Катерина Миронова рассказала о гендерных стереотипах и успехе в бизнесе

Катерина Миронова рассказала о гендерных стереотипах и успехе в бизнесе

Существует ряд представлений, выросших исторически и культурно: от женщины ждут эмоциональности, отсутствия хладнокровия, роли хранительницы очага, а карьера воспринимается как будто в противовес главному предназначению женщины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Окружение часто обесценивает достижения женщины-управленца, предполагая, что она чья-то дочь или жена. Но эти аспекты в большинстве своем надуманные. Есть множество примеров успешных self-made руководителей, которые пришли к своей позиции путем тяжелого системного труда и полной самоотдачи.

Статистика

Если обратиться к статистике, мы увидим довольно позитивную картинку: согласно исследованию Deloitte, уже несколько лет в России доля женщин-гендиректоров сохраняется на уровне 20%. Хотя женщины возглавляют преимущественно микро- и малый бизнес, их доля примерно в 4,5 раза выше, чем в среднем в мире.

Но есть и обратная сторона этой статистики. В международных рейтингах гендерного равноправия наша страна всё так же занимает невысокие места: 81-е место в Global Gender Gap Index 2019 и 2020, который публикует Всемирный экономический форум, и 116-е место в рейтинге Всемирного банка «Женщины, бизнес и закон 2019». Под таким углом статистика уже не кажется столь позитивной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мужское vs женское

В корпоративной среде из-за общественных стереотипов о мужском и женском к женщинам относятся более критично, чем к мужчинам. Качества, которые считаются достоинством мужчины, у женщины, как правило, воспринимаются как недостатки и слабости.

Возьмем такой пример: если женщина поддерживает сотрудничество и демократию в коллективе, внимательно слушает сотрудников и готова подставить плечо, чтобы в него могли поплакаться, то ее считают излишне мягким руководителем, который не в состоянии управлять коллективом. А подобного руководителя-мужчину, наоборот, воспринимают как открытого и прогрессивного лидера. Слишком напористых начальниц считают неженственными, «нашими мымрами», в то время как агрессивных начальников — эффективными менеджерами и сильными лидерами, которые, подобно генералам в армии, ведут войско к победе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сильный культ семьи

Среди прочих факторов скепсиса можно выделить семейные ценности, которые как бы обязывают женщину-руководителя родить ребенка и сделать перерыв в карьере. Мы живем в настолько динамично развивающемся мире, что даже несколько недель простоя могут стоить компании и женщине слишком дорого, чего уж говорить о декрете, который может выбить ее из строя как минимум на пару месяцев. В обществе существует твердое убеждение: для женщины семья важнее карьеры, она должна отдать все, чтобы стать хранительницей семейного очага и уюта.

20% респондентов, опрошенных компанией Hays, ответили именно так. И среди них были не только мужчины, но и женщины, что свидетельствует о том, что то ли под давлением общества и патриархальных консервативных ценностей, то ли из-за чувства повышенной ответственности даже женщины считают, что быть руководителем нерационально.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как с этим бороться?

Этот вопрос необходимо решать глобально, но, знаете, haters gonna hate. Иногда, чтобы общество зашевелилось и начало что-то делать, нужно доказывать это самой. Показать, что вы успешна, что вы эффективна и что вы достойна быть руководителем. Поверьте, большинству инвесторов и акционеров важен только результат и эффективность бизнеса, а не гендерная принадлежность. Только упорная работа позволит достичь желаемого результата.

Вспомните Кэти Вуд, которая с 2001 года работала в инвесткомпании AllianceBernstein директором по инвестициям. Она предложила революционную идею по созданию биржевых фондов ETF и столкнулась с гендерными стереотипами и недоверием к ее идее со стороны совета директоров. В итоге Кэти Вуд открыла свою компанию, уволившись с работы в 2014, и сейчас управляет активами на $60 млрд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Или же историю Рут Хэндлер, которая, будучи обычной стенографисткой, путем долгого и упорного труда, постоянного самообразования и риска смогла создать могущественную империю по производству игрушек и куклу, которая стала не просто культом, но и отражением положения дел в обществе (вспомните о бодипозитивной Барби). При этом Рут Хэндлер смогла вырваться в люди и создать столь могущественную компанию не в прогрессивном двадцать первом веке, а в полном гендерных стереотипов и сложностей двадцатом. Это говорит о том, что внешние факторы и общественное одобрение — это важно, но без должного труда и упорства ничего не получится даже в идеальных условиях.

Занимайтесь саморазвитием, не упускайте возможность узнать что-то новое. Не пренебрегайте нетворкингом. Любой человек в вашей жизни может сыграть самую неожиданную роль. Следите за своим духовным и ментальным состоянием. Когда вы уверены в себе и находитесь в полной гармонии и балансе, ни одна стрессовая ситуация не выведет вас из себя и не заставит сделать глупость. Помните, что все допускают ошибки. Это наши инвестиции в развитие себя, наших проектов и наших компаний. Как говорит Ричард Брэнсон, «К черту все! Берись и делай!»