Увидеть невидимое: история «призрачных» фотографий

Начиная с самой зари человечества люди верили, что мир населен духами и потусторонними силами. Одним хотелось увидеть их, а увидевшим — поделиться своим открытием с остальными, да так, чтобы им поверили. С появлением и распространением фотографии мастера съемки много экспериментировали: они снимали портреты, натюрморты, пейзажи и… призраков. Как и зачем появилась так называемая призрачная фотография — читай в нашем материале.

Увидеть невидимое: история «призрачных» фотографий

Середина XIX века свела в одно два интереса человечества: призраки и фотография. Безутешные вдовы искали способ поговорить со своими почившими супругами, матери желали услышать голос умерших детей, а сыновья желали убедиться, что их матерям хорошо там, где они сейчас. Так XIX век стал веком мистики, крутящихся столов и досок Уиджа. Но больше всего, разумеется, людям хотелось получить визуальное подтверждение своей веры — увидеть чудо своими глазами.

В 1850−60-е годы многие фотографы экспериментировали с новыми эффектами, такими как объемные изображения и двойная экспозиция. «Пионером» призрачных фото стал предприимчивый американский фотограф-любитель Уильям Мамлер (William Mumler). Он считается первым человеком, в чей объектив попали тени духов.

Мамлер не был профессиональным фотографом. Он зарабатывал себе на жизнь, занимаясь гравировкой ювелирных изделий, а фотографию считал просто своим увлечением. Все изменилось, когда Уильям неожиданно проявил автопортрет, на котором, кроме него, присутствовал еще один человек. Его кузина, погибшая 12 лет назад. Фотография скоро стала известной, и Мамлер благополучно оставил карьеру гравера и взялся за другое ремесло — он фотографировал призраков. Которых в ту пору в Америке было немало, особенно после Гражданской войны. Еще больше было горюющих родственников, готовых отдать любые деньги за то, чтобы вновь увидеть своих любимых. Кстати, жена Мамлера полностью разделяла интересы мужа, хотя у нее был свой бизнес — она работала «медиумом-целителем».

Сам знаменитый П. Т. Барнум (да-да, из фильма) обвинял Мамлера в том, что тот пользуется слабостью людей, чей разум помутился от горя. Но бизнес Мамлера тем не менее процветал. Среди его клиентов были и известные люди, например, вдова Линкольна, которая пожелала сделать фото со своим почившим мужем.

Мэри Тодд Линкольн
Мэри Тодд Линкольн

Скорее всего, эффекта присутствия призрака на фото Мамлер достигал при двойной экспозиции — с помощью только появившейся в те дни техники. Она позволяла наложить лица с одних снимков на другие. Работал он небрежно: похищал снимки прямо из домов, а некоторые «привидения» на его фото, по слухам, так и вовсе были живы-здоровы и не спешили отправляться к праотцам.

В конце концов справедливость восторжествовала и ловкача поймали. В 1868 году его выслали в Нью-Йорк, а позже арестовали. В суде свидетельствовал сам П. Т. Барнум. Он продемонстрировал судье снимок, где он сам стоял рядом с самим Авраамом Линкольном. Таким образом известный шоумен показал, как легко можно сфабриковать подобные снимки.

П. Т. Барнум и 
П. Т. Барнум и «дух Авраама Линкольна»

В тюрьму Мамлер не попал, но умер в нищете в 1884 году, оставив мемуары «Личные опыты Уильяма Г. Мамлера в фотографировании духов».

Но его идея понравилась другим мошенникам, которые намотали на ус, как можно легко заработать денег. «К 1880-м годам кто угодно мог взять в руки фотоаппарат и снимать, а это открыло дорогу шарлатанам, которые охотно обманывали людей и играли на их эмоциях», — говорит Майкл Притчард, генеральный директор Королевского фотографического общества в Британии.

И другие

Некоторые фотографы были так убедительны, что даже весьма разумные люди велись на их уловки. К примеру, англичанин Фредерик Хадсон демонстрировал свое мастерство самому Артуру Конан Дойлю.

Знаменитый писатель рассказывал о своем визите к фотографу в марте 1872 года: «Я позировал три раза и всегда выбирал позу сам. Каждый раз на негативе рядом со мной появлялась дополнительная фигура. Первой была мужская фигура с коротким мечом, вторая фигура поместилась на фотографии в полный рост и стояла примерно в нескольких футах за мной чуть сзади, держа в руках букет цветов. В третий раз, как только пластинка была помещена в камеру и я удобно расположился в кресле, я мысленно попросил, чтобы фигура стояла на очень близком расстоянии от меня. На третьей пластинке появилось изображение женской фигуры, стоящей очень близко впереди меня так, что складки её одежды закрывали нижнюю часть моего тела. Я видел, как проявлялись все три пластинки, и в каждом случае дополнительная фигура начинала вырисовываться в тот момент, когда наливали проявитель, в то же время мой портрет оставался невидимым в течение почти двадцати секунд после появления неясных очертаний духа. Я не мог узнать ни одной фигуры на негативах, но когда получил проявленные снимки, то с первого взгляда безошибочно узнал на третьем из них изображение моей матери. Он точно воспроизводил её облик и выражение лица, но отличался от всех её прижизненных портретов: это было изображение задумчивой женщины, несколько идеализированное, но такое, которое я ни с чем и никогда не спутаю».

Впрочем, некоторые фотографы все-таки ступали на «путь истинный»: французский фотограф Эдуар Исидор Бюге в 1874 году в Лондоне демонстрировал свои достижения в области призрачной фотографии.

А уже в апреле 1875 года он был осужден за изготовление поддельных фотографий духов. Фотограф признался, что снимки сфабрикованы. Выплатив штраф в 500 франков и отбыв год тюремного заключения, Бюге стал активно разоблачать своих бывших «коллег». Он рассказывал о трюках, приемах монтажа и прочих уловках, благодаря которым фотографы манипулируют верой клиентов.

Правда или вымысел

Но существует фотография, которая до сих пор не получила объяснения. Снята она была в 1891 году Сибеллой Корбет в графстве Чешир. Сибелла сфотографировала библиотеку аббатства Комбермир, держа выдержку около часа. В комнате в это время никого не было, но когда Сибелла проявила снимок, на нем появился силуэт человека, сидящего в одном из кресел. Сибелла показала снимок публике, и в нем узнали покойного лорда Комбермира, который незадолго до этого погиб, упав с лошади. Во время съемки как раз проходили его похороны.

Скептики утверждают, что за час до съемки кто-то из слуг просто зашел в библиотеку и решил присесть, но все слуги в один голос заявили, что они были на похоронах своего лорда.

Людям хочется верить, что их почившие близкие находятся в безопасности, вдали от жестокости мира, что они, наконец, испытали покой. Под гнетом горя мы становимся ранимыми и доверчивыми, и всегда найдутся ловкачи, готовые этим воспользоваться.

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария