Русское нарядное творчество: как дизайнеры используют НХП — это нужно видеть!

Хохлома и гжель, павловопосадские и жостовские узоры, елецкое и вологодское кружево —все это сегодня активно используется дизайнерами, и не только российскими.

Текст: Ирина Костарева

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Getty images

В отличие от европейской российская мода долго формировалась в отрыве от ремесел. Отечественные дизайнеры словно намеренно пытались уйти от всего, что могло ассоциироваться с «лубком», а потому ориентировались скорее на западные тренды, не особенно стремясь задействовать в своих коллекциях русские народные промыслы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сами ремесла — искусные елецкие кружева, фигурная крестецкая строчка, узорчатые павловопосадские платки — многие годы мирились со скромным определением «сувенирная продукция». Но ситуация изменилась, и современные дизайнеры все чаще обращаются к локальным промыслам — не только русским, но и, например, башкирским.

Одним из пионеров этого движения стал Денис Симачев, который еще в нулевые продемонстрировал, что традиционная роспись под хохлому может выглядеть не лубочно, а модно и иронично. По словам дизайнера, он запатентовал собственный хохломской узор, «перенеся его с ложек на принт», и, пожалуй, это до сих пор самый яркий пример переосмысления нижегородского промысла в современной моде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ульяна Сергеенко много и плодотворно работает с елецкими кружевницами и мастерицами по крестецкой вышивке. А в коллекции Ulyana Sergeenko Couture осень–зима 2021 она и вовсе объединила сразу пять традиционных русских промыслов: к елецкому кружеву и крестецкой строчке присоединились ростовская финифть, кадомский вениз и хрусталь с заводов Гусь-Хрустального.

Давно известно о сотрудничестве Алены Ахмадуллиной с «Городецкой золотной вышивкой», а также о ее большом проекте с предприятиями Нижегородской области, которые развивают золотошвейное искусство, ручное ткачество и вышивку нижегородский гипюр.

Новое веяние

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идею подхватили и молодые дизайнеры. Так, в 2015 году Александра и Антон Георгиевы выкупили обедневшую фабрику «Крестецкая строчка» и тем самым спасли ее от закрытия. Сегодня именно там делают вышивку для кутюрных коллекций Сергеенко. Сами Георгиевы основали на базе фабрики бренд Alexandra Georgieva и шьют платья и блузки, украшенные городецкой вышивкой, причем не только традиционной черной или белой, но и другого цвета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дизайнер Александра Гапанович аккумулирует опыт разных эпох и обращается к русским мотивам в своих коллекциях. Одну из них она отшила из павловопосадских платков, которые сдали на переработку фонду «Второе дыхание», еще одну — из оренбургских шалей. Русский культурный код в ее творчестве неразрывно связан с современными тенденциями, например апсайклингом, который подразумевает вторичное использование тканей, их переработку в новый продукт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 2017 году одним из самых обсуждаемых молодых дизайнеров в России и мире стала сибирячка Мария Каза- кова, основательница бренда Jahnkoy, с которым она оказа- лась среди финалистов престижной премии LVMH Prize.

Мария ловко миксует уличный стиль с элементами татарского национального костюма, а летом 2018-го провела показ в московском Музее декоративно-прикладного и народного искусства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несколько лет назад аксессуарный бренд Radical Chic объединился с Жостовской фабрикой декоративной росписи и выпустил капсульную коллекцию платков, кимоно и рюкзаков, главным лейтмотивом которой стал переосмысленный дизайнерами бренда традиционный цветочный рисунок: к нему добавились изображения мармеладных мишек, фигурок футболистов и даже леопардовый принт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С легкой руки Ульяны Сергеенко российские дизайнеры полюбили елецкое кружево — считается, что оно тоньше и легче вологодского. С ним работают, например, Маша Андрианова (она сочетает его с французским шелком) и создательница марки Loom by Rodina Светлана Родина. Впрочем, и вологодское кружево, которым занимается предприятие «Снежинка», не обделено вниманием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В коллекции весна-лето 2020 его использовала дизайнер бренда Masterpeace Евгения Линович. А в ее следующей коллекции, осень-зима 2020, на вещах появились пуговицы, сделанные совместно с Гжельским заводом. Этим народным промыслом вдохновлялся и Рома Уваров — его украшения в виде фарфоровых фигурок, расписанных под гжель, стали одним из самых узнаваемых элементов бренда RomaUvarovDesign.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К корням обращается основатель марки WOS Андрей Артемов. В коллекции весна-лето 2021 он признается в любви родному Башкортостану и украшает платья и юбки национальной вышивкой, узорами курай (цветок, символизирующий дружбу) и кускар (бараньи рога — символ плодородия). Есть там и отсылки к монисто — традиционному шейному украшению из монет, камней и кораллов.

Другой взгляд

Зарубежные дизайнеры не работают напрямую с российскими мастерскими, но тоже увлекаются русскими промы лами — и по-своему воспроизводят их лейтмотивы в своем творчестве.

Getty images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый нарядный пример — это, пожалуй, коллекция Opéra-Ballets Russes («Русские оперы и балеты») Yves Saint Laurent, которую мэтр назвал если и не самой лучшей, то самой красивой. Показ прошел в 1976 году в парижском отеле Intercontinental. Модели вышагивали по подиуму в образе царевен из русских сказок, но в замшевых сапогах на высоком каблуке и соболиных шапках. В этой истории Сен-Лоран, по его словам, воплотил все свои мечты, любимую живопись, любимые оперы и балеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1994 году Джон Гальяно презентовал коллекцию «Принцесса Лукреция», и это был не просто смотр нарядов, но целый спектакль о русской аристократке, которая уехала из большевистской России в Швейцарию. По подиуму, подхватив сере- бристый подол-абажур, бежала принцесса Кейт Мосс. Дизайнер возвращался к русской теме еще как минимум дважды: в 2009 году он уделил внимание фольклору славянских и балканских народов (здесь и сугробы, и самоцветы, и расписные шали в духе павловопосадских платков), а в 2011-м представил мужскую коллекцию, посвященную Рудольфу Нуриеву.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2009 году коллекции а-ля рюс также показали Chanel и Kenzo. Карл Лагерфельд назвал свою «Париж–Москва» — видимо, чтобы подчеркнуть тесную связь мадемуазель Габриэль Шанель с Россией — и отличительной ее особенностью были аксессуары: кокошники с россыпью жемчуга, расписные сумочки-матрешки, меховые, расшитые золотой ниткой муфты.

Антонио Маррас использовал другие коды — его коллекция для Kenzo вдохновлена «одинокими дачами», заполненными гобеленами и коврами. Угадываются здесь и отсылки к павловопосадским платкам — шали из коллекции Kenzo Ready to Wear визуально почти неотличимы от продукции платочной мануфактуры.

А вот главной героиней кутюрной коллекции Valentino весна-лето 2015, посвященной уроженцу Витебской области Марку Шагалу, стала вышивка — прямых цитат создатели решили избегать, обратившись к корням художника.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И как тут не вспомнить выходца из Грузинской ССР Демну Гвасалию, который часто отдает предпочтение советской эстетике. Показ Vetements весна–лето 2019 — особенный. Он был посвящен страшным 1990-м годам и войне в Грузии. Коллекция вобрала в себя калейдоскоп разных образов — от куполов церквей и Виктора Цоя до павловопосадских платков.

С платками у Демны настоящая любовь: показ Vetements осень-зима 2018/2019 хотя и обошелся без прямых отсылок к русским промыслам, обыгрывал стиль бабушек из постсоветского пространства – моделям на голову повязали пестрые платки. Ироничный babushka style подхватывают на всех уровнях, и даже рэпер A$AP Rocky запечатлел его в своем творчестве. В клипе на песню Babushka Boy он, обрядившись в бабулю, грабит банк.

​​​​​​​