Близнецы Джудит и Джойс. Сестринская любовь, преодолевающая любые преграды

Художница Джудит Скотт прошла путь от отчаявшейся, брошенной всеми женщины до признанного гения. Её душераздирающие скульптуры-близнецы покупают за тысячи долларов, но для многих они бесценны.

Разные близнецы

Близняшки Джудит и Джойс родились в 1943 году в семье Скотт в штате Огайо. Как часто бывает с близнецами, их всё время сравнивали между собой. И результаты такого сравнения были не в пользу Джудит – её считали дурнушкой, и все симпатии окружающих доставались Джойс. Родители всячески старались сглаживать различия между сёстрами: покупали одинаковую одежду и игрушки, учили всегда выручать друг друга. Но даже они не могли отмахнуться от особенностей Джудит, ведь девочка почти не говорила и, кажется, не понимала речь других.

Когда сёстры пошли в школу, Джудит не могла отвечать на вопросы экзаменаторов, даже если она точно знала ответ. Позже врачи выяснят, что перенесённая в детстве скарлатина вызвала снижение слуха, и девочка распознавала речь по губам и интонациям. Более того, у неё был синдром Дауна, о котором в то время мало что знали. Медики объявили Скоттам, что дочь доживёт лишь до подросткового возраста. Тогда родители и решили разлучить близняшек.

Сегодня это кажется дикостью, но девочку отослали в психиатрическую лечебницу даже не из-за генетического заболевания, а именно по причине тугоухости. С тех пор сёстры не переставали тосковать друг по другу.

К сожалению, в пятидесятые такие ситуации были далеко не редкостью. Как правило, помещённые в больницу люди умирали, а семья ужасно стыдилась, но не потому, что избавилась от неугодного родственника, а потому, что у них в роду появился человек с отклонениями.

Воссоединение

Скотты старались оградить Джойс от расстройств, а нанесли ей настоящую травму. Девочка тяжело переживали разлуку с сестрой, стала грустной и нелюдимой. Тогда же с депрессией в больницу положили маму близняшек, а у отца позже случилось два сердечных приступа – второй его убил. 11-летняя Джойс осталась одна.

Окончив школу, Джойс собиралась стать медсестрой, чтобы заботиться о детях с синдромом Дауна, которые напоминали ей о Джудит. Девушка получила специальность клинического психолога, а затем – специалиста по особенностям развития. Но ни один из пациентов не смог заменить ей сестру.

В сорок два года Джойс твёрдо решила отыскать Джудит, она верила, что та могла пережить подростковый возраст. Женщина выпытала у матери местонахождение сестры – Джудит действительно оказалась жива, и это было настоящим чудом! Обычно пациенты лечебниц для душевнобольных и правда сходили с ума от одиночества и чувства брошенности, а Джудит ещё и пичкали лекарствами, ведь в её карте значилось: асоциальна, беспокойна, рвёт на себе одежду, ведёт себя агрессивно.

Психотропы могли бы вовсе стереть личность Джудит, но ей повезло – она осталась собой и сразу узнала сестру, хотя та очень изменилась, повзрослела, сменила причёску и обзавелась детьми.

Это искусство дороже денег

Джойс оформила над сестрой опеку, преодолев все бюрократические препоны. В сорок четыре года Джудит вернулась в семью, правда, теперь в новый дом в Оклахоме, где жила Джойс. Это место стало судьбоносным для Джудит, ведь Оклахома была единственным штатом, где работал центр художественной реабилитации.

Два года Джудит посещала центр без особого интереса, просто потому, что её туда записала сестра. Но когда уже «дохаживала» последние дни по своему абонементу, в расписание поставили урок по работе с текстилем. И Джудит впервые оживилась. Она не стала выполнять задание, а начала создавать что-то своё, странное и удивительное. Так появилась её первая текстильная скульптура.

Джудит всегда точно чувствовала, когда скульптура завершена. Каждую работу она выполняла в двух копиях-близнецах, таких же как они с сестрой. Преподаватели центра увидели, что Джудит увлекалась текстилем, выделили ей отдельный стол и перестали давать задания, позволив руководствоваться только собственным чутьём.

Скульптуры Джудит – это рассказ о её жизни. Вначале яркие, красочные, ностальгические работы, напоминающие о детстве. За ними следуют мрачные скульптуры, повествующие о тридцати мучительных годах, проведённых в клинике. Постепенно её страхи отступали, она стала уверенной в себе и своём искусстве. Стала одеваться как богемная художница.

Экспрессия, цвет и буйство фактуры в работах Джудит поразили критиков. Женщина с синдромом Дауна творила, как абстракционист ХХ века, но вместо традиционных для скульптуры материалов использовала ткань. Всё это не могло случиться, если бы не крепкая сестринская связь Джудит и Джойс, поддержка, самоотверженность.

Джудит Скотт прожила шестьдесят один год, что необычайно много для человека с синдромом Дауна. Скульптуры этой удивительной женщины со сложной судьбой находятся в хранилищах престижных музеев по всему миру. Их цена достигает двадцати тысяч долларов, а ценители искусства уверены, что, если бы пришлось оценить все работы в виде единой композиции, сделать это было бы невозможно – они бесценны.

Посетители выставок признавались, что испытали удивительные ощущения среди скульптур Джудит – космические, трансовые, будоражащие. И всё это создала одна маленькая глухая женщина с синдромом Дауна, которую не смогли сломать ни предательство родителей, ни тридцать лет психотропных препаратов, ни долгая разлука с самым близким ей человеком.