Русская Коко Шанель: история Надежды Ламановой

Свое ателье в 24 года и сама императрица в клиентках... Автор блога Let’s Fly to Paris Рената Ибрагимова рассказывает об одной из самых талантливых фигур в истории отечественной моды — Надежде Ламановой.
Русская Коко Шанель: история Надежды Ламановой
Рената Ибрагимова

Когда мы думаем о моде начала двадцатых годов, в уме проносится море французских фамилий всемирно известных дизайнеров и кутюрье, дома и наследие которых до сих пор имеют огромное влияние на современную моду. Но, к сожалению, вряд ли кто-нибудь вспомнит об отечественных творцах - то ли от небольшого пренебрежения русской модой как таковой, то ли от того, что советская идеология не очень моду почитала. Но ведь были же одаренные люди, настоящие таланты, имена которых гремели не только на просторах нашей необъятной родины, но и за рубежом. Например, Надежда Ламанова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надежда родилась в бедной дворянской семье. Закончив восемь классов, она отправилась в Москву, определившись с тем, чем хочет заниматься — создавать одежду. Там, проучившись два года в школе кройки и шитья Ольги Суворовой, она устроилась в ателье Войткевичей. На работе она сразу же снискала славу талантливой юной мадемуазель, которая измучает примерками, но в результате выдаст наряд уровня парижских модных домов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обзаведясь связями и клиентами, в 1885 году в возрасте всего 24 лет Ламанова открыла свое ателье. Реализовавшись как модельер, Надежда не переставала совершенствоваться — она регулярно ездила в Париж, где держала квартиру, знакомилась с французскими модельерами (например, с Полем Пуарэ), изучала историю искусств, этнографию и последние тенденции моды. Ламанова славилась тем, как мастерски, всего лишь заколов ткань по фигуре булавками, без эскизов, создавала платья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
К.Сомов. Портрет жены, в наряде от Ламановой
К.Сомов. Портрет жены, в наряде от Ламановой

Она с легкостью скрывала недостатки фигуры и подчеркивала достоинства, она сама говорила: «Всякий человек, несмотря на все недостатки его тела от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным». Такой талант не мог остаться незамеченным, поэтому в 1898 году она становится поставщиком двора Императорского величества Елизаветы Федоровны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Множество клиентов, грандиозный успех, невероятный доход, Ламанова была на пике. Далее последовали знакомство со Станиславским и создание костюмов для постановок Московского Художественного театра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но все было разрушено в один миг. С приходом революции Надежда Ламанова потеряла все: огромное ателье, московское поместье и место в жизни. Но, несмотря на такой поворот судьбы, уезжать из страны она отказывалась, хотя мировое имя искусного модельера обещало хорошие перспективы в том же Париже, куда эмигрировала большая часть ее клиентуры и где мода на все русское была на пике. В 1919 году ее арестовывают и отправляют в Бутырскую тюрьму за дворянское происхождения. Помощь ее клиентки, гражданской жены Горького и согласие самой Ламановой сотрудничать с властями и творить советскую моду проложили ее путь на свободу. Таким образом Надежда Ламанова встала у истоков советской моды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Лиля Брик и Эльза Триоле
Фотография из личного архива Ирины Александровны Калужской

Ее сотрудничество со скульптором Верой Мухиной принесло гран-при на выставке в Париже. Всю жизнь работавшая с самыми лучшими тканями, которые сама привозила из Франции, в период дичайшего дефицита Ламанова не нашла ничего иного, кроме как работать с холстом, военным сукном и перешивать одеяла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Крах текстильной промышленности воззвал к смекалке и фантазии многих советских портных того времени. Несмотря на грубые ткани и бусы из хлебного мякиша, творения модельера произвели фурор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На этом сотрудничество Ламановой и Мухиной не закончилось. Позже они создали концепцию универсальных вещей для нового времени — то, что каждая женщина могла бы сшить своими руками и создать новую вещь. Выкройки были ужасно простыми, из 4 полотнищ можно было с легкостью создать платье, тунику или блузу, используя старую скатерть, штору или платок. Сама модельер находила тот факт, что делала моду простой и доступной, весьма отрадным. После этого триумфа последовали награды на Лейпцигской и Нью-Йоркской выставках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И вот, потеряв все в урагане революции, Ламанова вновь нашла в себе силы творить, несмотря на все трудности и предрассудки по отношению к моде, которыми полнилась советской идеология. В последующие годы она стала членом Академии Художеств и костюмером театра Вахтангова. За время своей работы она создала костюмы для «Вишневого сада», «Принцессы Турандот», «Женитьбы Фигаро».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
костюмы к фильму «Аэлита»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Театром дело не ограничилось, она также сотрудничала с известными режиссерами и разработала костюмы для фильмов «Александр Невский», «Поколение победителей», «Ревизор» и даже «Цирк». Последняя картина является самой знаковой, ведь именно Ламанова создавала образы для Любови Орловой — самой знаменитой, популярной и любимой зрителями актрисы того времени. Ее стилем восхищались, его копировали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ушла из жизни Надежда Ламанова трагично. В 1941 году театр эвакуировал всех своих сотрудников из столицы, но по какой-то причине Ламанова со своей сестрой опоздали. Театр решил не дожидаться своего художника по костюмам, и Надежда Ламанова застала покидающие театр грузовики с багажом. Это стало для нее ударом, и в тот же день она скончалась от сердечного приступа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото из личного архива И. А. Калужской
Фото из личного архива И. А. Калужской

Человек, стоявший у истоков российской и советской моды, Ламанова создавала роскошные платья достойные императриц, но с такой же легкостью разрабатывала и наряды для простого народа. Она любила народный костюм и придумывала одежду для фильмов. Увы, человек, который формировал отечественную моду, остался недооценённым и чуть ли не забытым.

Liubov Tikhonova
Liubov Tikhonova 12 Декабря 2021, 19:10
Шанель гениальная продажница и менеджер, но никак не творец. Творили за неё те самые белоэмигранские таланты) Но здорово, что вы рассказали о такой замечательной художнице по костюмам!
Вера Радвила
Вера Радвила 13 Июля 2017, 00:47
- Скончалась Надежда Петровна не от того, что увидела уезжающие от театра грузовики с багажом. И даже не в этот же день. Действительно, для неё стало большой неожиданностью, когда 14 октября 1941 года утром она, прийдя к театру с сестрой Марией Терейковской, увидела, что часть сотрудников театра отъезжала от него на вокзал. При этом решения об эвакуации Ламановой, как и части других сотрудников, ещё не было принято. Сам театр еще продолжал работу. Тогда Ламанова и Терейковская решили на следующий день, 15 октября, ехать к себе на дачу, чтобы переждать неспокойное время. Но по дороге они решили заехать в театр, получить в кассе деньги. И вот уже по дороге из театра к метро «Охотный ряд» 15 октября 1941 года перед Амублаторией Большого театра жизнь Надежды Петровны оборвалась. - Также в публикации использованы две фотографии из личного архива Ирины Александровны Калужской, которой, согласно ст. 1339 ч.4 ГК РФ, принадлежат исключительные права публикатора на эти изображения. Большая просьба указать в статье, что эти фотографии (портретная фотография на «шапке» и фотография в народном платье, следующая за фотографией Лили Брик и Эльзы Триоле) взяты из её архива. С уважением, Вера Радвила Куратор Виртуального музея Надежды Ламановой NLamanova.ru
Вера Радвила
Вера Радвила 13 Июля 2017, 00:46
- В 1919 году Надежду Петровну арестовали вовсе не «за дворянское происхождение», её арестовали «заодно» с мужем, Андреем Павловичем Каютовым, на которого был написан донос. И выпустили её без предъявления обвинений. На тот момент она уже активно занималась работой руководимой ею государственной мастерской «Современный костюм». - Информация о наградах на Лейпцигской и Нью-Йоркской выставках ошибочна. Надежда Петровна действительно создавала коллекции для них, но о факте присуждения наград информации нет. Ровно как и сама она в своей творческой биографии 1937 года не указывает никаких наград за эти выставки. - Костюмер это специалист, отвечающий за хранение костюмов в театре. Надежда Петровна НИКОГДА не была костюмером, она была технологом театрального костюма. Она занималась не хранением костюмов, а их созданием или разработкой технологий для воплощения замысла художника, выраженного на бумаге.
Вера Радвила
Вера Радвила 13 Июля 2017, 00:46
- Во-первых, в Москву она поехала не сразу, а только через несколько лет после окончания Мариинской женской гимназии. Свою творческую деятельность она начала ещё в Нижнем Новгороде в мастерской Войткевич после трагедии – потери любимого человека. - На портрете Сомова изображена не его жена, а Евфимия Павловна Носова (урождённая Рябушинская), дочь известного московского промышленника Павла Рябушинского. - Сотрудничество с Московским Художественным Театром началось не благодаря знакомству со Станиславским, а через, вероятно, Елизавету Фёдоровну или Савву Морозова, которые очень поддерживали молодой театр и решили спасти не слишком удачную в литературном смысле постановку Немировича-Данченко «В мечтах», заказав костюмы для актрис у Ламановой
Вера Радвила
Вера Радвила 13 Июля 2017, 00:46
Уважаемая редакция VOICE! Разрешите мне как куратору Виртуального музея Надежды Ламановой поблагодарить Вас за публикацию о Надежде Петровне. Появление статей в современных глянцевых журналах о Надежде Петровне (пусть и в онлайн-версии) - большой шаг на пути к возвращению её имени из забвения. В то же время я как человек уделяющий огромное внимание к достоверности фактов биографии и творчества Надежды Петровны, не могу не указать на ряд серьёзных фактологических ошибок, допущенных в материале.
Оля Неважно
Оля Неважно 11 Июля 2017, 07:56
Отличная статья про великую и гениальную женщину). Так держать!
Мария Люмен
Мария Люмен 10 Июля 2017, 08:57
Вот о чём надо кино сейчас делать. Печально, что это никому не надо.
Алина Антонова
Алина Антонова 07 Июля 2017, 12:27
Очень интересно и очень печально..