скорее из-за любви к мужу, о котором она нежно заботилась.

Самой известной стала роль жены главного героя в фильме «Бриллиантовая рука», Надежды Ивановны Горбунковой. По признанию самой актрисы, поначалу её персонаж показался ей блёклым и неинтересным, она не хотела играть эту роль. Но поехала за мужем и в итоге сыграла ту самую «идеальную советскую жену», верную, заботливую, спокойную, при этом сильную и имеющую внутренний стержень — словом, такую, какой во многом была и сама Нина Гребешкова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо этого, Гребешкова запомнилась зрителям и как врач в психиатрической больнице в «Кавказской пленнице». Это отдельная история, в этом фильме Нина вообще не собиралась участвовать, но у Гайдая во время съемок случился приступ язвы желудка и жена помчалась его лечить, бросив все. Ну что ж — такой мы ее и запомним, как строгого и внимательного доктора. Сыграла Гребешкова и жену инженера Брумса Мусик в «12 стульях», и супругу главного героя Анна Горбушкина в «Не может быть!», и тетю шофёра милиции Константина Лукова Клавдия Антоновна в «Спортлото — 82».

Другие роли Гребешковой

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гребешкова успевала сниматься и у других режиссёров. Она нередко играла роли матерей, например, мать одного из героев в «Приключениях Толи Клюкина», или учительницы в фильмах «Сказка о потерянном времени», «Доживём до понедельника» и «Француз». Часто на съёмочной площадке Гребешкова облачалась в медицинский халат: в дипломной работе Карена Шахназарова «Шире шаг, маэстро!» и трёхсерийной драме «Дни хирурга Мишкина». Снималась Гребешкова и у Георгия Данелии в современной интерпретации сказки Андерсена «Снежная королева» — «Слёзы капали». В нулевые актриса появлялась на экране нечасто. Её можно увидеть в эпизодах фильмов «Железнодорожный романс», «Легенда №17», «Экипаж».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нина Гребешкова — единственная муза Гайдая, сопровождавшая его на протяжении всей жизни. Благодаря ярким характерным ролям она осталась в сердцах зрителей, несмотря на то, что главных ролей в её фильмографии практически нет. Великий режиссер умер у нее на руках, ушел мгновенно — у него оторвался тромб. Врачи заверили Нину, что она ничего сделать не могла, но вдова была безутешна, столько лет она заботилась о нем, и вот какой-то тромб.

Леонид ушел в другой мир, снимать свои лучшие фильмы, просто на этот раз жену с собой не позвал. Даже на эпизодическую роль.

Автор: Арина Хализова

Фото: Legion-Media