Артемий Троицкий о музыке и интернете

Продвинутая музыкальная общественность давно игнорирует и ТВ, и радио; у нее другие поляны – клубы и Интернет.

Cosmo Online редакция Cosmo.ru

Если судить об эстраде по тому, что показывает ТВ, кажется, что мы в 70-х (Пугачева, Ротару, Кобзон) или в 90-х (Валерия, “Любэ”…). Если слушать FM-радио, гд царит продюсерская попса, начинаешь думать, что в 70-е было не так уж плохо…

Продвинутая музыкальная общественность давно игнорирует и ТВ, и радио; у нее другие поляны – клубы и Интернет. Здесь картина всегда была намного разнообразнее, но самыми яркими фигурами все равно оставались артисты из прошлых десятилетий – от ДДТ до Земфиры, от “Мумий Тролля” до Шнурова. Лишь под конец нулевых клубно-сетевой андеграунд предложил новое и интересное – “Барто”, Петра Налича, Noize MC. То есть типа зашевелилось. И вот на излете первого десятилетия века это шевеление обретает внушительные черты – так, что можно говорить о целом новом явлении.

Список номинантов музыкальной премии “Степной волк” подтвердил: новое поколение явилось! Заслуженных артистов, прогремевших в истекшем сезоне (Эдуард Хиль, Сергей Шнуров и “Рубль”, группа “Мегаполис”), серьезно подвинули молодые дарования, имена которых мировой публике почти ничего не говорят. Пока, по крайней мере… Ну, например: Moremoney, “Краснознаменная дивизия имени моей бабушки”, Padla Bear Outfit, “4 позиции Бруно”, Нина Карлссон, Lemonday, Галя Чикис, “Фруктовый кефир”, NRKTK (ранее Narkotiki).

Притом что музыканты представляют Москву, Питер, Е-бург (а на подходе – “Почтальоны Нобеля” из Калуги, Illinoiz из Нижнего, Mezzamo из Твери…), есть нечто, что их объединяет. Во-первых, непохожесть на сложившиеся музыкальные кланы: попсу, русский рок, рэп, шансон. Многие тяготеют к актуальным западным стилям; некоторые – к советской эстраде и фольклору; кто-то пробует создавать нечто свое. Во-вторых, в кои-то веки наши артисты озаботились качеством собственно музыки! Так же, как для попсы важны шоу, костюмы и кордебалет, для актуальных стилей важны интересные звук, саунд. Музыканты новой формации занялись этим вплотную, и слушать стало интересно.

Не думаю, что многие из ультрамодных новых групп и солистов доберутся до телевидения. Да им этого и не нужно – Интернет прикольнее. Включайте поисковик! Начинайте с тех, кого я назвал выше.

CD

АЛЕКСАНДР Ф. СКЛЯР
ПЕСНИ МОРЯКОВ, ЧАСТЬ 2

Загадка: брутального вида мужчина, за 50, с прической “ежик”, голос низкий хрипловатый, автор и исполнитель песен. Вопрос: в каком жанре он поет? Александр Скляр пел панк-рок, романсы, Вертинского, блюзы и баллады… И лишь в этом альбоме по касательной задел “блатной” жанр, исполнив полдюжины разухабистых портовых песенок. Бесспорно, это самый “доступный” диск прекрасного артиста.

HOLE
NOBODY’S DAUGHTER

Поклонники The Beatles не очень любят Йоко; у фанатов Цоя претензии к его (увы, покойной) жене Марьяне. Но ни одной из рок-вдов н обломилась такая порция ненависти, как Кортни Лав, жене Курта Кобейна. Но веселая вдова н очень расстраивается. Группа Кортни Hole исполняет нормальный рок. Единственная “особая примета” – голос солистки: надтреснутый, испито-прокуренный и очень выразительный. Такой вокал тоже надо заслужить.

“Газгольдер” на Курской – один из известных клубов Москвы. Здесь базируются музыканты-электронщики, рэперы и радикальные художники. В их числе известный в хип-хоп-кругах проект “Баста”, новый альбом которого меня удивил. Эклектичностью – и музыкальной (от сентиментальной попсовости до жесткого рока), и тематической (от нарко-уголовной темы до философско-патриотических признаний). Реализм на любой вкус.

Фото: CORBIS/FOTOSA.RU