Все молчком

НАМЕК – это слово или выражение, заставляющее догадываться о том, что имеет в виду говорящий, но не желает полностью высказать.
Все молчком

Убегая на работу, Наташа бросила на ходу: «Как-то у нас мрачненько». А когда вернулась вечером, застала дома мини-ремонт: муж неспешно менял обои на более веселенькие. Наташа села и заплакала: ей совсем не хотелось менять обои, она надеялась, что пока Андрей в отпуске, он просто вымоет окна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

НАМЕК – это слово или выражение, заставляющее догадываться о том, что имеет в виду говорящий, но не желает полностью высказать.

История эта к тому, что не всегда хорошо говорить намеками. Хочешь что-то получить – проси прямо. И нечего другим морочить голову иносказаниями, а потом самой обижаться до слез. Хотя морочить голову – это вполне безобидное занятие. Гораздо хуже, когда к намекам прибегают, чтобы оскорбить, унизить, поставить в неловкое положение, создать ситуацию, из которой далеко не каждый найдет правильный выход.

«ТЫ НА ЧТО НАМЕКАЕШЬ, ЦАРСКАЯ МОРДА?»

Самые раздражающие и вредные намеки – намеки манипулятивные, которые ставят «ловушку» для собеседника. Они могут быть скрытыми оскорблениями («Умный человек сам бы догадался, о чем речь»), угрозами и даже использоваться в процессе шантажа. Казалось бы, и предлагать, и угрожать, и оскорблять можно прямо. Так зачем же люди прибегают к намекам? Все довольно просто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

НИКАКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Вполне стандартный случай. Девушка решила уволиться. Пришла к начальнику подписывать заявление и вот что услышала: «Я не оспариваю твое решение, делай так, как тебе лучше. Но ты же понимаешь, что твой уход из нашей фирмы очень обрадует некоторых людей?» – «Каких именно людей и чему они будут рады?» — прямо интересуется девушка, которая знает, что у нее со всеми сотрудниками хорошие отношения, кроме самого начальника. «Ну, есть люди, которых удерживает от того, чтобы не очернить твою репутацию, только тот факт, что ты работаешь на нашу фирму», — отвечает начальник, по-прежнему не называя никаких реальных недоброжелателей. Фактически начальник угрожает девушке, даже шантажирует ее. Но призвать его за это к ответу невозможно, поскольку он ничего не говорит прямо. Вот тоже весьма распространенная ситуация. Директор института предложил одной из сотрудниц дополнительно сделать некую серьезную и кропотливую работу и намекнул, что за этим последует повышение. Обрадованная сотрудница безукоризненно выполнила порученное задание, после чего директор заявил, что та неправильно его поняла: о повышении не было речи, это всего лишь слухи. Сотрудница была обижена, но доказать ничего не смогла. Неясные обещания – это типичный «развод». Но прибегать к намекам иногда все же имеет смысл. Например:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РАДИ БЕЗОПАСНОСТИ

Тут в качестве иллюстрации подойдет такая жизненная история. Девушке нравится юноша. Но на будущее с ним у нее нет далеко идущих планов. Она просто хочет секса. Девушка вовсе не распущенная, просто ей редко кто нравится. И этот юноша – тот самый редкий случай, который очень не хочется упустить. А еще девушке кажется, что и у юноши относительно нее планы точно такие же. Но при этом прямо спросить: «Скажи, пожалуйста, как ты отнесешься к сексу со мной?» она не решается. Боится отвержения, насмешек или неодобрения со стороны (теоретически юноша может рассказать общим знакомым, что она предлагала ему секс, или сам будет думать о ней плохо). Поэтому девушка обходится намеками. Это более долгий путь, но он и более безопасный с точки зрения сохранения репутации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ СМЫСЛ

Наташа, которая вместо чистых окон получила новые обои, вообще-то нередко прибегает к намекам. И часто получает именно то, что хочет. Например, она очень любит, когда муж дарит ей цветы. К сожалению, Андрей иногда об этом забывает – не про то, что Наташа любит цветы, а именно преподнести букет. Разумеется, Наташа может прямо попросить мужа купить ей розы, но в этом случае сюрприз не доставит ей радости. И она действует намеками.

ЛОВКО И НЕЛОВКО

Многие из нас намеков не любят. И право слово, есть за что. Человек, который прямо говорит, чего хочет, беззащитен. Человек, который намекает, ставит собеседника, вынужденного догадываться и брать ответственность за правильность догадки, в уязвимое положение вместо себя. Это-то и бесит.
Еще один источник раздражения – беспомощность. В нашем доме много бабушек. Как любые другие старушки, они любят встретиться у подъезда, поговорить, посплетничать. Одна из самых активных регулярно намекает моей соседке, что у ее мужа роман. При этом бабушка не говорит об этом прямо, и ей нельзя «предъявить иск». Своими «Ну вы понимаете, эти двое...», сопровождаемыми вздохами и переходами на другие темы, она просто портит моей соседке настроение. И когда та, срываясь, кричит: «Муж мне не изменяет!» – бабушка тут же отвечает: «Что вы, милочка, я ничего такого не имела в виду! Это вы заговорили про измену».
Вообще непонятыми намеками женщины пользуются довольно часто. Но чаще с одной целью – обвинить своего мужчину в бесчувственности: «Я тебе три раза намекала, что хочу шубу, а ты, бестолочь, всегда делал вид, что не понимаешь, о чем речь!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

БОРЬБА С НАМЕКАМИ

Выход прост: по возможности старайся все обговаривать прямо. У начальника, намекающего на повышение, спроси: «Правильно ли я понимаю, что вы обещаете мне продвижение по службе после выполнения этой работы?» Это не гарантия, что тебя не обманут, но иметь дело с прямым обещанием комфортнее, чем с неясным посулом.
Если намек направлен на то, чтобы привести тебя в некое состояние, то выйди на метауровень и спроси намекающего: «Зачем вы говорите мне это? Почему сейчас?» Не интерпретируй слова, спрашивай об их значении и/или о том, зачем вообще они произносятся. Помни, что просьбы лучше воспринимаются, чем намеки.
Пожалуй, самые неприятные намеки те, которые произносятся в компании посвященных и которые ты не понимаешь. Они вызывают справедливое ощущение того, что тебя исключили из круга «своих» или «достойных знать, о чем идет речь». Когда все вокруг понимают значение намека, а ты нет, это вызывает ощущение отвержения, а также словно бы снижает чувство твоей ценности для этих людей.
В таких ситуациях лучше всего действовать прямо. Скажи «заговорщикам»: «Все, кроме меня, очевидно, понимают, о чем идет речь. Я чувствую себя исключенной из вашей компании; кроме того, мне неприятно, что от меня хотят что-то скрыть. Давайте сделаем так: в следующий раз, когда вам захочется поговорить о чем-то, что я не должна знать, вы можете попросить меня выйти из комнаты, а не ставить меня в неловкое положение».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ЕГО СЛОВАМИ

У меня песть друг, который очень не любит намеки. Мне было не до конца понятно, почему он ТАК не любит именно этот способ коммуникации. И он мне все объяснил:
«Понимание намеков требует от меня предельной внимательности в разговоре (хотя бы потому, что намек произносится вскользь, поэтому есть риск его не заметить). Я бы лучше потратил эти усилия на исполнение просьбы.
НАМЕК, в отличие от просьбы, всегда дает намекающему обратный ход без ощущения вины. Мой товарищ дважды явно намекал на то, что хотел бы получить на день рождения. Когда же я подарил "тот самый великолепный ножик", оказалось, что неделей раньше он не вытерпел и купил его сам. И продемонстрировал мне свое приобретение прямо перед дарением (мол, смотри, я его себе все-таки купил), поставив меня в неудобное положение.
НАМЕК не требует благодарности, его исполнение считается жестом доброй воли со стороны исполнившего. Девушка моего знакомого обычно долго намекает ему, что ей хотелось бы пойти в театр, а когда он покупает билеты, вместо "спасибо" лениво произносит: "Ты сам сделал, значит, тебе это больше было надо".
НАМЕК принижает значимость того, что человек хочет получить, тогда как просьба – повышает. Люди считают, что прямой просьбы достойны позарез нужные вещи, а обо всех остальных все "должны догадаться".
НАМЕК – это способ не выражать свои чувства. Человек очень хочет погулять в компании, но собеседнику холодно намекает, что "погулять неплохо бы". А мне проще пойти навстречу человеку, когда я понимаю, что он чувствует и насколько это для него важно».


ЕСТЬ РЕАЛЬНЫЙ РИСК НАМЕК НЕ ЗАМЕТИТЬ, ПОНИМАНИЕ ЕГО ТРЕБУЕТ ПРЕДЕЛЬНОЙ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ. НЕ ЛУЧШЕ ЛИ ПОТРАТИТЬ ЭТИ УСИЛИЯ НА ИСПОЛНЕНИЕ ПРОСЬБЫ?