Служба с дружбой

Мы доверяем себя, свой дом и даже своих детей чужим людям. И сами не замечаем, как они становятся нам близкими.
Служба с дружбой

Мы доверяем себя, свой дом и даже своих детей чужим людям. И сами не замечаем, как они становятся нам близкими. А потом удивляемся, почему не можем уволить няню, которая плохо следит за ребенком, или отказаться от услуг косметолога, из-за которого началась аллергия. Мы обратились к специалистам с просьбой прокомментировать несколько типичных ситуаций и подсказать, как следует выстраивать отношения с личным персоналом.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

ДОМАШНИЕ ХЛОПОТЫ
НАТАША, 29 (Самара):
"Наша домработница работает у нас более двух лет. Она хороший человек: честная, вежливая, трудолюбивая. Тщательно убирает квартиру, вкусно готовит. И что важно – я ей доверяю, могу оставить ключи, когда мы семьей уезжаем в отпуск. Но при всех плюсах недавно появился большой минус.
На первой встрече мы договорились, что она будет приходить 3 раза в неделю. Так и было. Но полгода назад она попросила два визита. Я согласилась, но уменьшила ее зарплату на 30%. А вскоре она стала отменять и второй визит, иногда буквально в последний момент. Однажды я очень рассчитывала на ее помощь на кухне – мы принимали гостей. В результате пришлось угощать друзей салатами из супермаркета.
Иногда она ведет себя так, что мне начинает казаться, будто она не работает, а помогает мне по доброте душевной. Но она часто рассказывает о своих семейных неприятностях, лишить ее работы я не могу. Как быть?»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

АНАЛИЗ И СОВЕТЫ
Светлана Горяинова, психолог-консультант кадрового агентства «Комфорт»:
«Для того чтобы расстаться с неподходящим работником на хорошей ноте, можно помочь ему в поиске нового места, например, устроить на меньшую занятость к знакомым. А если прощаться не хочется, надо договориться о новой системе оплаты труда – отменить фиксированный оклад и платить за каждый выход».

Наталия Резер, директор кадрового агентства «По семейным обстоятельствам»:
«Наташа субъективно воспринимает ситуацию. Предлагаю взглянуть на нее объективно. Наталья – это руководитель. Домработница – сотрудник. И что мы имеем? Руководство душевно относится к подчиненному, идет навстречу при составлении рабочего графика, оплачивает труд. Сотрудник же постоянно подводит, срывает планы начальства. Легко представить дальнейшие действия в любом офисе. Как только мы поймем, что люди, которые у нас работают, не слуги и не друзья, а сотрудники нашего домашнего офиса, выстраивать отношения станет проще. Уважение к подчиненному не отменяет требовательности. Наташа должна высказать домработнице свои претензии и предложить ей... нет, не уволиться, а разработать план выхода из кризиса. Ну а если сотрудник откажется, то незаменимых людей у нас нет!»

ДРУГ НА КОЛЕСАХ
МИХАИЛ, 31 (Санкт-Петербург):
«Как-то мне пришлось нанять личного шофера для сестры. Она сломала ногу. При этом сидеть дома ей, конечно же, было скучно, а я загружен на работе и не могу часто возить ее в гости или салон красоты. Искать водителя через агентство не пришлось: коллега порекомендовал своего шофера, который увольнялся "из-за графика с 8 до 8, но в целом был порядочным человеком". Нам такой жесткий график был не нужен, тем более Света не собиралась пользоваться его услугами ежедневно. Договорились о почасовой оплате. Первое время все были довольны. Планируя визит к врачу (или в гости), сестра всегда вызывала его заранее.
Но однажды Света поехала к маме в загородный дом на весь день. Уезжать оттуда и потом возвращаться водитель не захотел, а оставлять его в машине надолго сестра постеснялась. Предложила чаю. Пока мои дамы общались, он заскучал, стал демонстративно прогуливаться, посматривая на часы, а когда все собрались ужинать, отвел Свету в сторону и сказал, что его ждут дома. Она согласилась уехать. Вскоре подобное стало случаться регулярно. Но на мои предложения подыскать нового водителя сестра не соглашалась, объясняя тем, что успела с шофером подружиться. Поэтому критиковать его работу ей было неловко, а отказаться от услуг – тем более. Мужественно терпела все его выходки до того момента, как сняли гипс. Вот тогда и появился повод прекратить сотрудничество».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

АНАЛИЗ И СОВЕТЫ
Наталия Резер:
«Наверняка работодатели не заключали с водителем договор, в котором были прописаны все его права и обязанности, график и почасовой тариф. Именно это и привело к тому, что существующее в первое время положение вещей водитель принял за статус-кво. При отсутствии критериев и норм сложно требовать от человека сознательного поведения. Сознательность, как и мораль, у всех разная. Нужны установленные правила игры».

Евгения Гуркуш, исполнительный директор агентства по подбору домашнего персонала «Этюд»:
«По моему опыту такие ситуации возникают только тогда, когда работодатель – женщина, а работник – мужчина. Когда водитель и клиент мужчины, подобных историй не случается".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Золотые правила

На первой же встрече с работником четко обговори свои требования и условия
сотрудничества (график работы, оплата, обязанности), а лучше заключи договор.
Люди, которые у нас работают, не слуги и не друзья, а сотрудники «домашнего офиса». Выстраивай деловые отношения!
Пугают раёходы? Сотрудничай ё индивидуальными предпринимателями (ИП) ж это дешевле, чем ё агентётвами, и проще.
ll ИП все платежи вносят за себя сами, выписывая работодателю квитанции при получении денег за оказанные услуги.
Опыт работы, рекомендации и образование работника еще не гарантия того, что он будет идеально трудиться. Контролируй!
Держи дистанцию: секретничать или делиться проблемами
с персоналом не следует ни при каких обстоятельствах. Никогда!
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ПРЕКРАСНАЯ НЯНЯ

МАРИНА, 33 (Москва):

АНАЛИЗ И СОВЕТЫ
Евгения Гуркуш:
«Родителям с самого начала нужно было установить жесткий контроль, не дожидаясь неприятных сюрпризов. В этом их основная ошибка. Опыт работы и образование еще не гарантируют того, что малышу будет с няней действительно хорошо. Что ребенку можно, а чего нельзя, оговаривается на первой встрече, а потом, при необходимости, правила вешаются в виде плаката на стену».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наталия Резер:
«Подобная ситуация часто случается с молодыми родителями, которые, дав конкретные поручения, полагают, что они добросовестно выполняются. А стоило проверять! Симпатии малыша, конечно, важный момент. Но работающие родители должны найти не просто няню, а партнера, человека безукоризненно ответственного, способного воплотить в жизнь их пожелания и обратить внимание на возникающие в их отсутствие проблемы. Родители, уходя на работу, должны быть спокойны – иных критериев нет! И если няня не устраивает вас, она не подойдет и вашему ребенку!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

АНГЛИЙСКАЯ БАБУШКА




АНАЛИЗ И СОВЕТЫ
Маргарита Ракович, психолог:

«Проблема в том, что с первой встречи не были выстроены границы между девушкой и репетитором. В итоге из-за возраста преподавателя установились ролевые отношения "бабушка-внучка". Неудивительно, что та отчитывала девушку за "разгильдяйство". Алене следовало бы четко обговорить условия сотрудничества (время, оплату, форму занятий) и начать выстраивать деловые отношения. Независимо от возраста факт остается фактом: один – работодатель, второй – наемный работник, один платит за качественную работу, второй эту работу выполняет и получает гонорар. Как только предполагаемые деловые отношения становятся хотя бы немного личными, тут же начинаются конфликты».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ИЗ РУК В РУКИ


ИРИНА, 23 (Москва):


АНАЛИЗ И СОВЕТЫ



«Проблема в отсутствии дистанции между клиентом и работником. Мастер, оказалось, любит сплетни.
Но участвовать в них клиент не обязан! Какой бы доверительной ни казалась атмосфера, удержаться от лишних разговоров на самом деле просто. Самое главное – не воспринимать обслуживающий персонал как личного психолога. А если появилась необходимость выговориться и получить совет, лучше обратиться к профессионалу».

Договорились?

В комментариях специалистов не раз звучал совет: регламентировать отношения с личными помощниками поможет договор. Но так ли это просто и приемлемо для обеих сторон?

Жанна Ефимова, юрист, член правления Московского общества защиты потребителей: «Нанимая личный персонал, необходимо заключать договор, в приложении к которому четко прописать все требования: время работы, штрафы за прогулы, обязанности, запрещенные действия, степень ответственности и т.д. Это оградит работодателя от аргументов работника "не знал", "не понял". Важный нюанс: если договор заключается с агентством – это гражданско-правовой договор и отношения регулируются Гражданским кодексом РФ и законом РФ "О защите прав потребителей". Если договор заключается напрямую с работником – это трудовой договор и отношения регулируются Трудовым кодексом РФ, тогда работодатель (физическое лицо) обязан зарегистрировать его в органе местного самоуправления по месту жительства, платить страховые взносы и обязательные отчисления. А если договор подписали дома и положили в шкаф, то при обращении в суд с жалобой на работника нужно иметь в виду, что, перед тем как встать на вашу защиту, суд потребует выплатить штраф за нарушение закона – уклонение от налогов».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

КОММЕНТАРИЙ АЛЕКСАНДРА НОСИКА:



"В нашей стране правила построения отношений между личным персоналом и работодателем были утрачены в 1917 году. Советы и мнения экспертов, приведенные в статье, на мой взгляд, очень полезные. Постоянно менять нянь, водителей и других помощников нет смысла, нужно изначально правильно строить с ними отношения. Для этого необходимо понять главное: рабочие отношения дома и в офисе отличаются лишь местом действия. Если сотрудник что-то не понимает, ему следует это объяснить, а лучше зафиксировать в договоре. Ведь отношения двух людей всегда зона возможных конфликтов».