Открытое голосование

Тренинг управления голосом.
Открытое голосование
У меня всегда был тихий голос. Поэтому я никогда не участвовала в школьных спектаклях: меня не слышали дальше первого ряда. Я не могу разговаривать в шумном месте: от собеседника слышу только «что?», «повтори!» и «тебя не слышно!» «И с этим ничего не поделаешь», – думала я, пока не оказалась на тренинге управления голосом.

На высоте
«Тихих голосов от природы не бывает, – уверила Инна Зарубанова, тренер "Сити Класса" и преподаватель по речевому искусству в Российской академии музыки им. Гнесиных. – Все зависит от дыхания, а его можно и нужно тренировать. Есть несложный комплекс упражнений для мышц диафрагмы. Его знают все актеры. Вопрос в другом: почему у тебя сформировалась такая тихая речь? Обычно это признак застенчивости». «Я не застенчивая», – неуверенно парировала я. – «А мне кажется, в тебе это есть. Образ милой и слабой девушки...» – «То есть я подсознательно не разрешаю себе кричать, чтобы не "испортить образ"?» – «Это психологический блок. Такие блоки могут глубоко и прочно засесть внутри и влиять на мышечное поведение», – ставит точку над i специалист.
Тренинг помогает снять излишнее напряжение в мышцах и дает возможность раскрыться природному голосу, который много лет «не работал». Другой вариант: это может быть копирование родительских интонаций. Люди после тренинга часто удивляются: «Я думал, это мой голос, а на самом деле я говорю голосом своей матери». «Правильный» голос должен соответствовать человеку: его полу, возрасту, общественному статусу. Начальница с писклявым детским голоском не может эффективно вести телефонные переговоры. «Девочка, позови взрослых», – слышит она от важных клиентов. Мужчина с женским голосом едва ли добьется успеха в бизнесе. Мешает карьере и ярко выраженный говор – отголосок далеких мест, где родился человек. Все эти недостатки корректируются на тренинге с помощью специальных упражнений. Хотя, к примеру, для работы с говором групповой тренинг не подходит. Необходимы индивидуальные занятия, так как речь каждого человека уникальна.

Сигнал тревоги
«Женщины перед романтическим свиданием часто переживают, что ему сказать, какие слова подобрать, – рассуждает тренер, – и забывают, что невербальные сигналы гораздо важнее, чем то, что мы говорим. По данным нейропсихологов, наш образ в восприятии других людей складывается из трех составляющих: 50% – жесты и мимика, 38% – звук голоса и только 12% – твоя внешность. И вот, представь себе, красивая и умная девушка приходит на встречу и... вдруг в ее голосе заскрежещут стальные струны, или пищащая девочка-подросток, или шелестящая осенняя листва, или гром, сотрясающий воздух. Это поневоле производит отталкивающее впечатление. Вообще, не бывает хороших или плохих голосов, как не бывает плохих музыкальных инструментов. Есть плохие исполнители. А чтобы стать хорошим исполнителем, надо освоить технику, и такая техника есть. Любой человек может научиться говорить красиво.
Но мало иметь звучный, приятный голос, нужно еще научиться управлять им в зависимости от ситуации. Разные интонации оказывают разное влияние на слушателей. Так, высокий голос быстрее привлекает внимание, бодрит, он хорош для выступлений на публике. Низкий тон успокаивает, обволакивает, расслабляет собеседника. Громкий, стальной голос уместен на работе, но не дома и не во время романтического свидания. Умение моментально переключаться, варьировать громкость, интонацию, эмоциональную окраску позволяет влиять на людей, погружая их в нужное психологическое состояние».

Положение тела
Рассказав о пользе хороших и разных голосов, Инна предложила перейти к практическим упражнениям. Однако начали мы не со звуков и даже не с дыхания, а с осанки, походки, жестов. «Тело – это скрипка, с помощью которой мы управляем звуками голоса», – объяснила Инна. Привычка сутулиться, заваливаться назад, кривиться вбок, выдвигать шею вперед или назад, стоять и ходить расхлябанно создает те самые мышечные зажимы, которые искажают наш естественный голос. Влияет на нашу интонацию и поза, в которой мы привыкли находиться. Попробуй сесть, откинуться на спинку стула, закинуть ногу на ногу, скрестить руки и наклонить голову набок – как звучит твой голос в этой позе? Насмешливо, пренебрежительно. Хотя человек, привыкший к такой позе (возможно, как к психологической защите от мира), может этого не замечать и не понимать, почему он отталкивает людей. Другой вариант: сядь, наклонившись вперед, сдвинь коленки и положи на них руки. Голос мгновенно меняется, становится неуверенным, робким. Зачастую интонации просто отражают наше текущее психологическое состояние. Но бывает, когда какая-то интонация становится преобладающей, мы перестаем ее замечать.
Другой цикл упражнений – на релаксацию, снятие напряжения в мышцах. Например: встань, а потом медленно, позвонок за позвонком, опусти голову, плечи, спину и безвольно повисни на какое-то время, а затем так же плавно поднимись. Такое упражнение полезно делать дома, после напряженного рабочего дня.
У меня от этого висения закружилась голова. «Это значит, что в обычной жизни ты недополучаешь кислорода, – огорошила меня Инна. – В такой позе тело расслабляется, воздух поступает в нужном количестве – и голова с непривычки начинает кружиться». Вот это новость! Оказывается, я всю жизнь сижу на кислородной диете и не подозреваю об этом. «Кстати, именно это может быть причиной тихого голоса», – добавила Инна. Мне просто не хватает дыхания, чтобы извлечь громкий звук. Как же дополучить положенный мне воздух? Все как будто легко: чаще расслабляться и глубже дышать. Для релаксации Инна предложила мне полежать на спортивном коврике. Слушать лекцию лежа оказалось весьма приятно. Я даже подумала, что учебные заведения могли бы перенять эту практику, сразу повысив посещаемость занятий.

ГОЛОСОВОЙ ДОСТУП
Обычно мы дышим как придется, как получается само собой. О том, что существует правильное дыхание, вспоминаем, лишь когда садится голос, пересыхает во рту или не хватает воздуха закончить фразу. Между тем, дыхание – это основа звучания голоса.
Дыхание бывает трех видов: поверхностное, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, грудное, когда расширяется грудная клетка, и диафрагмальное, когда на вдохе увеличивается живот. Диафрагмальное дыхание менее утомительно и создает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата. При этом вся полость легких равномерно заполняется воздухом, они хорошо вентилируются. Но большинство людей дышит поверхностно. Это значит, что организм получает только четвертую или пятую часть того объема кислорода, на который рассчитаны легкие. Специальные упражнения помогают изменить тип дыхания, сделать его более глубоким, плавным и бесшумным.


Полной глоткой
Формула правильного дыхания оказалась неожиданно простой. Дышать нужно одновременно носом и ртом. Для этого необязательно ходить с открытым ртом, достаточно слегка приоткрыть его. Если разжать боковые зубы и расслабить губы, между губами образуется маленькая, незаметная щель, в которую сразу начинает поступать двойная порция кислорода. При этом дыхание носом остается «по умолчанию». Вдохи сразу становятся гораздо глубже и спокойнее. Кстати, приоткрытый рот и смотрится привлекательней, чем плотно сжатый: посмотри на любое изображение фотомоделей. «Наша глотка от природы – объемное пространство, созданное, чтобы рождать объемный, полный звук, но мы сами сужаем это пространство!» – объяснила Инна. Выяснилось, что у меня, как и у большинства людей, язык перегораживает половину горла. В нормальном положении он должен лежать на нижнем небе, а не выгибаться бугорком. Чтобы «уложить» свой язык, попробуй приблизить к нему сверху палец. Язык рефлекторно опустится. Такое положение желательно сделать основным, тогда голос получит дополнительное пространство, а значит, дополнительные возможности. Естественно, для этого нужны систематические тренировки.

ЗВУЧИТ КРАСИВО
Некрасивый голос может испортить самую обворожительную женщину. Но бывает и наоборот, когда некрасивые женщины совершенно преображаются, «открыв рот».
Таких примеров в истории много, например Полина Виардо, оперная дива, возлюбленная Тургенева. По словам очевидцев, ее внешность была неприятной: глаза навыкате, мужские черты лица, большой рот. Но когда «божественная Виардо» начинала петь, она сразу преображалась, ее голос поражал, очаровывал слушателей. Или Эдит Пиаф, маленькая, нескладная, неяркая, но голос ее подчинял, возбуждал мужчин и притягивал женщин.
Такие женщины встречаются не только среди певиц. Например, Александра Коллонтай – революционерка, феминистка, первая в мире женщина-посол. Низкорослая, непривлекательная, но ее зычный, глубокий голос творил чудеса. Ее постоянно арестовывали за политическую деятельность, но каждый раз находилось множество мужчин, готовых ее спасти, даже среди противников. Своими речами она покоряла многосотенные толпы матросов, которые отправлялись на штурм под звуки ее голоса.


Звуки Му
Наконец мы перешли непосредственно к голосовым упражнениям. Главный принцип: говорить осознанно, чувствовать свой голос, его вибрацию. «Вибрация голоса неосознанно воздействует на слушателя, притягивает его, – рассказала Инна. – Поэтому нужно научиться создавать эту вибрацию и направлять ее на конкретного человека». Одним из упражнений оказалось знакомое с детства развлечение. Направлять воздух в центр губ, заставляя их вибрировать: «тпррррррру». Другие упражнения учили выражать звуками различные эмоции и направлять эти звуковые послания на партнера. Получалось у меня не очень. Такие задания требуют раскрепощения, которое в групповых тренингах достигается только ко второму – третьему дню (сам тренинг длится 20 часов, которые обычно разбиваются на 3 дня). Еще одно упражнение: представь, что тело – это сказочная пещера, которую населяют разные звуковые тона, и направляй голос в различные участки тела: грудь, голову, нёбо – чтобы услышать свой природный диапазон. Это позволяет сосредоточиться на своем голосе, услышать его.
По дороге домой я старательно приоткрывала рот и глубоко дышала. Это было приятно. Похоже, пришло время разрушить мой «милый и слабый» образ.

Где учиться говорить
Тренинг «Мой голос – мой успех», компания «Сити Класс»
http://www.cityclass.ru/
Тренинг «Управление голосом», бизнес-тренер Антон Калабин
Тел. +7 (495) 767-09-30
Тренинг «Сила голоса», тренинг-центр «Сила слова»
http://silaslova.biz