Женская половина

В русском языке слово “режиссер” однозначно мужского рода. Да и сама профессия предполагает мужской характер. Лиля Вьюгина – режиссер документального кино. И, кроме как на себя, полагаться ей больше не на кого.

Cosmo Online редакция Cosmo.ru

В русском языке слово “режиссер” однозначно мужского рода. Да и сама профессия предполагает мужской характер. Лиля Вьюгина – режиссер документального кино. И, кроме как на себя, полагаться ей больше не на кого.

Русская девочка Лиля родилась в Вильнюсе. Уже одного этого факта было вполне достаточно, чтобы даже в песочнице чувствовать себя чужой. Соседские дети не звали ее на дни рождения и не допускали до куличиков и игрушек. “Иди отсюда!” - говорили четырехлетние малыши под одобрительные взгляды мамаш. И Лиля шла.

Впрочем, это не помешало ей окончить школу с золотой медалью. Когда она была в десятом классе, в Вильнюс показывать свои документальные картины приехал режиссер Виноградов. И Лиля как-то сразу поняла, что ее самое заветное желание – снимать такое кино. Для осуществления этого желания нужно было покорить Москву. Лиля сложила в сумку две с половиной вещи, аттестат, медаль – и отправилась подавать документы во ВГИК. Институт кинематографии казался ей волшебным местом, в котором царит свобода личности. Хотя для того, чтобы испытать эту свободу на себе, личности требовалась “мохнатая лапа”. “Лапы” у Лили не было, так что она подала заявление на “факультет неисполненных желаний” – экономический, куда шли те, кто не поступил на режиссерский или сценарный. Лиля до сих пор считает вступительные экзамены своей первой (не считая песочницы) мясорубкой. На высшей математике после вполне прилично отвеченного билета преподаватель задал ей главный вопрос по теме:

– Зачем вы сюда поступаете?

– Я хочу здесь учиться.

– Ха! А я хочу стать турецким пашой!

Пожалев, что она не дочка Аллы Пугачевой, Лиля вернулась к маме с бабушкой.

СТУДЕНТКА

А на следующий год она поступила. Началась совсем другая жизнь. В общежитии жили студенты со всего Союза, и Лиля больше не думала, что она чужая. Всегда было весело и шумно. Если у кого-то был старенький электрический чайник, то каждый считал своим долгом нацарапать на нем автограф. На открытках с портретом кумира ВГИКа Василия Шукшина сзади обязательно была надпись: “Дорогому Грише (Вове, Пете, Маше) от Васи”.  В одной из соседних комнат тусовалась группа “Алиса” во главе с Константином Кинчевым. В другой – снимали клипы на песни Гарика Сукачева… А еще в те годы Лилиных друзей-приятелей сразило повальное увлечение: снимать митинги и демонстрации – в конце восьмидесятых это был ощутимый глоток свободы. Они дышали ей и не могли надышаться.

Четыре года пролетели как один миг… Лилин диплом экономиста в области кино и ТВ в результате смотрелся очень мило, но работы его наличие не прибавляло. Кино к тому времени кончилось – это было начало 90-х. Вьюгиной хотелось на телевидение, но попасть туда непросто: тогда брали только по блату, а блата у Лили так и не появилось. И Лиля стала работать с режиссерами первых русских клипов на песни Газманова, Маликова, группы “Рондо”… И тут появился Леша.

ЛИЛЮ ВОРОТИЛО ПРИ ОДНОЙ МЫСЛИ О ТОМ, ЧТО ТОЛСТАЯ ТЕТЯ С КРАСНОЙ ЛЕНТОЙ БУДЕТ ОБРАЩАТЬСЯ К НИМ “УВАЖАЕМЫЕ БРАЧУЮЩИЕСЯ”…
ОН ДЕЙСТВОВАЛ НА ЛИЛЮ КАК САМОЕ МОЩНОЕ УСПОКОИТЕЛЬНОЕ, КОГДА ОНА ОПЛАКИВАЛА ЗАПРЕЩЕННЫЙ ФИЛЬМ, КОТОРЫЙ ДЕЛАЛА ПОЛГОДА.
ОДНУ НОЧЬ МУЖ СПИТ С НЕЙ, ДРУГУЮ – С “ТЕТЕЙ”, КАК ЗОВУТ ВТОРУЮ ЖЕНУ ДВЕ МАЛЕНЬКИЕ ДОЧКИ КАРИМЫ. А ЖИВУТ ОНИ РЯДОМ, В ДВУХ КОМНАТАХ…
lll