Виртуальные бьюти–тренды: почему Инстаграм запретил фильтр с эффектом пластики

«Не выложил, значит не было», – под таким девизом в нашу жизнь ворвались соцсети. Пользователи показывают всё: что едят, где одеваются, куда ездят. Пришло время, когда реальность и виртуальность переплелись так тесно, что разграничить их порой бывает достаточно сложно. И если изначально мир захватили фотографии, то тренд сегодняшнего дня – видео-контент. Но не все оказались к этому готовы, и на помощь тем, кто предпочитает общаться «тет-а-тет», пришли фильтры и маски. Они умело скрывают недостатки, позволяют выглядеть привлекательнее и добавляют уверенности. Вот только выяснилось, вся эта виртуальная красота порядком омрачает реальную жизнь конкретных людей. Бьюти-эксперт и предприниматель из Нью-Йорка Дарья Мудрова рассказала cosmo.ru о том, почему в Америке всё чаще говорят о натуральности и отказываются от стереотипов в сфере внешней красоты.

Cosmo Online редакция Cosmo.ru

Представить свою жизнь без рекламы товаров и услуг уже невозможно. Вбила запрос в поисковой системе, и вот – несколько дней ты заложница навязчивых банеров, открыла соцсети, чтобы пообщаться с подругой – и залипла на видео, где блогер уже что-то пытается тебе продать, решила посмотреть милый ролик, оказалось, что в конце вшита реклама.  Сейчас уже невозможно просто переключить канал или перелистнуть страницу журнала. Ощущение, что реклама становится хитрее нас. Конечно, производителям контента приходится идти на различные уловки, потому что с каждым годом продвигать бренды становится всё тяжелее. 

Фотограф: Ник Латкин

Известно, что поколение Y практически не поддается воздействию обычной рекламы, потому не желая терять выгоду, компании каждый раз обязаны придумывать новые изощрённые способы донесения информации до потребителя. Сейчас самой большой, бюджетной и действенной площадкой по продвижению товаров и услуг, а также созданию трендов считается Инстаграм.  

Фотограф: Ник Латкин

Большинство из нас практически на автомате начинает и заканчивает свой день, листая ленту этой социальной сети, чем умело пользуются те, кто создаёт контент. Мне кажется, мы даже не заметили, когда Инстаграм перестал быть площадкой, где юзеры просто выкладывают фото еды, друзей и путешествий и стал главной диджитал-платформой для построения личного бренда, ярмаркой тщеславия, продажи товаров и продвижения услуг, в  том числе и бьюти, что вполне закономерно, так как Инстаграм основан прежде всего на визуальном контенте. А чтобы без лишних заморочек выглядеть более привлекательным и чувствовать себя увереннее, были созданы маски и фильтры. 

Фотограф: Ник Латкин

В августе прошлого года в Инстаграме появился AR-каталог масок и фильтров – это те самые эффекты, которые накладываются, когда вы снимаете через инста-камеру. Изначально все эффекты были только от самого Инстаграма. Чуть позже стало возможно блогерам и компаниям самим создавать собственные фильтры. Казалось бы, прекрасно, это должно было облегчить нашу жизнь: не надо тратить время на то, чтобы делать мейк-ап в реальности, лучше использовать его для создания годного контента. Но всё оказалось намного сложнее.

Обработка: Радж Чакрав

В октябре 2019 года Spark AR удалила фильтры с эффектом пластической хирургии, так как по мнению разработчиков приложения они способны деформировать психику людей, подталкивая к изменению внешности в реальной жизни.

Но Инстаграм решил на этом не останавливаться и стал скрывать посты с рекламой косметических процедур и средств для похудения. Как пишет The Guardian, такие публикации спрятаны от пользователей младше 18 лет. Речь идет в том числе о продвижении БАДов, детокс-чаёв, косметических процедур и специальных диет. Если в рекламной публикации указана цена продукта или есть призыв к покупке, то пост не будет показан несовершеннолетним пользователям. А если в публикации описан "чудодейственный эффект", а также добавлен промо-код или скидка, то такой пост будет и вовсе удален. 

Через месяц после этого запрета Инстаграм ограничил публикации на тему пластической хирургии и похудения. Представители ИГ заявили, что их платформа должна быть «позитивным местом для всех, кто ею пользуется. И эта политика является частью постоянной работы по снижению давления, которое люди могут испытывать после использования соцсетей». 

И они знают, о чем говорят, ведь еще в результате исследования The Royal Society for Public Health in the UK в 2017 выяснилось, что Инстаграм сильно действует на возникновение тревожности, депрессии, булинга и синдрома упущенной выгоды — навязчивой боязни пропустить интересное событие или хорошую возможность. Четыре человека из десяти испытывали СУВ (синдром упущенной выгоды) хотя бы иногда, причём мужчины чаще, чем женщины. Издание Huffington Post опубликовало отчет, в котором говорится, что фильтры, подобно тем, которые используются в Инстаграме подталкивают людей делать пластические операции, в частности, ринопластику и увеличение губ.

Недавно в сети стал вирусным ролик, в котором актриса некогда популярного сериала «Секс в большом городе» Синтия Никсон читает текст Be a Lady They Said (“ Будь леди, они сказали”). Его главный посыл заключается в том, что в современном обществе женщины постоянно подвергаются давлению. Все правила и рекомендации для женщин, о которых рассказывает Никсон, противоречат друг другу: пользоваться косметикой, но оставаться естественной; есть с аппетитом, но быть стройной; откровенно одеваться, но сохранять целомудренность: «Будь леди», – сказали они. Не будь слишком толстой. Не будь слишком худой. Ешь. Худей. Хватит так много есть. Закажи салат. Не ешь углеводы. Пропусти десерт. Сядь на диету. Боже, ты выглядишь как скелет…» и так далее.  

Девушки очень рано получают посыл, что должны быть круглосуточно неотразимыми: красивыми, сексуальными, экстремально худыми и так далее, но это сложная и зачастую по ряду причин невыполнимая задача, которая приводит к депрессиям у молодых женщин, поэтому сейчас главный тренд среди дам в США — это быть собой. Американки активно выступают против подобных гендерных притеснений и всё чаще пропагандируют независимость от чужого мнения и уверенность в любом весе, возрасте и виде.