Одеваться «не как все»: почему чаще всего это выглядит плохо

Стилист и автор «Модного блога» Анастасия Алексеенко объясняет, почему «инаковость» не всегда работает и привлекает взгляды и с чего стоит начать тем, кто не хочет быть «как все».

Одеваться «не как все»: почему чаще всего это выглядит плохо

Анастасия Алексеенко
Анастасия Алексеенко
Автор «Модного блога»

Недавно я стояла на остановке, ждала маршрутку — и тут краем уха услышала понятия «дизайнерская вещь», «пошив», «попадает в твой стиль» и тому подобное. Аккуратно обернувшись, я увидела дам очень невнятной наружности: неопрятная обувь, одежда непонятного силуэта и еще менее понятного смыслового посыла. На голове у одной были дреды, но они никак не подходили к тому, что на ней надето, да и вообще к ее лицу. У второй волосы были покрашены в сиреневый цвет — красивый сам по себе, но странно выглядящий на ее не очень ухоженных волосах. Все это дополнялось обилием фенечек и «авторских» украшений из серебра.

Девушки обсуждали вопросы стиля и то, как важно оставаться индивидуальностью, непохожей на других. Были ли они индивидуальностями? Каждая из них — несомненно. Были ли они не похожими на остальных? Да. Имели ли они свой стиль? В какой-то степени да. Но все это не воспринималось со знаком плюс. Возможно, это были очень интересные девушки, но их внешний вид не вызывал желания рассматривать их и, увы, не вызывал желания познакомиться поближе (я сейчас не о мужчинах и их попытках познакомиться, а просто бывает, когда человек по первому впечатлению кажется вам интересным и хочется узнать его получше). А самое интересное, так много обсуждая индивидуальный и непохожий на других стиль, находясь вместе, они казались абсолютно безлико-одинаковыми. Про этот феномен я уже как-то писала в статьях про субкультуры: один рокер в толпе обычных граждан выделяется и выглядит круто. А рокер в толпе рокеров — в большинстве случаев неотличим от собратьев.

Популярное

Впрочем, рокеры хотя бы выглядят ярко. А в случае с этими девушками они выглядели максимально безлико, насколько это возможно при дредах и фиолетовых волосах. Если бы не их разговор, я бы не обратила на них внимание, меня привлекла именно их увлеченность в обсуждении стиля и одежды. Вот только результат не соответствовал этой увлеченности. Возможно, под «своим стилем» они понимают что-то свое, и, наверное, где-то в глубине души они убеждены, что одежда в целом не так уж и важна, а важен богатый внутренний мир. Только разглядеть их внутренний мир с таким подходом сложновато. Пример этих девушек заставил меня задуматься об индивидуальном стиле, желании быть «не как все» и о тех целях, которые хочется достичь посредством внешнего вида. А еще о том, какие результаты достигаются на самом деле.

Безусловно, одежда — это способ выразить собственную личность. И она ее выражает, даже если вы сознательно подобных целей себе не ставите. Ведь уже по тому, какой комплект одежды вы выбрали сегодня утром, можно кое-что сказать о вас, вашем образе жизни, эстетической системе координат и иногда даже о системе ценностей. И вот в чем сложность: нам всем хочется, чтобы одежда выглядела интересно, чтобы мы выглядели интересно. Но чтобы одежда выражала то, насколько интересная перед окружающими личность, нужно, чтобы в первую очередь вы были этой самой интересной личностью, а с этим часто есть сложности. Причем сложности двух типов. Есть люди, которые «интересничают» и очень хотят выглядеть любопытно. Но их нутро само по себе не очень интересно, а их убеждения тусклы и скучны. Поэтому, как бы они ни старались с одеждой, они не притягивают к себе интерес и внимание. И есть люди, которые очень интересны — они заняты увлекательными проектами, у них возникают необычные мысли. И тем не менее бывает, что их собственный внешний вид, одежда и стиль не входят в сферу их интересов вообще.

К счастью, для таких людей сегодня есть масса универсальных рецептов того, «как одеваться хорошо». Да, в этом не будет, возможно, какого-то особенного почерка, но стиль будет привноситься в набор вещей самой личностью. А что же у нас сегодня есть для тех, кто хочет «быть яркой индивидуальностью», быть «не такими, как все»? Часто, чтобы выделиться, они противопоставляют себя времени, актуальной моде, определенным гендерным рамкам и иногда даже социуму в целом. И интересно, что иногда из одних и тех же противопоставлений получается очень разный результат.

Вообще, пожалуй, это тема для большого исследования: как можно противопоставлять себя различным нормам и какой на выходе получается результат. Самый простой пример, который мы все постоянно встречаем, — это пожилые женщины с ограниченными средствами. Понятно, что их ситуация вынужденная, тем не менее даже в ней многие умудряются думать про одежду не только как про защиту от холода. Но есть много тех, кто полностью вычеркивает себя из рамок гендера, эстетической парадигмы, представлений о приемлемом и так далее (стрижка покороче, чтобы реже обращаться к парикмахеру, отсутствие заботы об эстетической стороне одежды, уменьшение стыдливости, как, например, работа на огороде в жаркий день в нижнем белье — и так далее). Когда говорят о стиле, моде и одежде, этот пласт людей часто упускают из внимания. Но тем не менее для объективности картинки нельзя не упомянуть и его — хотя бы чтобы просто проиллюстрировать тот факт, что выведение себя из определенной социальной парадигмы фактически превращает человека в невидимку.

Эта же участь нередко постигает и девушек с «богатым внутренним миром» — таких, как из примера в начале статьи. Они настолько увлекаются своей «индивидуальной нетаковостью», что в результате просто выпадают из поля зрения других людей. Потому что в итоге они получаются не «не такие», а «никакие». А это, согласитесь, не то, что было заявлено целью.

Есть ли исключения? Есть конечно, и их очень много. Яркие примеры, которые первыми пришли мне на ум: Нэнси Спанджен и Кортни Лав. Панк-культура — это не просто противопоставление себя социуму и нарушение норм, а разрушение норм (и часто разрушение себя, но мы сейчас не про это). Почему же дамы, так явно противопоставляющие себя массовой культуре и моде, стали своего рода иконами для этой массовой культуры и моды? Во‑первых, сам масштаб личностей таков, что харизма явно заслоняет собой все. И реакция общества в итоге оказывается не отторжением, а любопытством. Во‑вторых, конвенционально красивая внешность: стройное молодое тело интересует публику, даже если речь идет о деструкции образа. Такой девушке можно простить неряшливость, неухоженность, немытые волосы, синяки от уколов запрещенных веществ и многое другое.

В качестве противоположного примера приведу Бет Дитто. У нее есть качество, активно отторгаемое обществом, — полнота. Значит, при всей ее яркости и нестандартности, она не может позволить себе еще один «отталкивающий» фактор. Поэтому все ее образы, хоть они яркие и провокационные, «вылизаны» с точки зрения тщательности исполнения и ухоженности (о тщательности и небрежности вы можете почитать вот тут).

Если подытожить сказанное, приходим примерно к следующему выводу: можно быть не такой, как все, и вызывать разные эмоции. Удивление, восхищение, возмущение даже и отторжение (вплоть до игнора, сознательного или несознательного). Все зависит от того, какую реакцию мы хотим получить для себя и что для этого делаем. Потому что, увы, часто те, кто ждет восхищения или хотя бы удивления, вдруг не получают никакой реакции, потому что выбранный образ «выпал за рамки» общественного зрения. И наоборот: те, кто сознательно желает вызвать отторжение (потому что цель — протест) или игнор, могут вызвать восхищение, потому что вписываются в определенные концепты и воздействуют на окружающих своей самодостаточностью и другими сильными личностными качествами.

Что полезного для себя можно вынести из этой простыни текста?

  • Первое и самое, как мне кажется, полезное: важен не только тот посыл, который ты хочешь донести обществу о себе, но и то, что общество готово считать. Можно сколько угодно зацикливаться на серебряных украшениях с особым смыслом, но если наблюдатель/собеседник сочтет, что твоя голова, допустим, оформлена очень неряшливо, то до рассмотрения других смыслов дело не дойдет. Пусть даже для тебя это выражение своей естественности и природности — никто не будет заморачиваться считыванием этого месседжа.
  • Поняв это, необходимо определиться в целом с тем, какая у тебя цель самопрезентации в этом мире. Вот прямо буквально: «я молодая специалистка в области исследований раскопок мамонта и хочу, чтобы люди видели во мне заинтересованного ученого и интеллектуалку». Неважно, как именно вы себя хотите презентовать. Но в вашей формулировке ключевым будет каждое слово. Вот тут, допустим, нужно учесть и «специалистку», и «интеллектуалку», и «молодую», и еще много чего. После этого задумайтесь о том, что из этого считывается в вашем образе, а что нет. И почему так происходит.
  • Если в какой-то степени ваша цель — выделяться или противопоставлять себя обществу, подумайте о том, в каком ключе вы это хотите преподнести. Что будет «нарушать каноны» и при этом привлекать внимание? Проблема многих «выделяющихся», с моей точки зрения, в том, что они слишком увлекаются и в итоге «выделяются» настолько, что вообще выпадают из поля зрения социума. Нет, у кого-то может быть и такая цель, но если вам хочется все же в определенной мере привлекать внимание к себе, то подумайте о тех вещах, которые будут отвечать за это.
  • Нарушение какой-то одной нормы или стереотипа не несет за собой никакого положительного смысла само по себе. Если вы отходите в своем образе от сексуальности и гендерных стереотипов (каблуки, локоны), то это не значит, что вы автоматически придете в другой лагерь — например, условный «интеллектуальный унисекс». Нет, вы будете как те старушки из моего примера — невидимы для многих. Потому что отказ от одной нормы, роли или стереотипа — это только половина работы. А вторая половина — это как раз выстраивание нужного образа.
  • Что делать тем, кто не хочет ничего нарушать, не хочет и выпасть из поля зрения, но и заморачиваться выстраиванием образа тоже особо не хочет? Как я уже говорила, для таких людей сегодня есть масса готовых рецептов. От лукбуков брендов до стилистических ролевых моделей. Стоит только однажды определиться с тем, «кто ты», выстроить для себя хотя бы минимальную парадигму — и дальше просто на автомате двигаться в ее рамках.

Анастасия Алексеенко, автор Модного блога

Интересуешься этой темой?
Получай последние тенденции моды на почту.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария