Пользуемся спросом

Чем две недели обдумывать его нахмуренные брови, не лучше ли просто узнать, что случилось?
Пользуемся спросом

– Тетя, а ты почему не замужем?
– Не берет никто, деточка.
– А ты уже у всех спрашивала?
Это анекдот, конечно. Но мы сами – если у нас проблема – спрашиваем ли хотя бы тех, кто непосредственно имеет отношение к делу? Или большинство историй разыгрываются только в нашем воображении?

Анюта, преуспевающая хорошенькая и ироничная брюнетка, на корпоративной вечеринке встречает неожиданно своего бывшего одноклассника, с которым не виделась десять лет. Антон ей когда-то немного нравился, несмотря на смешные уши треугольниками. И вот теперь перед ней стоит уже Антон Сергеевич, симпатичный взрослый мужчина. Хорошая стрижка заставляет почти забыть о детских ушках. Оказывается, они работают в партнерских подразделениях, им есть о чем поговорить, и с вечеринки Антон провожает Анюту домой. Пару раз еще они встречаются, и вдруг Антон начинает вести себя странно. Анюта караулит телефон, вслушивается в каждую его интонацию и долго обдумывает любой его поступок и жест. А затем создает тему на любимом форуме в Интернете и спрашивает, почему, ну почему он это делает? Тема разрастается как снежный ком, люди обсуждают, предполагают. Анюта ведет репортаж практически в прямом эфире несколько недель. «А сегодня я упомянула про варенье из ежевики – и он так странно посмотрел...» Анюта вряд ли узнает правду таким путем. И она не одинока. В Интернете постоянно кто-то приходит в людное место и говорит: «Мой муж/бойфренд/ребенок/сотрудник/сосед сделал то-то и то-то. Объясните мне, зачем он это сделал, расскажите, чего он хотел!»
Меня всегда удивляет этот окольный путь. Вот сидит человек, мучается, гадает, идет к чужим людям – с ними гадать, вертит так и сяк слова и поступки человека, когда у него этот человек в наличии! Вот и спроси у него! Не надо придумывать ничего, пока ты не спросил у первоисточника. У тебя же есть так называемая вторая сигнальная система – отчего бы не воспользоваться этим даром? Первая сигнальная система объединяет нас с животными. Обожглись? Теперь знаем, что огонь – это больно, и отдергиваем руку. Видим, что падает дерево? Значит, нужно удирать. Сигналами первой системы являются наши простые ощущения: слух, зрение, обоняние. Наше отличие от животных – в речи. Вторая сигнальная система использует речь для объяснения опасности, приятности, причин и следствий. Чем две недели обдумывать его нахмуренные брови, не лучше ли просто узнать, что случилось?

ТРЕТЬЯ ФРАЗА
Как ни странно, вариант с прямым вопросом очень редко приходит человеку в голову. Легче сидеть и сочинять пьесу за себя и за других героев. И даже если мы собрались высказать что-то другому человеку, очень часто на сцену выходит «феномен третьей фразы». Человек садится за стол и немедленно с отчаянием и обидой в голосе произносит: «Почему мне не дали хлеба?» Это третья фраза, дорогой. Первая должна быть: «Дайте мне, пожалуйста, хлеба». 80% проблем она решает на месте. Вторая: «Извините, я говорил, что мне нужен хлеб. Возможно, вы не расслышали?» Вероятность получения хлеба дорастает до 95%. И вот только если уже после этого не дали, можно восклицать ту самую третью фразу – но, скорее всего, она не понадобится.
Когда тебя начинают разбирать страшное возмущение и обида на чье-то поведение, спроси себя первым делом, говорила ли ты этому человеку, что ты чего-то хочешь, а чего-то нет. Есть ли у него вообще какие-либо подозрения по поводу того, чем ты недовольна? Люди делают многие вещи не потому, что активно желают нам плохого, а потому, что они заняты собой и не собираются вдумываться в нас, в наши тонкие струны и очень нервные окончания. Но они способны многое сделать в нашу пользу, если мы дадим им об этом знать!

ОТГОВОРКИ
Однако если предложить человеку спросить у первоисточника, знает ли он о твоих желаниях и предпочтениях, – вот тут, как никогда, расцветает любовь к историям. «Он только еще больше рассердится, потому что уже сейчас на меня сердит», «Они прекрасно все знают, просто делают мне назло!», «Мне этого не дадут, не разрешат, не ответят – потому что... (и дальше целые Монбланы причин, художественно сочиненных автором)». То есть история о вдумчивом, заботливом негодяе, который спит и видит, чтобы тебе насолить, уже придумана. А ты страдаешь от нее, как от действительности, она не пускает тебя сделать что-то так же верно, как если бы к ногам твоим было привязано ядро, а рот заклеен скотчем.


НЕМНОЖКО ДОСТОЕВСКОГО
Чтобы суметь правильно задать первый вопрос, сказать верную первую фразу, нужно первым делом перестать сочинять свою пьесу. Люди редко способны придерживаться фактов. Они непременно рассказывают истории. В этих историях есть мысли и намерения других людей, причины и следствия их поступков. Загвоздка в одном: люди придумывают их сами, но относятся к ним как к действительности. Одна милая женщина после каждой прогулки зимой с маленьким ребенком возвращалась страшно расстроенная. Какие равнодушные, недобрые люди! Все видят, как она буксует с коляской на нерасчищенных улицах, но никто не предложит помощи! Однажды она пожаловалась тетушке. А та спросила: «А почему ты не попросишь прохожих помочь? Может быть, они просто заняты собой и не видят тебя!» Молодая мама была поражена. Стоило ей обратиться к людям, как они включались, тащили коляску, улыбались... Жизнь волшебным образом переменилась.

МНЕ НАЗЛО!
Моя старая квартира целиком выходила на лоджию, которую мы только что застеклили. По субботам в теплые и нежные майские утра мы садились к столу у распахнутых окон, все створки окошек на балконе тоже были раскрыты, с высокого этажа не видно ничего противного – только ясное небо, круглые облачка и птицы... И тут соседка сверху начинала уборку. Она развешивала половики так, что они висели до трети наших стекол, хлопали на ветру, бились в рамы и отравляли мне негу каждых выходных. Однажды разум мой помутился. Я вылетела на лоджию, схватила банку с масляной белой краской и кисть и, выгнувшись в распахнутую створку, начала яростно тыкать краской в угол дорожки. Хотя вообще-то я вполне вменяемый человек... Прошла неделя. Я встала утром, пошла на кухню – и передо мной привычно шлепнулся край пыльного половика. Первой моей мыслью было: так ее этот урок ничему не научил? Вот наглая мерзавка! И тут я поняла: эта война, несмотря на мое возмущение, существовала только в моей голове, вот тут, этажом ниже. Я никогда не говорила соседке, что мне это не нравится. Она не подозревает ни о чем! В душе моей наступило внезапное спокойствие, я натянула зимнее пальто поверх ночной рубашки и выбежала из квартиры. Дверь мне открыла моя обидчица – невысокая женщина в химических завитках. Без малейшей скандальности я сказала ей: «Я ваша соседка снизу, ваши половики свисают нам на стекла». Тетка без малейшей враждебности заохала, извинилась и сказала, что тут же все исправит. Когда я спустилась вниз, половиков в окнах уже не было. Их не было больше никогда.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
ПОПРОБУЕМ НА ПРАКТИКЕ
Ты можешь перестать сочинять истории, в которых ты несчастна; ты можешь спросить обо всем того человека, который тебе важен, а не посторонних людей; ты можешь научиться спрашивать так, чтобы человек не чувствовал себя обвиняемым. Но приготовься к тому, что правдивые выяснения страшно ускоряют жизнь.

УПРАЖНЕНИЕ 1 ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ
Встань перед зеркалом и внимательно посмотри на себя. Открой и закрой рот, пошевели пальцами руки, сделай несколько шагов. Получилось? Должна тебя обрадовать – тебе ничего не мешает дойти до человека или набрать номер телефона и поговорить с ним.

УПРАЖНЕНИЕ 2 ПОТРЕНИРУЙСЯ НА КОШКАХ
Начнем с безопасного. Вспомни любую историю из твоей жизни, которая тебя задела, разозлила или обидела. А теперь расскажи ее. Обрати внимание, сколько ты употребила эмоциональных оценочных слов вроде «и вот эта дура...». Обрати внимание на то, как ты говоришь за разных героев. Женщины очень часто, рассказывая о конфликтах, говорят за себя спокойным уравновешенным голосом, а за другого актера в своей пьесе – голосом карикатурным, преувеличенно противным и резким. Расскажи эту историю снова. Не педалируй противное выражение лица и мерзкий голос своего противника.
Замени на нейтральные слова описания и характеристики. История стала значительно менее эффектной, но гораздо более правдивой. Добейся того, чтобы рассказать только непосредственные факты. Не «она рассвирепела и стала вопить, как ненормальная коза в тумане», а «она выглядела рассерженной и говорила значительно громче, чем обычно». Если ты тоже вопила как ко... говорила более громким голосом – упомяни этот факт. Можешь позвать подругу и тренироваться с ней.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РАБОЧИЕ ИСПЫТАНИЯ

ШАГ 1
Теперь возьми ту ситуацию, что тревожит или раздражает тебя в настоящем времени. Проделай то же самое. Расскажи ее сначала эмоционально и художественно, как ты непосредственно чувствуешь. А затем рассказывай снова и снова. Пока там не останутся только факты. Станиславский кричал «Не верю!», когда актер не мог сочинить все за своего героя: что с ним было, как он себя чувствовал и отчего он сказал в данный момент именно это. Ты должна кричать себе «Не верю!» совершенно за обратное – до тех пор, пока не перестанешь придумывать за своего обидчика то, чего ты абсолютно точно не знаешь или не видишь как факт. Это займет время. Но в результате у тебя останется совершенно нейтральное, содержащее только факты описание ситуации.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ШАГ 2
Реши, что тебе нужно. Вначале ты, возможно, тоже будешь с экспрессией трагической актрисы заламывать руки и кричать: «Чтобы меня уважали!», «Чтобы перестали обращаться со мной как с тряпкой!», «Чтобы все от меня отстали!». Скажи это снова. Более конкретными словами. В чем это уважение должно выражаться? А это «отставание»? Перефразируй – до тех пор, пока у тебя не сформулируется вполне конкретное желание или вопрос. Вопросы коварная штука – внимательно проверь вот что: твой вопрос действительно вопрос или замаскированные возмущение и обида? Фраза «Почему мне не дали хлеба?"вовсе ведь не означает, что вопрошающего действительно интересуют причины...
ШАГ 3
Теперь у тебя есть сформулированное желание или вопрос к другому человеку. Вспомни, что кроме прижимания ушей, топорщения загривка, показывания клыков и виляния хвостом у тебя есть вторая сигнальная система в виде речи. Вперед! Выбери удобное время и позвони или договорись о личном разговоре. Не отступай с воплем «Я так и знала, не получилось!» – если придется назначить другое время или перезвонить. А теперь скажи человеку о ситуации так, как ты отработала в шаге первом. И задай тот вопрос или выскажи свое желание, любовно отрепетированное в шаге втором. Не нужно тормозить перед этим шагом, не нужно рассказывать себе страшные сказки, просто сделай это – и ты будешь первой, кто узнает, как человек отреагирует.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ШАГ 4
Будь гибкой. Не позволяй разговору просто повиснуть в воздухе. Тебе нужен результат? Будь на него настроена. Но и не дави на человека. Возможно, ему тоже нужно подумать, что он может сделать для тебя. Иногда после раздумий люди выходят с предложениями, которые устроят тебя даже больше того, что ты можешь придумать сама!
И запомни: прямой вопрос или прямая просьба не обязательно гарантируют тебе получение всего, что ты хочешь. Но ты удивишься, насколько сильно они повышают эту возможность. Вывесь сама себе объявление: «Мой мысленный театр марионеток закрыт!» – и вперед, к живым людям!