Кинопродюсер Ольга Митина о том, как попасть в кино и стоит ли это того

Ольга Митина – тот самый продюсер, которая снимала лучшие клипы Дельфина и Оксимирона, а потом и сериал об индустрии вебкам Happy End. Сейчас Оля — один из преподавателй школы кино «Индустрия». VOICE она рассказала, что такое – создавать музыкальные видео и большие фильмы, есть ли в киноиндустрии сексизм, и как заставить лося играть на камеру, а еще о том, можно ли научиться быть хорошим продюсером.
Кинопродюсер Ольга Митина о том, как попасть в кино и стоит ли это того

Как и когда ты пришла в профессию?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ольга Митина
Ольга Митина, продюсер Алексей Киселев и режиссер Евгений Сангаджиев

Когда я еще училась в школе, сестра и мама моей лучшей подруги работали в рекламе, и мне посчастливилось оказаться у них на даче и послушать их разговоры о работе. Я тогда ужасно загорелась и попросилась на практику. Так я попала к Михаилу Врубелю и Александру Войтинскому, которые тогда писали «Черную Молнию». Я совсем ничего не умела, не знала и, скорее всего, была совершенно бесполезна, зато поняла, что эта индустрия – моя судьба. Потом я долго шла от ассистента продюсера в рекламном агентстве до старшего продюсера в Hype, а уже после поняла что наконец доросла до кино. Не знаю, был бы этот путь быстрее, если бы я начала со ВГИКа, зато родная Плешка меня научила хорошо считать. Для продюсера это важно!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Знаешь, сейчас так много продюсеров вокруг, как когда-то дизайнеров. А чем вообще занимается продюсер?

Честно говоря, всем! Главное – это организация съемочного процесса, конечно, но параллельно ты развиваешь в себе навыки дизайнера (простые презентации я делаю быстрее всех), кофеледи (я делаю любой кофе и разбираюсь со всеми кофемашинами), психолога (иногда уставшей съемочной группе это очень требуется). Если убрать лирику, я считаю смету проекта и держу ее в руках до последнего съемочного дня.

У тебя, получается, нет профильного образования, ты жалела об этом когда-нибудь?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На самом деле, продюсером ты становишься только в полях, на проекте. Я считаю, что классный талантливый продюсер - это человек, который умеет творить чудеса: договариваться со всеми, логически выстраивать планирование, собирать команду, контролировать температуру в группы. Ну а смету считать – это уже такое прикладное умение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А для своих студентов в школе кино «Индустрия» ты строгий наставник?

Студентам я, как и вам, говорю: надо работать в полях и стремиться пройти весь путь от ассистентских должностей. Иначе ты никогда не поймешь, как устроено кино. Я, может, кого-то сейчас разочарую, но нельзя просто закончить школу «Индустрия» и прийти на съемочную площадку продюсером. Да, мы даем все необходимые знания: и смету считать вы будете уметь, и режиссеров подбирать, и решать самые сложные задачки, но работа в кино, как правило, строится не по учебникам, эту структуру нужно понять изнутри. Кстати, и эту возможность мы предоставляем. Наши студенты проходят практику на самых крутых проектах.

Какие проекты ты делала?

Ольга Митина и
Ольга Митина и режиссер Ладо Квантания
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я долго работала в рекламном производстве, снимала рекламу с XZibit, ролики для больших банков, соков и йогуртов. В Hype же появилась возможность снимать клипы и короткие метры. Почти всегда без бюджета, почти всегда бесплатно, но зато я познакомилась с моими любимыми людьми на этих проектах, с которыми до сих пор близко дружу и работаю. Классно, что мы все сделали шаг в кино: и Юра Карих (режиссер монтажа всех фильмов Кирилла Серебренникова), и Олег Трофим, режиссер, «Майора Грома», с которым когда-то на супербезбюджетном проекте мы ели один доширак на двоих на Камчатке, и Ладо Кватания, с которым мы сделали крутейшие клипы. И, да, именно на этой работе мы с Ладо когда-то познакомились с Манижей, которую в позапрошлом году везли на Евровидение, а Ладо даже отвел ее в ЗАГС.
Потом Егор Абраменко позвал меня доснимать его фильм «Спутник», дальше я работала на сериале Happy End, сделала еще несколько полных и коротких метров. Но больше всего я жду выхода сказки «Летучий Корабль», которую, я надеюсь, все увидят в Новый год в кинотеатрах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие из твоих проектов были самыми сложными?

Знаешь, я тут слушала лекцию художников по гриму - номинантов на Оскар. Они произнесли гениальную фразу «we had lot of money but not enough» («у нас было много денег, но недостаточно») Да, получается, что денег что у них, что у нас всегда недостаточно. И это самое сложное.
Ну а в моменте всегда непросто: найти дрессированного лося, перекрыть единственный въезд в город Шахты для приезда XZibit, прокатить на маленькой лодке по открытой Неве в 3 часа ночи главных артистов страны, построить бассейн посередине гольф-поля, развести мосты в Питере зимой, отправить в Кейптаун новые машины.

А что самое нелепое тебе приходилось делать?

Первый съемочный день сериала «Happy End»
Первый съемочный день сериала «Happy End»

Ловить лося по лесу, приманивая его с помощью большой вафли для тортов. Он был главным героем рекламного ролика, но, как оказалось, дрессированных лосей в природе не существует.

Ходят легенды о том, как ведут себя звезды на съемках. Ты много лет снимала музыкальные клипы. Можешь подтвердить миф, что со звездами трудно иметь дело?

Здесь важно помнить о главном. Звезды платят деньги за производство клипов. Это их лицо, продукт для их аудитории и об их творчестве. Если продюсер с режиссером подстраиваются под представление исполнителя о самом себе — то все складывается удачно. Вот, например, Манижа. Мы же подружились с ней не в школе или на тусовке, мы сделали несколько проектов и полюбили друг друга за страсть к делу. Мне кажется, нам еще повезло со временем, то, что рассказывают наши старшие коллеги про съемки клипов Маши Распутиной, например, уже в принципе невозможно представить. А еще мне повезло, что я могу выбирать. И есть такие артисты, от работы с которыми я отказывалась. Это же творчество.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правда ли, что в кино распространен сексизм? Ты с этим сталкивалась?

Я сейчас скорее будут выглядеть сексисткой: женщины могут управлять процессом лучше, чем мужчины. В остальном главное оставаться профессионалом и порядочным человеком. Тебя не обязательно все должны любить, но это не про дискриминацию.

Как сейчас развивается индустрия музыкальных видео, ты следишь за ней?

Съемочная команда сериала «Happy End»
Съемочная команда сериала «Happy End»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас вообще очень сложное время для клипов, потому что андеграунд артисты не имеют возможности платить за свои клипы, как раньше. Бренды тоже мало с этим помогают пока. Клипы попсовых артистов будут выходить, я, конечно, могу их посмотреть разок и обратить внимание на нового оператора или хорошего художника по костюму.

В любом случае, если говорить о высказываниях в этих коротких формах, которые любил Ладо и Трофим — сейчас они невозможны. Если говорить об аттракционах, которые искусно собирал Найшуллер — на них просто никто не даст денег. Да и что сейчас сказать? Вроде все всё сказали.

Какие российские клипы стоит пересмотреть?

Я обожаю «Вояж» Найшуллера, еще клип «Коробка» у L’One.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Говорят, что работникам киноиндустрии сложно смотреть кино и сериалы: сразу видят все недочеты. Это так?

Ольга Митина с учителем
Ольга Митина с учителем
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Если сценарий говно, то, конечно, ты начинаешь отвлекаться на все что угодно. Я смотрю все! Мне надо знать, кто работал на каком проекте, где классный оператор, где новый артист, где режиссер повел себя по-новому, или молодой автор нарисовался, локации изучаю. Но бывает такое, что я смотрю историю и ни о чем не могу думать, кроме того, как глубоко меня трогает само кино. Из последнего, что я увидела, был «Капитан Волконогов бежал». Я рыдала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие фильмы и сериалы ты считаешь идеальными?

Если говорить про то, что я могу пересматривать миллионы раз, — это «Отступники». А еще идеальные фильмы про Гарри Поттера, потому что этот аттракцион так круто выстроен, что ты не задашься вопросами и не обращаешь внимание на детали или косяки. А ты знаешь, сколько нашли киноляпов в Титанике? Так что нет такого понятия «идеальный фильм». Есть то, что трогает тебя лично.