«Распылил баллончик мне в лицо»: как на нашу читательницу напал водитель такси

Все мы пользуемся услугами такси. Но бывает, что поездки заканчиваются совсем не так, как планировалось: вместо дома ты попадаешь в больницу. Именно о таком случае рассказала наша читательница.

Злополучная поездка

Из офиса я выходила поздно, около часа ночи: мы решили допилить все хвосты и раскидать брифы, чтобы вторник начался как чистый понедельник. Ехать мне до дома минут 15 без пробок, я постоянный клиент такси. В дневное время это всегда «комфорт» или «комфорт плюс», в ночное — только «комфорт плюс». Безопасность же крайне важна, думала я. 

На мой вызов в 01:06 приехала Toyota Camry, за рулем — мужчина лет тридцати пяти обычной внешности. Я села, уточнила адрес поездки и погрузилась в телефон, подключив наушники. Добрались до дома. Я, как обычно, вышла из автомобиля и обошла его со стороны багажника, оказавшись между сугробом и водителем. 

Водитель, опустив стекло, сообщил, что мне нужно отдать деньги, так как в приложении стоят наличные. Я была удивлена, так как всегда плачу картой, проверяю форму оплаты и наличные не ношу с собой вообще. Поменять в приложении эту опцию после завершения заказа было уже нельзя.

Мне предложили перевести деньги через «Сбербанк Онлайн» по номеру телефона, я попросила продиктовать номер карты, потому что у меня банк «ДОМ.РФ». И все это ночью, на улице минус 20, я заболеваю. Очень хочу домой, предлагаю водителю расплатиться из квартиры, а он требует, чтобы я села в машину и сделала всё там. Я отказалась, оставшись стоять возле автомобиля.

После первой попытки оплаты банк отклонил операцию. Попросила продиктовать номер второй раз, перевела, получила пуш-уведомление, что деньги списались. Говорю водителю, что они сейчас упадут ему на карту, а если нет, то я повторю операцию из дома или подъезда, так как уже поздно и я хочу домой или хотя бы в тепло. 

Иду от машины к дому, открываю дверь подъезда, поворачиваю голову и... вижу перед собой водителя. Он распыляет мне баллончик с чем-то в лицо и убегает.

Шок, шок и шок. Ночь, я одна во всем дворе, не могу открыть глаза и вдохнуть глубоко, все как в тумане. Кое-как доползла на ощупь до лифта, доехала до квартиры, долго пыталась открыть дверь — получилось не с первого раза. К своему ужасу, я даже позвонить никому не могла: физически не получалось открыть глаза. Долго промывала их холодной водой и только после этого смогла обратиться за помощью. 

И понеслось: скорая, Боткинская травма, бумажки, описание, мои и не только мои тщетные попытки связаться с агрегатором такси и стандартные сообщения в ответ.

Дальше была дорога домой, почти рассвет и звонок из полиции, так как травма криминальная. Спала я в эту ночь всего час. Все утро провела за разговорами, два часа — в полиции. После этого ребята даже приехали к моему дому, чтобы осмотреть место преступления.

Финал истории

И вот я лежу, на руках у меня заключение из больницы, копии переписки с агрегатором, заявление в полицию, платежки из банка о совершении перевода, разбитое ощущение моей безопасности и зашкаливающее чувство тревоги. Мне не страшно, что больно. Мне страшно, что кто угодно может сделать что угодно и никак за это не ответить.

У меня невероятные люди рядом: отдельное спасибо парню, что потратил ночь своей жизни на то, чтобы я просто продержалась. Он был моими руками, голосом и спокойствием. Мои друзья были готовы привезти мне что угодно и даже больше. Они искали и присылали контакты, делали всё, чтобы случившееся не замяли.

Прекрасные парни из полиции сделали свою работу хорошо. Они сами одолели меня звонками, как только им поступила заявка со стороны больницы (прошло не больше часа), а не отказывались принять заявление и не пытались спустить дело на тормозах. Врачи Боткинской травмы оказались совершенного такта и профессионализма людьми: сделали всё быстро, аккуратно и не больно.

Скорая помощь действительно скорая, прошло буквально 10 минут, а они уже оказались рядом. Даже сейчас, в это не самое простое время. 

А вот такси... Агрегатору сначала всё это было неинтересно: я получала одни стандартные отписки. Потом подключились мои друзья, которые были с ним связаны, и только после этого со мной начали разговаривать. Ну как разговаривать. Выяснять, а не виновата ли в случившемся я. Может, вела себя как-то не так? А не защищался ли водитель? Я заплатила, но даже если пассажир не платит — это вопрос правового поля, а не право водителя поливать кого-то из баллончика.

Остальным хочу сказать: будьте предельно аккуратны, насторожены, заботьтесь о себе и слушайте свою интуицию и разум.

Комментарии юристов

Екатерина Ананьева, практикующая юристка

С начала деятельности агрегаторов такси в России стоял вопрос: а должны ли они нести ответственность за вред, причиненный пассажирам? Сами агрегаторы настаивали, что являются лишь информационным сервисом и не осуществляют перевозки. Следовательно, пусть перед пассажиром отвечает водитель или собственник автомобиля.

Однако Верховный суд в 2018 году четко определил, что посредник несет ответственность перед пассажиром, если:

1. Агрегатор заключил договор с пассажиром от своего имени. С точки зрения потребительского законодательства об этом свидетельствуют упоминания конкретного агрегатора в информации о поездке, sms, в приложении и т. д.

2. Потребитель мог решить, что заключает договор непосредственно с агрегатором (диспетчером). Могло ли сложиться такое впечатление у пассажира, суды выясняют с учетом информации, представленной в рекламе сервиса, интернете, переписке с клиентом и других обстоятельств заказа такси.

Итак, разобрались — ответственность агрегатор нести все-таки должен. Какую именно, как его к ней привлечь и чего можно добиться?

Во-первых, при любом ненадлежащем оказании услуг нарушаются права потребителя. Соответственно, на основании Закона о защите прав потребителей агрегатору можно предъявить требование о возмещении убытков (стоимости поврежденного имущества, медицинских и иных расходов) и морального вреда.

У подобных исков хорошие судебные перспективы, и ими даже без предоплаты охотно занимаются общественные организации по защите прав потребителей: в случае удовлетворения исковых требований им причитается отдельный штраф с ответчика.

Даже если у вас не возникло какого-либо имущественного ущерба, но вас, например, высадили из машины или нахамили, можно обратиться с иском о возмещении морального вреда. Такая судебная практика существует, однако взыскиваемые суммы в итоге носят скорее символический характер — 3–5 тысяч рублей.

А тебе когда-нибудь хамили в такси?
Да
Нет

Во-вторых, существуют государственные органы, в чьи обязанности входит привлечение к административной ответственности лиц и организаций, оказывающих услуги ненадлежащего качества. В первую очередь это Роспотребнадзор, куда можно обратиться с жалобой: она должна быть рассмотрена в течение месяца. Если ведомство выявит нарушения, ИП могут оштрафовать на 10–20 тысяч рублей, юридические лица — на 20–30 тысяч.

Кстати, за нарушение прав потребителя можно привлечь к ответственности не только агрегатора, но и оказавшего услуги перевозчика. Например, у некоторых сервисов такси эта информация указана в данных о поездке: «Партнер — ИП такой-то». Как правило, это не водитель, а иное лицо. 

В-третьих, в случае наступления тяжких последствий установлена и уголовная ответственность. Статья 238 УК РФ позволяет привлечь к ней за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, при условии, что опасность для жизни или здоровья человека является реальной.

Привлекают к ответственности по данной статье, как правило, руководителей и иных ответственных должностных лиц организации. Санкции варьируются от штрафа в размере до 300 тысяч рублей до двух лет лишения свободы. С заявлением о привлечении к уголовной ответственности нужно обращаться в полицию.

В описанном случае действия водителя, безусловно, являются уголовным преступлением. Помимо обращения в полицию и привлечения к уголовной ответственности ему лично можно предъявить гражданский иск о возмещении имущественного ущерба и морального вреда (как непосредственно в уголовном процессе, так и отдельно).

Мария Меркурьева, юристка, создательница проекта «Юридический ангел для нормальных людей»

Следует отметить, что, несмотря на позицию Верховного суда об ответственности агрегатора, решения конкретных судов могут быть как за пассажира, так и против (в Москве чаще против, в регионах — чаще за). 

Суды обращают внимание: ситуация, когда пассажир, не имея полной информации и возможности проверить качество услуги, не имеет также и возможности предъявить претензии агрегатору, с которым вел переговоры, — нонсенс, нарушающий принцип справедливости и общие нормы закона о защите прав потребителей.

Есть и обратная практика. В 2020 году, например, Мосгорсуд оставил в силе отказ в иске мужчине, который забыл в такси ноутбук, и водитель его не вернул. Постановление Верховного суда было проигнорировано: в суде сочли, что иск был подан к ненадлежащему ответчику, поскольку агрегатор не является перевозчиком и не заключал договор с пассажиром. Кстати, я согласна с отказом в иске, но по другим основаниям: по правилам перевозки, за сохранность ручной клади отвечает ее владелец.

При этом некоторые суды считают, что отвечают все разом: и агрегатор, и таксопарк, и водитель, и, например, владелец автомобиля, сдавший его в аренду таксопарку. Другие выбирают только некоторых из них в качестве ответственных лиц. 

Что делать, если вы пострадали от действий таксиста?

Во-первых, как и героиня истории, всё фиксировать. Делать аудиозаписи звонков, скриншоты переписки, при возможности — видеозаписи. Обратиться в лечебное учреждение для фиксации состояния здоровья и полученных повреждений. Делать фото и видео своего состояния. В случае с доказательствами действует принцип «лучше больше»: вы можете не использовать всё, что приготовили, но чем больше у вас будет материалов, тем меньше будет вопросов. 

Во-вторых, можно отправить официальную претензию в адрес всех, чей адрес вы сможете установить: агрегатора, таксопарка, ИП или водителя. Претензию можно отправлять любым способом, который позволяет связаться с этими лицами. На случай если, например, форма обратной связи не присылает копию вашей претензии, делайте скриншоты. 

Претензия в такой ситуации необязательна, можно сразу идти в суд. Но это простое действие, и есть вероятность, что проблема разрешится уже на этом этапе. Перевозчик обязан рассмотреть предъявленные претензии и уведомить о результатах заявителя в письменной форме в течение 30 дней со дня получения претензии. 

В-третьих, можно написать заявление в полицию (но вы не обязаны это делать).

В-четвертых, если претензия не помогла, можно отправляться в суд с требованием возмещения вреда, причиненного здоровью, и компенсации морального вреда. Не обязательно делать это сразу: вы можете прийти в себя, привести в порядок здоровье и только после этого добиваться справедливости. Обратиться с иском о возмещении вреда здоровью можно когда угодно — хоть спустя 10 лет, срока давности такие иски не имеют.

Ты бы пошла на месте героини в суд?
Да
Нет

Нужно будет доказать факт заказа такси в агрегаторе, факт причинения вреда здоровью и как этот вред был причинен (чьими и какими действиями, и причинно-следственную связь между действиями), наличие и размер убытков. Потерпевшая не должна доказывать вину агрегатора или такси, они отвечают по факту причинения вреда, поскольку отношения лежат в сфере действия закона о защите прав потребителей. 

В обоснование ответственности агрегатора можно показать скриншоты из приложения о заказе такси, sms о подаче машины, завершении поездки и т. п. 

А если все-таки пассажир не платит? И такое бывает. Гражданский кодекс допускает самозащиту нарушенных прав, но способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Иными словами, можно потребовать оплатить поездку, но нельзя удерживать, например, пассажира в машине. И уж точно невозможно назвать самозащитой нападение с перцовым баллончиком — такой поступок явно не направлен на получение платы за поездку.


Фото: Getty images, Facebook