Что такое трансактный анализ?
Один из наиболее известных методов, который с помощью понятий Взрослый, Ребенок, Родитель помогает разобраться в себе – играючи.
Вадим Петровский, доктор психологических наук, профессор, трансактный аналитик, автор статей о трансактном анализе, предисловия к книге основателя метода Эрика Берна «Трансактный анализ в психотерапии» и послесловия к его же «Групповой психотерапии».
Трансактный анализ (ТА) – что это такое?
Формально это единство двух вещей: (1) теории личности и (2) интегральной психотерапии и консультирования.
В теоретическом плане для Берна важно формирование трех взаимосвязанных концепций: 1) концепция личности как особой системы, которая включает в себя минимум три аспекта: Ребенок – Взрослый – Родитель; 2) концепция межиндивидуальных отношений. Здесь есть целый ряд тем: как люди структурируют свое время и пространство жизни, в частности – как играют в игры. Мы можем по-разному проживать время, которое нам отпущено: установить близость, или войти в ритуалы, или уйти в себя и самоисключиться из общения, или играть. ТА знаменит тем, что в нем был дан анализ игр,
в которые играют люди и при этом не осознают, что делают; 3) концепция человеческой судьбы или сценариев жизни.
Что делает ТА-терапевт для достижения результата?
В теоретическом плане для Берна важно формирование трех взаимосвязанных концепций: 1) концепция личности как особой системы, которая включает в себя минимум три аспекта: Ребенок – Взрослый – Родитель; 2) концепция межиндивидуальных отношений. Здесь есть целый ряд тем: как люди структурируют свое время и пространство жизни, в частности – как играют в игры. Мы можем по-разному проживать время, которое нам отпущено: установить близость, или войти в ритуалы, или уйти в себя и самоисключиться из общения, или играть. ТА знаменит тем, что в нем был дан анализ игр,
в которые играют люди и при этом не осознают, что делают; 3) концепция человеческой судьбы или сценариев жизни.
Что делает ТА-терапевт для достижения результата?
ТА-терапевт содействует тому, чтобы консультируемый осознал присутствие в себе трех эго-состояний: Ребенок – Взрослый – Родитель. Человек должен научиться отделять одно состояние от другого, понимать, что откуда берется, преодолевать захваченность, склеенность каких-то частей личности: это во мне говорит кто? Ребенок? Взрослый? Родитель? Нужно уметь контролировать переходы из одной части в другую, иногда отпускать Ребенка, иногда осознанно включать Родителя.
Т-аналитик анализирует сценарий, стимулирует выход из него. Важно, чтобы сценарий был осознан, и человек поднялся над ним. Самое главное – перестройка сценария. Для этого может практиковаться возвращение в детское состояние и поиск нового решения применительно к детским сценариям, которое окажется значимым для перепостроения жизни здесь и сейчас. Терапевт стимулирует выход из сценария.
Хотя иногда проигрывание ролей без погружения в детство тоже дает хороший результат. На уровне Взрослый – Взрослый могут быть проговорены цели, на которые человек будет ориентироваться между сеансами и продвигаться к результату.
Т-аналитик анализирует сценарий, стимулирует выход из него. Важно, чтобы сценарий был осознан, и человек поднялся над ним. Самое главное – перестройка сценария. Для этого может практиковаться возвращение в детское состояние и поиск нового решения применительно к детским сценариям, которое окажется значимым для перепостроения жизни здесь и сейчас. Терапевт стимулирует выход из сценария.
Хотя иногда проигрывание ролей без погружения в детство тоже дает хороший результат. На уровне Взрослый – Взрослый могут быть проговорены цели, на которые человек будет ориентироваться между сеансами и продвигаться к результату.
Чем ТА отличается от других методов?
ТА не заявляет себя как краткосрочный метод, однако стремится как можно раньше разрешить проблему. Анализ не самоценен, это только инструмент. Чем раньше перестаешь ощущать нужду в терапевте, тем лучше. Для ТА характерен стиль Взрослый – Взрослый. Это не авторитарный подход, а диалог. ТА – доступный язык, на котором люди могут решать свои проблемы вместе с терапевтом. Это особая атмосфера, где смех не регламентируется. Т-аналитики даже на уровне облика – люди, которые могут подарить консультируемому радость и ощущение, что проблема решаема. Взгляните на фотографии ТА-терапевтов – на них есть эта радость, берновский Ребенок.
Забавное в методе
Забавное в методе
В кабинете Т-аналитика может быть много стульев. Человек заходит и удивляется: «Зачем так много?» И когда слышит в ответ: «А это для нас всех», уже и не знает, куда он попал и что думать. Но это стулья не только для Ребенка – Взрослого – Родителя консультируемого, для некой значимой для него персоны, с которой он будет вести воображаемый диалог. Это стулья и для разных состояний терапевта! Он может сказать что-то очень умное клиенту, но, увидев на его лице недоумение, готовое перейти в защиту от дальнейшего разговора, пересаживается на стул «другого консультанта». Т-аналитик говорит себе как собственный супервизор: «Слушай, я тебе поражаюсь: ты знаешь, что это такое, но неужели не видишь – человек еще не готов слушать подобные вещи?»
Пожелания ТА-терапевта
Пожелания ТА-терапевта
Если у вас все хорошо, забудьте все, что здесь сказано, забудьте про эго-состояния, трансакции, игры, сценарии жизни – вам все это не пригодится. Но если возникли проблемы с собой, в общении, с карьерой, с жизнью в целом – вспомните, что есть инструмент анализа, который будет интересно осваивать. Вы встретите не ментора, а союзника, с которым интересно анализировать, решать и решить проблемы. Если есть игры – освободиться от них, если есть сценарии – осознать. Может быть, что-то изменить. Может, подняться над сценарием. Осознайте, как хорошо, что есть радостные системы терапии. ТА – это собственно радость, которую вы можете разделить с консультантом. Философия ТА такова: я – ОК, ты – ОК.
Трансактный анализ: кто, что, когда
Создатель ТА – американский психолог и психиатр Эрик Берн. Хорошо известны его книги «Игры,
в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры», «Секс в человеческой любви». Точкой отсчета для ТА можно назвать доклад Берна на конференции Американской ассоциации групповой психотерапии. Среди представителей ТА за рубежом – Клод Штайнер (модели сценирования родительских влияний), Фанита Инглиш (теория рекетных чувств), Тайби Калер (теория драйверов), супруги Шифф (авторы системы взращивания человека заново), Роберт и Мэри Гулдинг (психотерапия нового решения). В России Восточно-Европейскую ассоциацию ТА возглавляет В. В. Макаров. Лидер рязанской школы ТА – Д. Шустов.
Записала Ирина Шелышей
Создатель ТА – американский психолог и психиатр Эрик Берн. Хорошо известны его книги «Игры,
в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры», «Секс в человеческой любви». Точкой отсчета для ТА можно назвать доклад Берна на конференции Американской ассоциации групповой психотерапии. Среди представителей ТА за рубежом – Клод Штайнер (модели сценирования родительских влияний), Фанита Инглиш (теория рекетных чувств), Тайби Калер (теория драйверов), супруги Шифф (авторы системы взращивания человека заново), Роберт и Мэри Гулдинг (психотерапия нового решения). В России Восточно-Европейскую ассоциацию ТА возглавляет В. В. Макаров. Лидер рязанской школы ТА – Д. Шустов.
Записала Ирина Шелышей