Если не хочется, а надо
Здесь уместно рассказать достаточно жесткий анекдот:
Полного мужчину приговорили к казни на электрическом стуле, а он в него не влезает. Посадили на диету — поправился на 10 кг. Стали давать только хлеб и воду — ещё 10 кг прибавил. Оставили одну воду — ещё плюс 10 кг. Не выдержали:
— Да что ж ты никак не худеешь-то???
— Мотивации, понимаете, нет.
Так вот, чтобы найти мотивацию, можно воспользоваться следующими простыми, но работающими правилами.
Для начала давай разберемся, а надо ли нам делать то, что мы не хотим? Или это нужно сделать не нам, а кому-то другому? Или просто сделать для галочки, никакой пользы от этого действия никому не будет?
Итак, для начала разбираемся, какая стоит цель и кто ее преследует. А цели бывают разные.
Например, твоя цель – встать в 7 утра.
Кому надо: мне
Зачем-1: Чтобы вовремя успеть на работу, так как есть четкое время начала рабочего дня
Зачем-2: Работа нравится, компенсация достойная, есть, куда развиваться
Итог: Можно не вставать, но потом нужно будет решать вопросы с объяснительными и имиджем в глазах начальства.
Тот же пример, но с совершенно другим сценарием.
Цель: встать в 7 утра.
Кому надо: мне
Зачем-1: Чтобы вовремя успеть на работу, так как есть четкое время начала рабочего дня
Зачем-2: Работа неинтересная, карьерного роста не предвидится, можно найти что-то лучшее
Итог: Можно не вставать, а начать искать новую работу уже сегодня или встать с мыслью, что ставим цель найти новую работу в кратчайшие сроки и, возможно, там уже не потребуется так рано вставать.
Вывод. Исходим от цели. Насколько и зачем это нужно лично мне. Какова будет цена или альтернативный сценарий отказа от действия?
Помимо личных целей существуют цели команды, коллектива, друзей, родителей. Тогда нужно расставить приоритеты и понять, насколько эти люди или организации важны именно для нас.
Пример:
Нужно: написать рекламный текст для брошюры
Кому нужно: мне
Зачем-1: чтобы менеджерам по продажам было с чем работать на выставке
Зачем-2: чтобы не подводить коллег и поддержать имидж компании
Зачем-3: чтобы сделать еще один шаг вперед и сделать что-то новое и привлекательное
Итог: Если мои цели совпадают с целями моей компании и помогают мне развиваться, мне полезно будет поработать над этим проектом.
Вывод. В любом деле, которое должно быть сделано, почти всегда можно найти что-то полезное для себя – развитие персональных навыков и умений, возможность потренироваться в новом для себя деле, поработать с новыми людьми и завязать новые компании. Попробуй найти что-то полезное и в своем деле.
И еще один пример, касающийся отношений.
Нужно: отвезти документы мамы в банк
Кому нужно: маме
Зачем-1: Она не успевает, экономим ее время
Зачем-2: Потому что это мама, и ее благополучие для нас важнее всего
Итог: есть действия, где нет собственных целей и нет ни прямой, ни косвенной выгоды для человека, но есть отношения, которые мы ценим и ради которых готовы на выполнение действия.
Однако можно подойти к проблеме и с научной точки зрения. Существует множество стратегий управления мотивацией в компании. Можно попробовать применить некоторые из них и к себе.
Например, договориться с самим собой, что после выполнения того или иного действия ты делаешь себе подарок. Я, например, когда мне нужно ехать в командировку в какой-нибудь дальний регион России, где время отличается от московского, и приходится вставать на 4-5-6 часов раньше обычного, всегда обещаю себе какой-нибудь новый наряд или новые туфли по возвращении домой. Есть еще хорошая стратегия вдохновения, о которой часто рассказывает на тренинге Е.В. Сидоренко, психолог, бизнес-тренер, приглашенный преподаватель SSE Russia. Стратегия вдохновения заключается в создании условий, поддерживающих вовлеченность и рабочую энергию. Например, если тебе очень не хочется делать уборку в квартире или разбирать коробки с вещами после ремонта, пригласи друзей тебе помочь. Приготовь для них хороший стол с вином и закусками и несколько дисков с любимыми фильмами. Наверняка три новых фактора модели – хорошие люди, интересные фильмы и вкусные закуски – поднимут настроение и добавят радости в процесс уборки. И не удивляйся. У меня есть подруга, которая до сих пор спрашивает, разобрала ли я коробки после ремонта с намеком на то, что она готова в любое время подключиться к процессу. Просто есть люди, которые любят порядок и готовы посвятить время, чтобы сделать мир чуточку лучше – вспомни хотя бы Монику из сериала «Друзья».
А еще есть мотивация «от противного». Иногда это самый действенный способ заставить себя что-то делать. Здесь помогает составление сценария «а что если не...»
Например, тебе надо ехать и выступать на конференции. Очень не хочется – времени и так не хватает, презентация не готова, выступать очень страшно. Представим, что на конференцию мы не едем. Выступать мы так и не научимся, так как это тот навык, который формируется только в процессе тренировки. Значит, будем продолжать бояться. Времени, как ни странно, больше не станет, так как освободившееся потратим процентов на 80 на второстепенные дела невысокой значимости, а вдобавок будем все время думать, как же так – меня пригласили, а я не выступила, а могла бы, а вдруг получилось бы! Но окажется, что возможности уже упущены, а больше могут и не пригласить.
Ну и наконец, самое главное. Все эти стратегии проверены на себе, все они работают, но только при одном условии. Если мы не находимся в стрессе и не бежим марафон на длинную дистанцию – от начала до конца тяжелого проекта без выходных дней и отпуска. Человек, а тем более красивая женщина, обладает правом на отдых, на свое собственное время и на комфортное и ленивое существование. И прежде, чем искать мотивацию для того, чтобы сделать то, чего делать не хочется, стоит задуматься, почему не хочется и зачем это делать именно сейчас. Возможно стоит заставить мир подождать и сначала доставить себе удовольствие? Например, выпить чашечку кофе в салоне красоты, пока умелый мастер сделает тебе новый френч и ванночку с ароматным лавандовым маслом. А потом уже и презентация, и командировка и поход за грибами с любимым мужем, папой или дедушкой!
Текст: Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций Стокгольмской школы экономики в России.