РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стереотипы о психотерапии

В прокат вышел «Опасный метод» – фильм о Фрейде, Юнге и их сложных взаимоотношениях с пациенткой. Мы решили разобраться со старыми стереотипами, которые сложились о психотерапии под влиянием кино.
Тэги:
Стереотипы о психотерапии

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

МОЙ ЛУЧШИЙ ЛЮБОВНИК


На приемах она рассказывает Лизе о своем новом романе, и та всячески подбадривает ее, уговаривая развивать отношения. Однако в один прекрасный момент Лиза понимает, что Рафи встречается с ее сыном, и дело принимает совсем иной оборот. 

Миф. Если верить этому фильму, терапевт – своего рода старший товарищ, который только и может, что выслушивать, поддерживать и разрешать клиенту все на свете. Рафи успешно подменяет контакты с реальными друзьями психотерапевтическими сессиями, а героиню Мэрил Стрип этот факт почему-то не смущает. 
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссер фильма был куда больше увлечен забавной коллизией, неожиданным пересечением судеб, нежели отображением реального терапевтического процесса. Ну и, конечно, не смог отказать себе в удовольствии развенчать миф о терапевте-всезнайке, который даже в отношениях с собственным ребенком не может оставаться на позиции терпения и принятия. К концу фильма Лиза произносит: «Теперь ты видишь, что даже у твоего терапевта чокнутая семья».

АНАЛИЗИРУЙ ЭТО

1999 
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В ролях: Роберт де Ниро, Билли Кристал 
Режиссер: Харольд Рэмис

Сюжет: Однажды у великого и ужасного гангстера Пола Витти (Роберт де Ниро) начинаются приступы панических атак. Они никогда не бывают кстати, а тут еще намечается важнейшая бандитская сходка. Чтобы разобраться с проблемой, он обращается к психотерапевту Бену Собелу (Билли Кристал). И превращает его жизнь в кошмар: отказываясь приходить на прием раз в неделю, как все клиенты, гангстер вероломно вторгается в жизнь своего аналитика – приезжает в отель, где тот проводит отпуск, срывает его свадьбу и почти насильно заставляет работать в совершенно экстремальных условиях. 
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Миф. Поначалу кажется, что режиссер решил показать нам двух гротескных персонажей – классического зануду и гангстера-неудачника – лишь для того, чтобы от души повеселиться. Но, как ни удивительно, в этой легкой и доброй комедии ему удалось продемонстрировать терапевтический процесс. У клиента есть реальный запрос – разбираясь с ним, герои выходят на проблему чувства вины и отцовского сценария, которому следует гангстер. Несмотря на всю комичность и абсурдность ситуации, история настолько трогательна, что на глаза наворачиваются слезы. 

К концу фильма становится понятно, что совместная работа оказалась терапевтичной и для аналитика. И это не режиссерская выдумка-находка, а чистая правда: подобные изменения при работе с клиентом переживали, наверное, все терапевты мира.

ЦВЕТ НОЧИ

1994 
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В ролях: Брюс Уиллис, Джейн Марч 
Режиссер: Ричард Раш

Сюжет: С главным героем, доктором Биллом Кейпом (Брюс Уиллис), случается самое страшное, что может произойти с терапевтом – во время сессии клиентка кончает жизнь самоубийством. После этого он бросает практику и уезжает в гости к другу и коллеге Бобу Муру. Тот затаскивает Билла на занятие своей психотерапевтической группы. А через пару дней Боба зверски убивают. Герой Брюса Уиллиса решает найти убийцу. По его версии, к преступлению причастен кто-то из членов группы. 

Миф. К психологии фильм имеет весьма отдаленное отношение. Билл Кейп так же похож на терапевта, как Зигмунд Фрейд – на героя боевика. Крепкий честный парень говорит, что внутри у него встроен камертон. Однако камертон этот, судя по всему, безбожно фальшивит. Доктор не замечает очевидного: влюбляется в девушку со множественной личностью и большую часть фильма подозревает в убийстве совершенно не тех людей. 
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В результате у зрителя складывается впечатление, что терапевты толстокожи и предсказуемы, а потому не в состоянии помочь своим клиентам.

МИСТЕР И МИССИС СМИТ

(2005) В ролях: Брэд Питт, Анджелина Джоли Режиссер: Даг Лайман

Сюжет: 
Джон (Брэд Питт) и Джейн (Анджелина Джоли) – ничем не примечательная супружеская пара из пригорода. Женаты не так давно, но уже утомлены браком. Однако вскоре выясняется, что у каждого из них есть свой секрет: оба – высокооплачиваемые наемные убийцы... в конкурирующих организациях. Тайное становится явным в тот момент, когда Джейн получает заказ на Джона, а Джон – на Джейн, после чего семейная жизнь уже не кажется героям скучной и однообразной... Где же здесь психология? Дело в том, что фильм начинается и заканчивается сценами, снятыми в кабинете терапевта, как бы намекая зрителю, что все происходящее стоит воспринимать как метафору кризиса семейной жизни. 
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Миф. Является ли борьба вооруженных до зубов супругов олицетворением психотерапии, известно разве что режиссеру. Но невозможно отрицать, что в этом захватывающем фильме много психологии. Чего только стоит главная сюжетная интрига, основанная на том, что супруги скрывают друг от друга свой род занятий – читай истинное «Я», – выдавая себя за некое идеальное среднестатистическое «ничто». В фильме нет терапевта как такового, есть лишь приятный закадровый голос, который задает банальные вопросы и довольствуется формальными ответами. После просмотра этих сцен создается впечатление, что терапия – бессмысленная трата времени и денег, так как все участники процесса врут. Надо признать, в семейной терапии так действительно часто бывает. Но это не значит, что так бывает всегда и со всеми.

ТЕОРИЯ ЛЖИ

сериал, 2009–2011 
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В ролях: Тим Рот, Келли Уильямс 
Режиссеры: Кларк Джонсон, Роберт Шветке

Сюжет: Гениальный ученый доктор Лайтман (Тим Рот) полжизни посвятил изучению невербальных сигналов, подаваемых людьми, после чего ушел из науки и открыл свое агентство, которое занимается расследованиями. В каждой серии у Лайтмана новый заказчик, новое дело и новые подозреваемые. Внимательно наблюдая за едва уловимыми движениями мышц лица, он понимает, говорит человек правду или врет. И с помощью психологии выводит преступников всех мастей на чистую воду. 

Миф. У героя Тима Рота есть реальный прототип – ученый Пол Экман, написавший множество научных работ и популярных книг о невербалике. На основе материалов одной из них снят первый сезон сериала. Глядя на работу Лайтмана, можно вообразить, что читать по лицам – проще простого, достаточно знать нехитрую психологическую азбуку. Делая выводы, главный герой сериала, как правило, основывается на одном-двух симптомах. Например, определенном движении глаз или руки. На самом же деле подобные невербальные сигналы выдают не ложь как таковую, а волнение. И оно может быть вызвано миллионом разных причин. Например, страхом, который скорее всего возникнет у любого, кто столкнется с таким категоричным и психопатичным «доктором».

ПОВЕЛИТЕЛЬ ПРИЛИВОВ

1991 
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В ролях: Барбара Стрейзанд, Ник Нолти 
Режиссер: Барбара Стрейзанд

Сюжет: У доктора Сьюзан Лоунстейн (Барбара Стрейзанд) сложная пациентка по имени Саванна, которая совершила очередную – к счастью, неудачную – попытку самоубийства. Терапевт понимает, что причиной суицидальных наклонностей является некая вытесненная детская травма. Чтобы разобраться, она вызывает в Нью-Йорк брата Саванны – Тома (Ник Нолти). Том начинает рассказывать подробности из детства сестры, но доктор Лоунстейн чувствует, что он умалчивает о чем-то очень страшном. Увы, в какой-то момент фильм превращается в мелодраму: терапевт влюбляется в брата клиентки – любовная линия становится ведущей. Хотя в разговорах со Сьюзен Том все-таки переживает несколько инсайдов и наконец раскрывает страшную семейную тайну, тем самым помогая спасти и себя, и сестру. 
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Миф. Несмотря на то, что доктор Лоунстейн не может разобраться в личных проблемах и влюбляется в брата клиентки, ее желание помочь своим пациентам, чуткость, терпение, доброта и проницательность делают этот образ одним из самых привлекательных в истории кино, посвященного терапии. Хромает лишь развязка. Если верить фильму, для лечения шизофрении – а именно этим страдает Саванна, – необходимо, чтобы терапевт
в подробностях узнал о вытесненных клиентом травмах и рассказал ему о них. Даже жаль, что жизнь в данном случае так не похожа на кино.

ЛЕЧЕНИЕ

сериал, 2008 
В ролях: Гэбриел Бирн 
Режиссеры: Пэрис Барклай, Жан де Сегонзак, Хагай Леви

Сюжет: Этот сериал наиболее внятно и точно отражает психотерапевтический процесс.
В каждом из трех сезонов доктор Пол Уэстон (Гэбриел Бирн) работает с четырьмя клиентами, каждая серия посвящена одной сессии, во время которой не происходит почти ничего, кроме разговоров. Людям, привыкшим к экшену, может стать скучно. Но постепенно втягиваешься и начинаешь понимать, чем живут терапевты, пробуешь догадаться, с чем пациент придет на сессию в следующий раз и придет ли вообще. 

Миф. Сериал не столько о клиентах, сколько о терапевте, его сомнениях, страхах и желании помочь людям. Как и все нормальные люди этой профессии, Пол Уэстон – живой и ищущий человек. Но многие его проблемы так очевидны даже для непосвященных, что создается впечатление, будто хороший терапевт может успешно практиковать, не пройдя курса личной терапии и не заглядывая в кабинет супервизора.

ЭННИ ХОЛЛ

1977 
В ролях: Вуди Аллен, Дайан Китон 
Режиссер: Вуди Аллен

Сюжет: Пересказывать фильмы Вуди Аллена – дело неблагодарное. Как ни старайся, что-то важное все равно упустишь. Если попытаться все упростить, то можно сказать, что это одновременно ироничная и лиричная история о романе странной парочки – комика Элви Сингера (Вуди Аллен), еврея-невротика, уже 15 лет посещающего психоаналитика, и начинающей певицы Энни Холл (Дайан Китон). Но главный герой, конечно, психоанализ: «Если бы не мой аналитик, я бы давно уже покончил с собой, – говорит Элви Сингер. – Но он даже в этих случаях требует оплачивать пропущенные сеансы». 

Миф. Если не знать, что сам Вуди Аллен в течение тридцати лет проходил психоанализ, может создаться впечатление, что он ни в грош не ставит учение Фрейда, считая его долгой ухабистой дорогой, ведущей в никуда. На протяжении фильма режиссер едко подшучивает над анализом и ловко жонглирует фрейдистскими символами – то героиня теребит в руках карандаш, то герой облокачивается на столб. Аналитики встречаются едва ли не во всех фильмах Аллена. «Энни Холл» в этом смысле наиболее показателен: фильм похож на длинную сессию, во время которой клиент извлекает из недр своей памяти одну историю и связанные с ней последующие. Все они переплетаются, расширяют, дополняют и объясняют друг друга, но вместе с тем превращаются в нечто абсурдное и комичное – в полотно жизни маленького человека, страдающего от психологических проблем.


ЗАВОРОЖЕННЫЙ

1945
В ролях: Ингрид Бергман, Грегори Пек 
Режиссер: Альфред Хичкок

Сюжет: В частную психиатрическую клинику приезжает новый главврач Эдвардс (Грегори Пек), в которого с первого взгляда влюбляется красотка Констанс (Ингрид Бергман) – молодой психоаналитик. Вскоре она начинает понимать, что Эдвардс вовсе не тот, за кого себя выдает. Одновременно с этим Констанс узнает, что настоящий Эдвардс найден мертвым. Человек без имени пускается в бега, а девушка – за ним следом, чтобы помочь возлюбленному вернуть себе честное имя и имя собственное. 


Миф. Альфред Хичкок одним из первых провел параллель между терапией и детективным расследованием. Главная героиня фильма применяет свои психологические знания, анализирует сны подозреваемого и быстро приходит к верным выводам. Также Хичкок одним из первых заинтересовался вопросом границ между терапевтом и клиентом. В его фильме влюбленная женщина-психолог оказывается гораздо проницательнее десятка опытных врачей-психиатров. Но, к сожалению, терапевт, влюбленный в своего пациента, скорее может навредить. Влюбленность – измененное состояние сознания, заставляющее идеализировать партнера, мешающее смотреть на него объективно.


ТРИ ЛИЦА ЕВЫ

1957 
В ролях: Джоэн Вудворд, Дэвид Уэйн 
Режиссер: Наннэли Джонсон

Сюжет: Простоватая домохозяйка Ева Уайт (Джоэн Вудворт) страдает от головной боли и провалов в памяти. Обеспокоенный муж приводит ее на консультацию к доктору Кертису Лютеру (Дэвид Уэйн), который начинает с ней работать и обнаруживает, что его пациентка страдает диссоциативным расстройством личности. В кабинете по очереди появляются три женщины – обычная домохозяйка, вульгарная особа и разумная, интеллигентная женщина. Вместе с последней субличностью врач пытается найти причину столь мощного расщепления и помочь Еве восстановить целостность. 


Миф. Фильм снят на основе реального клиентского случая и достоверно отражает и саму болезнь, и процесс лечения. Однако тот положительный результат, которого добился доктор Лютер, в реальности встречается не так часто.

Взгляд изнутри

Автор текста, психотерапевт Екатерина Игнатова, о психотерапевтах в мировом кинематографе
Если не ходить на психотерапию, а только смотреть кино, можно получить весьма специфичное представление о процессе и уж точно – раз и навсегда – расхотеть встречаться с терапевтами. Голливуд упорно создает отталкивающий образ психоаналитика – этакого лузера в очках с роговой оправой, который зачем-то кладет людей на кушетку, задает банальные вопросы, не слушает ответов, кивает, как китайский болванчик, и в самый неподходящий момент произносит сакраментальную фразу: «Наше время истекло, поговорим об этом через неделю». Кроме того, если верить кинематографу, после Фрейда ничего нового в терапии не появилось. Юнгианский, или трансактный, анализ, психодрама, гештальт по загадочным причинам не интересуют режиссеров, хотя каждый из этих методов не менее интересен и зрелищен. 

В тех случаях, когда психотерапевт – главный, а не второстепенный герой фильма, режиссеры превращают его в «обычного парня». На десятой минуте он перестает быть профессионалом, влюбляется в свою клиентку или ее сестру, начинает дружить с клиентом. В этом стремлении разрушить образ теряется суть профессии и процесса, в котором интриги и страсти зачастую куда больше, чем в банальной love story. Конечно, было бы странно, если бы в кино нам показывали терапию во всех деталях, а терапевты были сплошь Брэды Питты. Но, например, из Джонни Деппа мог бы получиться отличный «сумасшедший» профессор, влюбленный не в очередную кинодиву, а в людей и психологию.
Загрузка статьи...