Французский поцелуй: хроника романов холодной и соблазнительной Катрин Денев

В жизни Катрин Денев хватало увлечений и страстей, были близкие мужчины и просто поклонники. Но брак был только один, да и не с самым любимым избранником, как впоследствии призналась актриса.

Cosmo Online редакция Cosmo.ru

Русский сын знаменитой француженки

Говорят, у Катрин Денев русские корни. На эту мысль наводит фамилия отца актрисы – Дорлеак (Денев – фамилия матери). Была в СССР известная певица Нина Дорлиак (жена Святослава Рихтера), дед которой родом из Гаскони и в Россию прибыл во времена Александра II. Так что общие корни с нашей соотечественницей не исключены, но французские, а не русские. И тем не менее родственник с русскими корнями есть… Сын! Но об этом позже... 

Катрин Денев - одна из четырех сестер


Катрин родилась 22 октября 1943 года в семье парижских актеров. Мать рано оставила сцену, у нее было четыре дочки. А отец продолжал играть в кино. Он каждое лето вывозил дочерей в деревню на свежий воздух, а в Париже следил за их школьными успехами и активно занимался художественным воспитанием, в глубине души лелея мысль об актерской карьере для всех четырех.

Поначалу надежды оправдывала лишь старшая – Франсуаза. Неистощимая на выдумки, она носилась по дому, вовлекая в свои затеи и сестер. А Катрин, которая была младше ее на полтора года, наоборот, росла застенчивой и молчаливой. Этакой худенькой тихоней, погруженной в мир собственных грез.

Сестры Дорлеак с хорошенькими личиками

И все же обе старшие сестры начали играть в любительских спектаклях. Франсуазе прочили блестящее будущее в кино. Бросив гимназию в 15 лет, она вихрем ворвалась на французский экран, а ее младшая сестра продолжала витать в облаках, не строя серьезных планов на жизнь. Лишь уступив настояниям отца, не устававшего повторять, что с таким личиком избегать камеры – преступление, Катрин снялась в фильме “Гимназистки”.

Вскоре обе сестры Дорлеак сыграли вместе в фильме “Двери хлопают”. Примерно в то же время на киногоризонте взошла звезда Брижит Бардо, и от Франсуазы критика ждала не менее яркого взлета. Катрин же, закончив лицей, не оставила планов “завязать” с кино и переключиться на что-то иное. Скажем, модельный бизнес. После того как Франсуаза ввела младшую Дорлеак в круги артистической богемы, на нее сразу обратили внимание мужчины. Более того, ей удалось вскружить голову не кому-нибудь, а главному парижскому сердцееду – модному 32-летнему режиссеру Роже Вадиму!

В объятиях Роже Вадима


На самом деле его звали Вадимом Племянниковым. Он был сыном русского дипломата, бежавшего во Францию после революции. За Роже Вадимом тянулся шлейф любовных побед и громких скандалов. Творец секс-символа эпохи Брижит Бардо (сыгравшей в его фильме “И Бог создал женщину”), Вадим сначала женился на своей Галатее, а затем бросил ее ради другой актрисы – Аннет Стройберг.

И вот теперь на глаза неуемному Пигмалиону попалась новая претендентка – брюнетка, которой не исполнилось и семнадцати, непосредственная и неопытная. Экс-супруга оказалась по-женски проницательнее бывшего мужа. Познакомившись с его очередной музой, Бардо шепнула Роже Вадиму: “Берегись, она сильнее тебя. Когда она тебя бросит, не смей приходить ко мне и плакаться в жилетку”.



Правда, тогда еще и сама Катрин, по подсказке Вадима сменившая фамилию на Денев, не подозревала о тех возможностях, творческих и женских, которыми ее наградила судьба. Для нее это была просто первая любовь – безумная, бесшабашная и бескомпромиссная. Уйдя из отцовского дома, Катрин переехала к Вадиму и огорошила донжуана заявлением, что хочет от него ребенка. То, что ее избранник был еще женат, девушку не остановило.

«“Прекрасная, как смерть, соблазнительная, как грех, и холодная, как добродетель”»



Вдохновленный очередной любовной победой, Вадим попытался вылепить из своей возлюбленной “вторую Брижит Бардо”, дав ей главные роли в своих картинах “Сатана там правит бал” и “Порок и добродетель” (Денев, естественно, досталась роль добродетели). Но ожидаемого триумфа не произошло.

“Роже не стал моим Пигмалионом”, - подвела итог Катрин. К тому времени она уже ощутила в себе творческие силы и решила, что больше никого на экране копировать не будет – мир признает ее как Катрин Денев.

Но все придет позже. Пока же 19-летняя Катрин все-таки родила сына Кристиана Вадима. Это был последний аккорд в ее запутанных отношениях с Вадимом-старшим. Позже тот не раз заявлял журналистам, что Катрин и не настаивала на браке с ним, но так ли это было на самом деле, остается только гадать. Сама Денев к тому времени уже научилась скрывать любые эмоции на своем хорошевшем год от года лице. К тому же вскоре случилось событие, которое помогло ей забыть о своей первой любви.



В дни, когда молодая мама была в заботах о первенце, режиссер Жак Деми монтировал фильм, которому предстояло стать сенсацией и прославить обоих…

“Шербурские зонтики”: старт великой карьеры Катрин Денев


Если Вадим разбудил в Катрин Денев женщину, то Деми открыл в ней актрису. Или точнее – приоткрыл. Фильм “Шербурские зонтики” был для Денев почти автобиографическим: героиня тоже пережила пылкий роман и родила ребенка, назвав его именем возлюбленного. Фильм, правда, заканчивался новым браком с другим мужчиной. Конечно, неизвестно, как бы сложилась судьба картины, если бы музыку к ней написал не Мишель Легран…

Как бы то ни было, в 1964 году фильм завоевал “Золотую пальмовую ветвь” Каннского кинофестиваля, дав старт подлинной артистической карьере Катрин Денев.

Потеря сестры и работа как спасение


Спустя три года Деми решил снять второй фильм-мюзикл – “Девушки из Рошфора”, в котором Катрин снялась вместе с сестрой. На экране обе были веселы и беззаботны, пели, дурачились, не зная, что это их последняя совместная работа. Через несколько месяцев Франсуаза Дорлеак погибла в автокатастрофе на Ривьере, заживо сгорев в машине. Катрин вызвали к телефону прямо со съемочной площадки и сообщили страшную новость. Потерю сестры она переживала тяжелее, чем смерть матери. С тех пор, по ее собственному признанию, она так и не избавилась от страха смерти.

Катрин Денев смогла взять себя в руки и отвлечься. После “Шербурских зонтиков” у актрисы появилось много работы. Денев пригласил сниматься один из вдохновителей и участников французской “новой волны” Франсуа Трюффо. И неожиданной получилась ее работа в эпатажном фильме Романа Полански “Отвращение” – никогда еще красавице не приходилось играть роль, столь точно соответствующую названию картины.

«"Мне нужно время, чтобы думать о любви"»


А затем на новую звезду обратил внимание признанный классик мирового кинематографа, испанец Луис Буньюэль, которому и принадлежит честь настоящего открытия актрисы Катрин Денев. Он доверил ей сложную драматическую роль в своем новом фильме “Дневная красавица”. Холодные глаза француженки скрывали какую-то тайну, великий испанец хотел ее разгадать. Буньюэлю принадлежит одна из самых парадоксальных характеристик Денев: “Прекрасная, как смерть, соблазнительная, как грех, и холодная, как добродетель”.

Режиссер не пожалел о своем выборе – картина завоевала гран-при Венецианского кинофестиваля.
Был еще один фильм c Буньюэлем – “Тристана”, а потом – слава. С Катрин Денев стали работать звезды французского кино: Нуаре, Депардье, Делон, Бельмондо, Трентиньян, Жирардо – всех не перечислишь. И не только французского… Работа с еще одной звездой первой величины органично перешла в очередной роман. Страстный, запутанный, сумасшедший – как в кино. Хотя по-иному и быть не могло, потому что новым избранником Денев стал Марчелло Мастроянни…

Недолгий брак Катрин Денев 

Отношения Катрин Денев с мужчинами развивались не столь успешно, как ее карьера в кино. В фильме “Я вас люблю” ее героиня произносит слова, которые актриса могла бы сказать о себе: “Я не могу каждый день в один и тот же час заниматься любовью. Мне нужно еще и время, чтобы думать о любви…” В ее жизни нашлось не много мужчин, которые смогли это понять и принять.

Катрин Денев и Дэвид Бейли



После разрыва с Вадимом у нее были недлительные отношения с известным французским певцом Джонни Холлидеем. А затем “мать-одиночка” (Кристиану едва исполнилось два года) неожиданно влюбилась в известного лондонского фотографа Дэвида Бейли, и в скором времени они поженились. Этот брак – первый и единственный в жизни Денев – продлился всего три года. Она постоянно была в разъездах на съемках, а он изменял ей практически с каждой новой моделью.

Развод - и никаких больше свадеб


Они расстались без взаимных сожалений, и с тех пор за актрисой незримо следовала слава противницы брака. В костер тлеющих слухов сама Денев подбросила немало афоризмов: “Для чего нужен брак, если существует развод?” Или: “Лучший способ сохранить любовь мужчины – не выходить за него замуж”.

Она была себе верна: влюбилась и не вышла замуж. Начался новый роман в 1971 году на съемках фильма Надин Трентиньян с символическим названием “Такое случается только с другими”. Денев приступила к съемкам с тяжелым сердцем – перед этим у нее произошел разрыв с давним другом Трюффо. И поначалу даже не заметила, какими глазами смотрит на нее новый партнер на площадке Марчелло Мастроянни. А страстный и экспансивный итальянец, женатый на актрисе Флоре Карабелле и имевший маленькую дочь, словно обезумел. Внешняя холодность француженки, не обращавшей внимания на его темпераментные ухаживания, зажгла в душе Мастроянни настоящий пожар. Да какой!

«Лучший способ сохранить любовь мужчины – не выходить за него замуж”»


Роман двух звезд не долго оставался тайной. Мастроянни оставил семью и снял квартиру в парижском Латинском квартале. Мудрая супруга махнула на все рукой – она давно поняла, что в ее мужа постоянно влюбляются женщины, а он по доброте душевной отвечает всем взаимностью, при этом даже не помышляя о том, чтобы бросить семью.

Страсти Марчелло Мастроянни 


В то же время парижское любовное гнездышко стало ареной поистине “киношных” драм. Жак Деми назвал их “парой, у которой не было аналогов в истории кино”, добавив, что “история этих двоих могла бы украсить любой фильм, который только можно вообразить”.

Все вышло не так, как предполагала жена Мастроянни: муж начал умолять ее о разводе (в католической Италии!). Ошибся и Мастроянни, полагая, что дело только за формальностями. По слухам, ему удалось уговорить жену, но не Катрин! Не помогли ни дорогие подарки Марчелло, ни его попытки подружиться с маленьким Кристианом, ни рождение дочки Кьяры-Шарлотты. Ее первое имя по-итальянски означает “ясная”, хотя ясности в отношениях ее родителей не было и в помине.


Существует и другая, более прозаическая версия финала. Говорят, после рождения дочери Катрин была совсем не против брака с Марчелло, но тут его жена сказала решительное итальянское “баста”: ребенок от “какой-то иностранки” - еще не повод для развода! Катрин не менее решительно выставила вещи Марчелло за дверь, и он вернулся в семью. В пользу этой версии говорит и то, что впоследствии Катрин Денев почти не упоминала своего экс-возлюбленного по имени: “отец Кьяры” – и все. Лишь совсем недавно она призналась: “Вадим был моей страстью, Бейли – единственным мужем, а Мастроянни – самой большой любовью”.

Тайны Катрин Денев: все личное - под замок


После расставания с Мастроянни актрисе начали приписывать романы с каждым новым партнером по фильму. Сама же Денев больше никогда не распространялась о своей личной жизни, оставив возможность светским сплетникам домысливать самим. Время от времени рядом с ней появлялись разные мужчины: друзья, поклонники, близкие люди…

Денев, которая любит море и не любит морщины

После 60 Катрин Денев начала создавать ювелирные украшения и парфюмерию, словно вспомнив, что в молодости собиралась стать модельером. Во всяком случае, марка духов Deneuve в свое время произвела сенсацию – перфекционистка во всем, Катрин придумала и дизайн флакона, и аромат. В отличие, кстати, от многих других звезд, просто продающих свое имя-бренд.

И все же она признает, что годы женщину не красят: “Женские морщины не прибавляют обаяния – в отличие от мужских. Аль Пачино очаровывает меня не меньше, чем Джонни Депп”.

Кстати, ее холодность и предприимчивость - это, по мнению многих, всего лишь маска. В повседневной жизни – той части ее, куда Денев допускает журналистов, – актриса выглядит очень домашней, уютной. Пишут, что она любит свой дом в фешенебельном районе Парижа. Когда выдается редкий перерыв в работе, Катрин Денев предпочитает выбраться на природу, как они делали это с отцом. И из крупных городов любит лишь те, которые расположены у моря (Париж – исключение).

«"Я мать, а мать никогда не бывает одинокой”»


Еще она любит цветы и собственный сад, застолья и хорошую компанию. А не любит – предательство, злобу, собственную беспомощность. Теперь она бабушка (дочь Кьяра постаралась), но остается верна себе: ни от кого не скрывает свой возраст и свое - одиночество. “Я мать, а мать никогда не бывает одинокой”, - неоднократно заявляла она.


Ее сын и дочь, кстати, пошли по стопам родителей. Оба отца до последних дней поддерживали связь с детьми и помогали их артистической карьере. Поэтому Катрин Денев не лукавит, когда повторяет, что дети – ее самый большой успех в жизни.