Почему мы забываем, зачем шли в другую комнату: дело не в возрасте или усталости

С тобой бывало такое — заходишь на кухню и не понимаешь зачем? Точно не готовить — это ты не забыла бы! За какой-то мелочью, но какой?
Почему мы забываем, зачем шли в другую комнату: дело не в возрасте или усталости
Getty images

С проблемой «Зачем я сюда пришла?» сталкивалась каждая из нас. Если она часто повторяется, то легко и запаниковать: всё, прощай молодость, здравствуй, склероз! Некоторые бросаются скупать витамины для памяти, пьют их месяцами — и ничего не меняется. В очередной раз мы обводим взглядом комнату и спрашиваем себя: «Что я тут делаю? Кажется, хотела что-то взять, но что?»

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Дело совсем не в том, что память ухудшается с годами. С такой проблемой сталкиваются и молодые люди. Оказывается, дверной проем обладает эффектом, который так и хочется назвать магическим. Вот только ничего волшебного в нем нет: это уже давно доказали ученые, к тому же дважды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эффект двери: эксперимент Габриэля Радванского

Американский психолог из Нотрдамского университета Габриэль Радванский провел свой эксперимент в 2011 году. Он и его коллеги создали виртуальный дом и поручили испытуемым переносить по нему предметы. Как только человек что-то брал со стола, изображение вещи исчезало с экрана компьютера, сам же процесс перемещения оставался невидимым.

При этом предлагалось два варианта: участники эксперимента либо находились в одной большой комнате с несколькими столами, либо «ходили» по разным помещениям, разделенным раздвижными дверями. Время от времени испытуемым задавали вопрос: «Какой предмет вы только что переложили?» И стала очевидна странность: многие люди, которые «гуляли» по дому, отвечали с трудом, хотя в «однокомнатной среде» таких проблем не возникало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ученые связали эту забывчивость с влиянием дверного проема. Они провели еще одну серию экспериментов — на этот раз уже в реальности. Теперь добровольцы имели дело уже с настоящими предметами: брали их, прятали в коробку и переставляли ее на другой стол либо в той же комнате, либо в расположенной рядом. И снова всё повторилось: как только в игру вступала дверь, забывчивость испытуемых резко возрастала.

Радванский назвал феномен «эффектом двери». Никакой мистики в этом исследователь не видел и объяснял всё с точки зрения науки. Габриэль предположил, что дверной проем приводит к резкой смене информационной среды, к которой пытается приспособиться мозг. Он изучает новую комнату, в которой человек оказался, а все второстепенные задачи игнорирует. Можно сказать, что мозг «обновляется», оставляя за бортом ненужные с его точки зрения воспоминания. Неважно, что ты шла в спальню за телефоном. Самое главное — уделить внимание месту, где ты находишься.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эффект двери — 2021

Повторное исследование эффекта двери провели австралийские психологи из Университета Бонда под руководством профессора Оливера Баумана. Результаты их изысканий были опубликованы в марте 2021 года.

Бауман и его коллеги попросили 74 добровольцев в гарнитурах виртуальной реальности пройти через 3D-комнаты, запоминая предметы. Первый результат заставил исследователей думать, что американцы ошиблись: у людей не было никаких проблем с перечислением вещей, которые они заметили. Тогда ученый усложнил задачу: он велел испытуемым проделать всё то же самое, ведя обратный отсчет от 100 до нуля. Тогда эффект двери и появился: люди начали забывать, что они видели в комнате, которую только что покинули. То же самое произошло, когда эксперимент перенесли из компьютерной среды в настоящую.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Эффект двери возникает только в случае, если мы когнитивно находимся в уязвимом состоянии», — считает Бауман. Иными словами, в ситуациях, когда наша «рабочая память» перегружена и мы пытаемся думать о многих делах одновременно.

Команда ученого заметила, что эффект двери в их эксперименте был не столь ярко выраженным, как у Радванского. Бауман объяснял это тем, комнаты были сделаны визуально идентичными: при переходе между ними не происходила смена контекста, как в предыдущих исследованиях. Профессор, впрочем, считает, что дверной проем вообще ни при чем: дело в перемещении в новую среду. «Хороший пример — поход за покупками в торговый центр, — говорит Бауман. — Поездка на лифте по этажам с магазинами не влияет на нашу память, но переход с автостоянки в помещение может заставить забыть нас о том, что нужно купить».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он также объяснил, что мозг разделяет информацию из разных сред и хранит данные, принадлежащие к одному контексту, отдельно. «Это дает больше возможностей, чем одно гигантское рабочее пространство, к которому подключено сразу всё. Но за удобство приходится платить», — считает Бауман. Забывчивость нередко расстраивает, но она не так плоха, как может показаться. Наша склонность разделять жизнь на отдельные события выгодна, ведь возможности памяти ограничены.

Есть и хорошие новости: возраст действительно не имеет никакого отношения к таким «провалам». Согласно данным исследователей из Эдинбургского университета, подобная «амнезия» случаются у людей в возрасте 20 лет так же часто, как и у тех, кому исполнилось 50. Ученые уверены, что забывчивость и рассеянность совершенно нормальны и не должны вызывать беспокойства. Важно об этом помнить: 56% участников эксперимента в Эдинбурге признались, что опасаются развития слабоумия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
эффект двери
Не стоит волноваться из-за забывчивости

Как избавиться от эффекта двери?

Половина респондентов в опросах говорят, что хотя бы раз в неделю забывают, зачем шли в комнату, или не покупают всё, за чем приехали в магазин. 40% как минимум раз в семь дней теряют телефон, а каждый третий раз в месяц не может вспомнить, где оставил машину или велосипед. Не очень-то удобно, правда?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выход простой: покупки надо записывать, а собираясь сделать что-то важное, стоит разгрузить мозг — сосредоточиться на задаче и не отвлекаться на другие вопросы. Если идешь за телефоном, игнорируй грязную чашку и мысленно возвращайся к своей цели. Хотя, конечно, не так-то просто не думать, что кто-то мог бы и убрать за собой! И главное — не беспокойся о состоянии своей памяти. Ничего опасного не происходит, просто временами наш мозг работает так, как удобно ему, а не нам.

Ты когда-нибудь забывала, зачем шла в другую комнату?
Да
Нет