Говорит и показывает
Раньше девушки мечтали сниматься в фильмах. Помнишь классическое: «Эллочка, ты не представляешь, я сегодня с режиссером Якиным еду в Ялту...»? Современные девушки решили пойти дальше – писать сценарии и снимать фильмы сами, без всяких Якиных. Наш автор Лиза Пашинина попыталась выяснить, как это делается.
ЛЕГКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ:
делаем кино без режиссерского образования
Пишем сценарий
Любой фильм начинается со сценария. В простейшем сценарии должны быть описаны характеры и внешние признаки героев, сюжет, конфликт и его разрешение, отношение автора к проблеме, конечное послание зрителю...
Хотя есть вариант и без героя. Просто покажи, например, как падают капли дождя или срывается и ударяется о землю созревшее яблоко. Как случайные люди разговаривают за чашкой кофе. Как грудной ребенок следит глазами за мамой. В этом случае в сценарии понадобится расписать последовательность сцен и их непосредственное содержание: где находится камера, что она снимает, какая сцена за какой следует и остальные фактические указания. Помни: чем проще будет послание зрителю, тем больше его внимания ты завоюешь. Бессистемное нагромождение деталей и неоднозначность содержания погубит даже самый гениальный замысел.
Для создания полноценного сценария используй классические идеи драмы. Еще Хорхе Луис Борхес считал, что существуют всего четыре универсальных сюжета: оборона (например, города, идеи, любви, родной планеты), возвращение (домой, к оставленной любимой, в свою галактику), поиски (сокровищ, или второй половины, или новой планеты обитания) и убийство.
Помни, что история должна возбудить интерес зрителя, который нужно будет поддерживать на протяжении всего повествования, а в финале – дойти до максимальной точки развития сюжета. И не обязательно для этого придумывать фантастических чудовищ: например, пусть апогеем станет свидание («Она не пришла, где же она?»). Все время поворачивай простую сюжетную линию в неожиданную сторону («Она пришла, но неузнаваема в парике, зачем это ей?») – такие фишки приковывают внимание зрителя.
Ты очень устала, работая над сценарием, и сил снимать кино самой не осталось? Знай, что хорошие сценарии востребованы – студии готовы покупать их за немалые деньги, если те интересны и грамотны. Например, Бен Аффлек и Мэт Дэймон в самом начале своей карьеры неплохо заработали и даже получили «Оскара» за писательский талант. Созданный ими сценарий фильма «Умница Уилл Хантинг» был куплен, а затем реализован одной из ведущих киностудий Голливуда!
В Интернете можно найти сайты киностудий, которые призывают к сотрудничеству молодых сценаристов, а кинокомпании каждый год устраивают конкурсы для привлечения юных дарований – не стесняйся обращаться к ним.
Про сценарий | Монтажники-
невысотники | Выкладываем |
В сценарии всегда есть:
• близкий зрителю герой и цель, к которой он стремится; • антигерой, превосходящий героя силой; • обстоятельства, заставляющие героя преодолевать трудности; • так называемая обязательная сцена, в которой герой что-то выясняет и/или вызывает противника на решающий бой. • кульминация и финал – логическое завершение истории. | Вряд ли с первого раза у кого-то получится сделать качественный монтаж. Хочешь опровергнуть это утверждение? Смело читай статьи по ссылкам:
www.videoton.ru/Articles/ Article1.html community.livejournal.com/ video_montaj А также учебники – список литературы можно найти в Интернете, например здесь: courses.edu.nstu.ru/index.php? show12&curs=88) | Хочешь посмотреть, как выглядит профессиональный сценарий, и мечтаешь пристроить свой?
Заходи на: ruskino.ru Здесь желающим предлагают присылать свои работы. www.screenwriter.ru community.livejournal.com/ ru_szenarist Отличные ресурсы для начинающих сценаристов. production.amarcordfilms.ru/ scenaries_bank.htm Банк сценариев. |
Снимаем
Решила снимать кино сама? Тебе понадобится:
АППАРАТУРА. Нам повезло, что уже есть сравнительно недорогие профессиональные цифровые камеры, которые даже маститые режиссеры понемногу начинают использовать в съемочном процессе. Например, последний фильм Дэвида Линча «Внутренняя империя» снят на цифровую камеру.
ПОМОЩНИКИ ДЛЯ РЕЖИССУРЫ И ЗВУКОРЕЖИССУРЫ. Их можно найти среди студентов на режиссерских факультетах ВГИКа, ГИТИС-РАТИ, Санкт-Петербургской академии культуры и искусства им Н.К.Крупской и других.
ПОМОЩЬ ПРИ МОНТАЖЕ. Ты можешь самостоятельно освоить специальные программы и секреты киномонтажа, правда, придется основательно изучить интернет-пространство в поисках дельного инструктажа и перечитать не один учебник.
Демонстрируем
Если все получилось, выкладывай готовый материал в Интернет (например на youtube.com). Ты сможешь показать свое творение миру и получишь идеи для следующего шедевра. Кроме того, если ты живешь в Москве, в Доме кино (ул. Васильевская, 13, м. «Белорусская») принимают анимационные, документальные, игровые и экспериментальные фильмы хронометражем не более 30 минут. А на http://community. livejournal.com/minifilm/profile проходит фестиваль мини-фильмов, условие для участников – длительность картины от 1 до 5 минут.
ТЯЖЕЛАЯ АРТИЛЛЕРИЯ:
стараемся стать профессиональным режиссером
Учимся
Если у тебя есть сбережения и идеи, можно попробовать поступить во ВГИК, РАТИ-ГИТИС или хотя бы в Школу кино и ТВ Высшей школы журналистики (community.livejournal.com/hsemedia/).
Но знай – кое-кто считает, что в отношении фильмов, снятых женщинами, существует некоторая предвзятость. Много лет продолжается спор о том, есть ли место женщине в режиссерской профессии. А между тем последний «Кинотавр» отличался от предыдущих – свои работы в 2007 году представили 55 женщин-режиссеров! Вслед за признанными мастерами – Кирой Муратовой, Ренатой Литвиновой, Верой Сторожевой – появилось целое поколение женщин-режиссеров: Лариса Садилова («Ничего личного»), Марина Любакова («Жестокость»), Анна Меликян («Русалка»), Оксана Бычкова («Питер FM»), Татьяна Воронецкая («Натурщица»), Катя Шагалова («Однажды в провинции»), Авдотья Смирнова («Связь»). Мы решили поговорить с экспертами женского кино о женщинах-режиссерах.
На наши вопросы отвечают:
Вера Сторожева
Режиссер: фильмы «Путешествие с домашними животными» (2007), «Греческие каникулы» (2005), «Люби меня» (2005), «Француз» (2004), «Небо. Самолет. Девушка.» (2002). Актриса: «Богиня: как я полюбила» (2004), «Астенический синдром» (1989). Сценарист: «Три истории» (1997).
Анна Меликян
Режиссер: фильмы «Русалка» (2007), «Марс» (2004), «До востребования» (2000), «Анданте» (1998). Сценарист: «Русалка» (2007), «Марс» (2004), «Анданте» (1998). Продюсер: «Домовой» (2008), «Семейка Ады» (2007).
Что для вас является критерием успешности режиссера? Есть ли нюансы в отношении женщин-режиссеров?
Вера: Нужно понять, к чему же ты склонен. Либо ты снимаешь кино для всех, либо ты снимаешь фестивальное кино. Как правило, не удается совмещать любовь публики и критики. К женщинам-режиссерам коллеги-мужчины относятся тепло-снисходительно, как к братьям меньшим, если только ты не становишься успешнее их. Тогда они могут тебя игнорировать, называя твое кино соответственно женским, милым. Сначала я отвечала, что нет женского и мужского кино, а есть хорошее и плохое. Но этот ответ не очень устраивал журналистов. Я проанализировала и поняла, что женщины, например, не снимают боевики и страшилки, детективы, т.е. жанровое кино. Они снимают об отношениях, о любви и внутренних проблемах человека (помните, в детстве мальчики всегда играют в войну, а девочки в дочки-матери), поэтому фильмов женщин-режиссеров много на фестивалях. Но женское кино могут снимать и мужчины.
НА ПЛОЩАДКЕ ТЫ НЕ ДОЛЖНА ПРОЯВЛЯТЬ ОБЫЧНЫХ ЖЕНСКИХ СЛАБОСТЕЙ, ИХ ТЕБЕ НЕ ПРОСТЯТ... |
Анна: Критерий только один – результат. Желательно, чтобы получилось хорошее кино, и нюансов никаких нет – зритель не делает поблажек в связи с полом режиссера, рядовой зритель чаще всего вообще не смотрит на фамилию режиссера.
Успех режиссера – это его фильм, хотя сегодня очень легко впасть в заблуждение по поводу собственной успешности. Когда выходит картина, на тебя набрасываются все издания, твои фотографии появляются на страницах глянцевых журналов. Ты всем нужна просто потому, что изданий много и их надо чем-то заполнять, а тут повод такой – выход нового фильма. У человека с нестабильной нервной системой может от всего этого закружиться голова и показаться, что вот – успех пришел к тебе. Но все это только временная мишура и к реальному успеху не имеет никакого отношения.
Самые типичные ошибки молодых сценаристов или режиссеров, по вашему мнению?
В: Эти ошибки я увидела, будучи недавно председателем жюри фильмов студентов ВГИКа. Ребята, еще не распознав себя, готовы идти снимать коммерческое кино, сериалы... Своими работами, похожими друг на друга, хором говорят: «Мы можем зарабатывать деньги, возьмите нас!» Никакого творческого самовыражения и поиска! Арт-хаус сейчас не в моде. Прежде сценарий полнометражного фильма писался год, много раз переделывался. А теперь пишут за пару недель – настолько быстро, насколько пальцы способны бегать по клавиатуре. В результате хороших сценариев катастрофически мало!
A: Желание запихнуть все свои знания, весь свой опыт в первую картину так, как будто это твоя последняя работа. Нежелание выбрасывать в корзину ненужные сцены при монтаже, жадность до каждого отснятого кадра и еще много других ошибок. И я совершала все те же ошибки, но не жалею о них. Думаю, что через все это тоже важно пройти самому.
Сегодня технологии развились уже до такого уровня, что практически любой человек может взять видеокамеру, снять кино и даже смонтировать его у себя дома на ноутбуке.
Так что, если вам не удалось поступить в киновуз, но вы верите в то, что можете снять кино, – идите и снимайте. И если у вас получится, эти ваши маленькие работы могут послужить поводом для встречи с продюсерами.
Есть ли у женщин, работающих в режиссуре, какие-то преимущества перед мужчинами и свои сложности?
В: Женщины-режиссеры имеют некоторые преимущества перед коллегами-мужчинами: они организованны, работоспособны, обычно укладываются в бюджет, не запивают и не соблазняют главных героинь. На площадке, конечно, ты не должна проявлять обычных женских слабостей, ты капитан корабля. Ты не кокетничаешь, не плачешь, не наряжаешься, не сплетничаешь, не секретничаешь и всегда держишь дистанцию. Тебе не простится ни одна слабость. И тебе перестают подавать руку, когда ты выходишь из машины.
A: У меня часто случались на площадке ситуации, когда группа работает на износ, по 20 часов.
В таких случаях часто среди людей зреет бунт. Но вот когда здоровенные мужики – осветители, техники и другие – видят перед собой маленькую, хрупкую (а я еще была и беременной к тому же) женщину, которая мужественно переносит этот беспощадный режим и даже пытается еще всех взбодрить, то им всем становится стыдно и они стараются не отставать от тебя, работать еще быстрее и бодрее и всячески тебя поддерживают. И никаких бунтов.
А про сложности... Ну вот беременность, кстати, в которую периодически впадают женщины и которая не грозит мужчинам, может, и есть та дополнительная сложность.
Самое неприятное, с чем пришлось столкнуться в этой профессии?
A: В этой профессии вообще мало приятного. Одна сплошная мука.
6 женщин-режиссеров |
СОФИЯ КОППОЛА
НЭНСИ МЕЙЕРС
КИРСТЕН ШЕРИДАН
МИРА НАИР
ДЖУЛИЯ ТЕЙМОР
АЗИЯ АРДЖЕНТО
|
Фото: GETTY/FOTOBANK.COM