Учимся использовать зависть во благо
В прошлом году Университет имени Гумбольдта в Берлине опубликовал результаты масштабного исследования эмоционального состояния пользователей Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). В ходе психологических тестов владельцы аккаунтов должны были рассказать о чувствах, возникающих у них после ежедневного использования платформы. Результаты оказались «с душком». Половина респондентов призналась – в социальной сети они испытывают преимущественно негативные эмоции и неудовлетворенность собственной жизнью.
Доступ к избытку положительных новостей и профилям друзей, кажущихся успешными, прогнозировано привел к социальному сравнению. На вопрос: «Какое чувство вы испытывали последний раз при посещении Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)?» 21,3% респондентов честно ответили: зависть. Чувство негодования, вызванное успехами других пользователей, породило особое явление – спираль зависти: пользователи стали приукрашивать свою хронику в Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), чтобы, в свою очередь, вызвать зависть у других.
Около четверти участников опроса признались, что страдали от трудностей в личной жизни и карьере после сравнения себя с кем-то из Сети. В худшем из сценариев человек настолько зацикливается на зависти, что все его жизненные интересы переходят исключительно в бытовую плоскость. Ученые предупреждают: в долгосрочной перспективе увлечение соцсетями может превратить тебя в завистника и нытика, даже если эти качества не свойственны твоей натуре.
В защиту социальных сетей стоит сказать: с их появлением зависти в обществе больше или меньше не стало. Кроме того, этим чувством заражены все люди без исключения, как бы кто ни отпирался. Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и Ко, как санитары леса, вывели проблему на новый уровень. И это прекрасно! Ведь, как показывает психологическая практика, осознанная зависть, в которой человек готов признаться хотя бы сам себе, куда полезнее скрытых черных чувств.
Завистливая история
В 1999 году в ряде государственных детских садов в США запретили использовать куклу Barbie. Причиной стала скандальная статья группы психологов: «Хочу быть как Барби, потому что у дуры все есть», утверждавших, что идентификация девочек с образом идеальной куклы влечет к тяжелым психическим расстройствам. В один прекрасный день девочка обнаруживает: ее тело не совершенно, загородный дом не такой роскошный, мальчик рядом совсем не Кен. Сам образ и философия беззаботной жизни Барби оказались не совместимы с реальностью. И это стало причиной множественных депрессией, приступов агрессии и беспочвенной зависти к подружкам, хотя бы по той причине, что у них от природы длинные белые волосы. Сотни тысяч поклонников куклы, чьи дети выросли без эксцессов, освистали закон, предали анафеме авторов статьи и выразили сомнения по поводу состояния американской науки в целом. Куклу быстро вернули в детские сады. Дело, конечно, было вовсе не в пластиковой игрушке, да и не в детях вообще, а в человеческой природе – завидовать всем и вся с момента рождения.
Существуют две версии возникновения зависти – врожденная и приобретенная. Согласно первой, древние люди, которые завидовали соплеменникам, имели больше стимулов для самосовершенствования и, соответственно, больше шансов выжить и передать «гены зависти» потомкам. Эта теория описывает конструктивную или так называемую белую зависть. Куда больше сторонников у теории зависти испепеляющей, черной, которой человек учится в процессе социальной жизни. Она зарождается в тот момент, когда родители и педагоги в воспитательных целях начинают вслух сравнивать ребенка с другими детьми, более успешными, красивыми или послушными с их точки зрения. В итоге у ребенка возникает недовольство собой и негативное отношение к «образцу для подражания» – вот вам и первый опыт зависти. А ведь его очень легко избежать – если сравнивать ребенка с положительными литературными героями, а не с детьми из ближайшего окружения.
Сами того не подозревая, завистники частенько приукрашивают действительность и, как говорится, носят розовые очки. Они принципиально не желают знать о проблемах и бедах тех, кому они завидуют. Например, по статистике, мы, девушки, чаще всего завидуем подругам из-за мужей, особенно если сами одиноки. Многие психотерапевты спрашивали пациенток, что же такого они видят в мужчинах подруг, чему именно они завидуют. Ответы были одни и те же: муж подруги постоянно делает ей комплименты, недавно купил новую блузку, пригласил на ужин, повез в отпуск в солнечную Грецию. При этом завистницы закрывали глаза на частые командировки чужого супруга, его узкий кругозор, пивной живот или полное игнорирование детей.
Раздражители или дразнилки расставлены повсюду. Будь то дряхлый лимузин соседа в противовес вашей новой иномарке, шинель с бобровым воротником или сумочка Chanel, заботливый муж или даже ощущение полноты бытия. («Почему у нее сегодня так глаза горят?») Занимательный факт: чаще всего завистливое чувство возникает в примерочной магазина. Увидев в соседней кабинке ровесницу с идеальной фигурой, кто из нас сможет остаться равнодушной? Бывает, что закомплексованные женщины готовы даже отказаться от шопинга, только чтобы не подвергаться пытке завистью.
Что делать?
Интересно, что по латыни слово «зависть», или livor, означает «синева». Философ Рене Декарт отмечал, что у завистника меняется цвет лица: оно становится свинцовым, «то есть смешанным из желтого с черным, точно цвет крови мертвеца». На Руси часто говаривали: «позеленеть от зависти», а в Китае ее называют болезнью красных глаз. Откуда вообще взялась эта цветовая характеристика? Ни один из смертных грехов, к числу которых принадлежит зависть, собственного цвета не заслужил. Почему-то именно это чувство прямо связано с визуальным восприятием. Завидуют обычно тому, что видят. Не удивительно, что именно на этом чувстве выстроена реклама. Когда мы видим радостного и счастливого героя ролика, мы, стремясь к радости, приписываем предмету волшебные свойства, зачастую ошибочно полагая, что именно он сделает нас счастливыми.
Увы, по мнению психологов, зависть не лечится! Максимум, на что способен человек, – научиться ее контролировать. Неосознаваемая зависть маскируется под плохое настроение, недовольство жизнью, раздражительность, депрессию. Она лежит в основе многих неврозов, личных и семейных драм, немотивированных, невероятных поступков, приступов агрессии. Осознаваемая зависть сопровождается неприятными и мучительными переживаниями, вызывая стремление избавиться от них. Она заставляет человека действовать по нескольким сценариям. Например, если взять в расчет теорию врожденной зависти, совершенно очевидно, что зависть – это лучший мотиватор. Признание чужих успехов может послужить важным соревновательным стимулом для собственных творческих достижений. Осознавая свою зависть, неудовлетворенное желание, ты можешь двигаться к цели без какого-либо вреда для душевного равновесия.
Знаменитости постоянно признаются, что проигрывают, сравнивая себя с коллегами. Даже Дженнифер Энистон, девушка – идеальная укладка, как-то заявила в интервью, что ей больно смотреть на Кейт Миддлтон, жену принца Уильяма. По словам актрисы, волосы герцогини Кембриджской каждый день выглядят идеально. А бедняжке Энистон ту самую стрижку Рейчел приходилось сооружать с помощью трех разных щеток. Еще Джен завидует телу супермодели Жизель Будхен, и это чувство заставляет ее не пропускать тренировки и постоянно совершенствоваться.
Обрати деструктивное чувство в позитивное. Найти свое место в жизни, достичь совершенства в избранной деятельности – это одновременно и важнейшее средство борьбы с завистью, уничтожения ее в себе и... новый источник зависти для окружающих. Круг замкнулся.
Все подсчитано
- 56,3% пользователей соцсетей теряют самообладание, разглядывая фото из путешествий.
- 14,1% испытывают зависть к социальному взаимодействию. («Она только и знает, что с друзьями вселиться!»).
- 7,1% недовольны тем, как хорошо выглядят другие. («Все равно грудь у нее силиконовая!»).
- 5,6% завидуют успеху в целом («Дуракам всегда везет!») и успеху в работе – 2.8% («Карьеру-то она сделала в постели!»).
- 1.4% считают чужие деньги. («Сколько же он наворовал!»).
Убить дракона
Ричард Смит, профессор психологии Университета штата Кентукки, США, автор исследований и серии книг о зависти, считает, что очень важно работать с этим чувством: «Патологическая зависть разрушительна и уродлива. Если вы постоянно ее испытываете, то не замечаете все то хорошее, что с вами происходит».
Для начала смело признайся себе: «Да, да, да, я завидую!» Не бойся и не стесняйся этого чувства. Оно абсолютно естественно.
Зависть – удел неудачниц? Вовсе нет. Даже королевы, у которых все есть, завидуют крестьянкам и королевам-соседкам.
Еще раз подумай, а действительно ли ты хочешь получить то, чем в данный момент обладает другой человек. Если ответ утвердительный, постарайся оценить, при каких обстоятельствах ты можешь добиться того же результата.
Вспомни свои сильные стороны, сконцентрируйся на собственных выигрышных данных и активно их развивай.
Если чувство зависти все же намертво прилипло, потренируй свой эгоизм. Мысленно представь, что объект зависти исчезнет. Что будет? Возможно, только хуже.
Чаще общайся с теми людьми, которые любят тебя такой, какая ты есть.
Плохое слово
Мы любим наблюдать, как другим плохо, считает Ричар Смит. В книге «Радость боли: Schadenfreude и темная сторона человеческой натуры» Смит использует немецкое шаденфройде, что-то вроде злорадства. Чувство тесно переплетено с завистью. Взревновала к чьим-то успехам – и тут же с тобой приключился шаденфройде.
Это не кнопка на стул коллеге, получившему повышение, а радость, когда он провалил ответственный проект.
Злорадство не предполагает активных действий, но оно вовсе не невинно. Смит уверен: шаденфройде по отношению к потерпевшему неудачу коллеге и удовольствие фашистов от страданий евреев – явления одной природы, и его надо убивать в себе!