Очень плохие девочки: как женские банды сукэбан держали в страхе Японию

Женские банды сукэбан всего за одно поколение стали культурным феноменом Страны восходящего солнца. Отвага и бесстрашие юных девушек, ставших бандитками, сделали их по-настоящему опасными. Но кто же такие сукэбан, откуда они взялись и почему держали в страхе всю Японию?
Очень плохие девочки: как женские банды сукэбан держали в страхе Японию

Они возникли в 60-е годы прошлого века, буквально за два десятилетия взлетели к славе, держа в страхе многие города Японии. Но уже в 80-е растворились в толпе прочих субкультур, растеряв свою устрашающую силу. Речь идёт о сукэбан (в переводе с японского «девушка-босс») – женских бандах Страны восходящего солнца. Откуда они взялись и куда исчезли, расскажем прямо сейчас.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Версии происхождения

Существует три основные версии происхождения сукэбан. Первая связана с экономическим кризисом в Японии. К 60-м годам рванувшая вверх после Второй мировой войны экономика страны пошла на спад и социальное расслоение населения достигло пика. Многим семьям было не по карману учить детей в престижных школах, потому ребята из неблагополучных районов сбивались в группировки и пытались с помощью грабежей выжить и улучшить условия жизни. Сначала в головорезы пошли крепкие парни, а за ними последовали и девчонки.

Вторая версия говорит, что сукэбан возникли в противовес мужским уличным бандам, так называемым банчо. Парни занимались мелким хулиганством и воровством, но не брезговали и домогательствами. Девушки решили постоять за себя кулаками, а также прочими подручными средствами типа лезвий, бит и цепей. Им это удалось, причём настолько эффективно, что банчо ушли в тень, уступив сукэбан место под солнцем. Так обычные школьницы вытеснили мужские группировки, начав заниматься разбойными нападениями, грабежом, крышеванием мелкого бизнеса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Женские банды сукэбан стали серьезной движущей силой
Женские банды сукэбан стали серьезной движущей силой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И по третьей версии сукэбан появились в отместку якудза, которые брезговали брать в свои ряды отчаянных женщин. Японская мафия тех лет разительно отличалась от западных «коллег». Если, допустим, те же сицилийцы предпочитали вести дела скрытно, то в Японии с таинственностью и загадочностью не заморачивались. О якудза в середине ХХ века знали все, в деловых районах Токио даже работали их офисы. Но вот дамам в организацию вход был закрыт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дело в том, что в патриархальной Японии тех лет у женщин была своя функция, ограничивавшаяся ролью кроткой, нежной и мудрой супруги, которая должна молчать, создавать уют и воспитывать детей. Но экономическая ситуация требовала выхода матерей на работу, а далеко не все японки обладали необходимыми навыками и образованием. Хотя в основном к сукэбан присоединялись не взрослые женщины, а девочки-подростки, бунтующие против сложившихся устоев и взглядов традиционного общества на роль женщины. Как бы то ни было, к началу 70-х годов женские банды в Японии стали распространённым явлением. В одно из крупнейших объединений сукэбан входило около 20 тысяч девушек. С такой силой пришлось считаться даже якудза, которым потребовалось для завоевания островного государства целых четыре века.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Униформа сукэбан

Разумеется, столь крупный союз требовал дисциплины и контроля. Так у сукэбан появился свой кодекс чести, совет, внутренние правила, наказания и даже фирменный стиль, представлявший собой модифицированную школьную форму. Девушки-боссы носили плиссированные юбки, рубашки с матросским воротником и красным галстуком наподобие пионерского, школьный пиджак.

Но были и отличия. Так, длина юбки опускалась значительно ниже колена, в то время как в 60-70-е школьницы, наоборот, старались задирать её до середины бедра. Поговаривали, что под длинной юбкой сукэбан обычно прятали оружие — бейсбольные биты, нунчаки, бамбуковые мечи. А вот верх, как правило, в юбку не заправлялся, оголяя полоску живота. На школьных пиджаках вышивались или рисовались драконы, цапли, пионы и прочие национальные мотивы. Всё это дополнялось яркими цветными носками, кедами и игрушкой йо-йо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 80-е образ девушек-боссов преобразился. Они стали носить кожу и цепи
В 80-е образ девушек-боссов преобразился. Они стали носить кожу и цепи

Причем, сукэбан проповедовали асексуальность, одеваясь не в угоду мужскому населению. Своей униформой бандитки хотели показать, что за красивым личиком и стройным телом кроются индивидуальность, ум и смекалка. Многие девушки, входящие в женские разбойные союзы, избегали макияжа, выщипывали брови в тонкие ниточки, а волосы обесцвечивали до жёлтого или ярко-оранжевого оттенка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Порой сукэбан одевались иначе, например в брюки и удлинённые пиджаки. Но их опознавательным знаком в таком случае становились народные мотивы на одежде и повязки на головах. С восьмидесятыми пришла мода на байкерский стиль, потому сукэбан сменили школьную форму на кожаные штаны и куртки с металлическими заклёпками. Сменили и... растворились в прочих японских субкультурах! Непонятно почему, но именно со сменой униформы пришла пора забвения женских банд.

Влияние на кинематограф и моду

Многие исследователи субкультур Японии уверяют, что сукэбан исчезли не потому, что переоделись. Во-первых, изменилась экономическая ситуация. Во-вторых, юные школьницы подросли, многие вышли замуж и стали матерями. Дело в том, что в Японии подростковый бунт против системы считался и до сих пор считается нормой. Глуп тот, кто не пытался ни разу поплыть против течения. Конечно, уголовные дела на самых крутых бандиток заводили, но до тюрьмы обычно дело не доходило — островное правосудие в этом плане оказалось одним из самых гуманных в мире. Девочкам-подросткам разрешали развлекаться – при условии, что они никого не калечили и не убивали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сексуализация образа сукэбан в аниме и манге лишила банды былой популярности
Сексуализация образа сукэбан в аниме и манге лишила банды былой популярности

И, в-третьих, внезапно девушки-боссы стали героинями аниме, манги и кино (так называемые картины жанра пинку эйга). В 1971–1974 гг. вышла целая серия картин «Сукэбан» от режиссёра Норифуми Судзуки. Образы «плохих девочек» ещё долго кочевали из фильма в фильм, разительно отличаясь от реальности. Кинематограф превратил сукэбан в сексуализированных феминисток, применявших силу исключительно ради мести или личных целей, что совершенно не имело отношения к реальности. Благо такое клише достаточно быстро приелось зрителям, но популярность настоящих женских банд упала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас сукэбан в Японии превратился просто в образ. В Токио до сих пор можно встретить школьниц и студенток в длинных плиссированных юбках и матросках, с йо-йо в руках. Но они больше не воруют, а просто отстаивают свою независимость и противостоят закостенелому патриархату.

Гого Юбари была членом сукэбан. Кадр из фильма «Убить Билла»
Гого Юбари была членом сукэбан. Кадр из фильма «Убить Билла»

Кстати, Квентин Тарантино не скрывает свою любовь к фильмам о девушках-боссах с оружием, что прекрасно видно в первой части «Убить Билла». Один из второстепенных персонажей ленты Гого Юбари, телохранительница О-Рен Ишии, была настоящей сукэбан, только ради эффектного кадра её одели в короткую юбку. Помимо этого, влияние стиля женских японских банд было замечено в 2016 году, когда на Неделе моды в Мадриде дизайнеры Maria ke Fisherman представили коллекцию в одноименном стиле, но большого резонанса она не имела.