Ветер в парусах

«…Когда в восьмибалльный шторм с норд-норд-оста у тебя лопнет грот, ричер зацепится за дырявый стаксель, гика-шкот затянет на правой ноге, а топенант гафель-гардели — на левой… Не отчаивайся, я всегда буду рядом!»

Ветер в парусах

Строго говоря, я тогда ничего не поняла, кроме заключительного предложения. Но, наверное, на это и было рассчитано признание моего бывшего однокашника Ромки, сделанное высоким морским слогом. Мне было восемнадцать, Ромке (тем летом он ходил на яхте матросом) почти девятнадцать, ветер раздувал рассвет, мы разводили мосты над Невой, я восхищенно слушала рассказы Ромки про Балтику и не смела признаться даже самой себе — именно об этом мечтала! Но… разве девушкам стоит о таком мечтать? И чтоб успокоить мятущуюся душу, я смотрела на Ромкины руки и убеждала себя: ну уж нет, мозоли и маникюр — это куплеты из разных песен.

С того лета прошло немало лет. Ромка бороздит просторы мирового океана — и давно не матросом. Мой маникюр неизменно со мной. И все хорошо до тех пор, пока не наступает лето. Каждый раз, когда, любуясь на парусные регаты, я замечаю у штурвала гибкую женскую фигуру (вместо привычных сознанию бородатых капитанов), то чувствую, как сосет под ложечкой. Смотрю на маникюр. И думаю — а как у них? И вообще каково это — ходить под парусом? Яхтенный спорт — это дорого? Это модно? Это… реально?

Оксана Юркова (29),

организатор экспедиции на Командорские острова, участник экспедиции «Балтийские мили адмирала Нахимова», участник парусных гонок и регат Tall Ships Races, Кубок Балтийского моря, Wellamo Race.

Кто-то с детства зачитывается книжками о море, кто-то мечтательно рассматривает фото с яхтами, а кто-то идет в яхт-клуб. В 2012-м я провела экспедицию на яхте на Командорские острова, хотя за пару лет до того понятия о яхтах не имела и на палубе не стояла. Но активные тренировки, участие в походах и гонках по Балтике — и вот результат — выход в Тихоокеанский регион в качестве старпома! С тех же пор у меня есть право рассуждать на тему «Девушка и яхты»!

Это дорого?

Многие считают яхтинг дорогим удовольствием, а все потому, что в качестве примера видят яхту Абрамовича (к слову, не имеющую к парусу никакого отношения, будучи моторной). А если о деньгах, то, конечно, если заниматься парусным спортом серьезно и претендовать на участие в крупных международных гонках, то необходимо много вкладывать. Но занятие парусом может быть и вполне бюджетным: членские взносы в клуб, взносы на поддержание яхты, экипировка — вот основные статьи расходов.

Яхтинг более чем реален: и только тебе решать — отправиться за границу и взять в чартер лодку, чтобы ходить в свое удовольствие, или в составе экипажа бороздить моря на клубной (или частной) яхте.

С чего начать?

Даже уметь управляться с парусами для начала не требуется. Главное — твои горящие глаза и сильное желание. Приди в яхт-клуб, осмотрись, прогуляйся, посмотри на лодки. Если какая-то из них тебе понравится — знакомься с капитаном и предлагай свои рабочие руки, светлую голову и себя саму в качестве члена экипажа. Яхтсмены обычно очень доброжелательные люди. С ними несложно договориться о пробном выходе на воду.

Есть и другой путь — благодаря Интернету почти у каждой яхты есть своя страничка или сообщество в соцсетях. С капитаном удобно пообщаться сначала в виртуальном пространстве. Обычно новым членам экипажа всегда рады, даже если они ничего о парусах не знают. Во время выходов на воду всему научат. Главное — стать членом команды, а не пассажиром. Тебе предстоит работать: тянуть шкоты, собирать и поднимать паруса, поддерживать порядок и чистоту, выполнять поручения вахтенного начальника.

А девушки потом?

Многие считают, что яхты — это для мужчин. Но в экипажах парусных судов немало девушек, которые наравне с мужчинами задействованы в управлении парусами. Кто-то идет за романтикой, кто-то исполняет детскую мечту.

Это сложно?

Начав с кратковременных дневных выходов в море, особых сложностей ты не встретишь. Разве что…

…хорошо бы предварительно подкачать мышцы рук. Работа с концами (так называются веревки на яхте) требует определенных сил. Тяжелоатлетом тебе, конечно, не быть, но все же вязать концы — это не ресницы тушью красить;

…помни, что море мокрое. А еще там дуют холодные ветры. Вариант с купальником придется отложить для жарких регионов и прибрежного плавания, а для тренировочных выходов на яхте следует одеваться в теплую и непромокаемую одежду;

…качка может вызвать морскую болезнь. Но не стоит бояться, такое бывает почти с каждым. И с каждой. Есть проверенные средства, которые помогут привести организм в чувство: наблюдение за линией горизонта или принятие горизонтального положения;

…предстоит научиться многому! Перемещаться по лодке в период качки, жить в коллективе в ограниченном пространстве, правилам безопасности и их соблюдению, сложным и странным для русского слуха морским терминам, готовности к ночным переходам, воспитанию в себе ответственности и силы воли.

В плюс

Если ты поймешь, что парус тебя затягивает, то хобби вполне можно перевести в бизнес или занятие, которое может приносить доход. Так, можно получить квалификацию шкипера и участвовать в перегоне лодок или в круизных плаваниях, выгуливая туристов. Яхтинг — это новые возможности для путешествий, высокая самооценка и гарантированное внимание к тебе. Ты морская девушка — а значит, у тебя есть мозг. Кроме того, девушка и яхта — это очень соблазнительно!

Анна Мурзюкова (30),

восстанавливала яхту «Сольвейг» (Л-6), путешествовала на яхте «Вея» по Балтике и на чартерной яхте по греческим островам, участвовала в регатах и соревнованиях.

Я занимаюсь яхтингом три года. И сейчас активно способствую организации занятий в секции яхтинга при СПбГУ. Учиться приходят студенты и просто увлеченные парусом люди. Я пристраиваю новичков на яхты, даю полезные знания, обучаю азам и… радуюсь, когда среди моих учеников появляются девушки!

Есть идея!

Сегодня яхтинг становится все более популярным и доступным видом досуга. И если ты не метишь в профессиональный парусный спорт, то достаточно не иметь противопоказаний врача к активной деятельности, уметь плавать, не бояться воды и замкнутого пространства и желать ходить под парусом! Все пути открыты — ты можешь «вписаться» в один из многочисленных походов в южных морях или, например, устроиться волонтером на паруснике и поучаствовать в одном или нескольких этапах кругосветного плавания.

Командный дух

В море, в спартанских условиях, при ограниченном пространстве и вынужденном соседстве с другими людьми, ты либо становишься членом экипажа, либо коллектив рано или поздно отторгнет тебя.

Теория и практика

Если твоей целью не является получение прав на управление судном (их можно получить как в России, так и в других странах), то теоретические знания можно получить самой с помощью специализированных книг и Интернета. В Петербурге уже несколько лет проводятся бесплатные занятия в секции яхтинга при СПбГУ. Таким образом, «корочку» не получишь, но теоретические знания и кое-какие навыки приобретешь. Мое знакомство с парусным спортом именно так и состоялось!

Все усвоенные знания необходимо реализовывать на практике. В Петербурге есть выбор яхт-клубов — ты можешь прийти в любой, основываясь на его расположении, условиях членства, флоте. Когда я училась в секции яхтинга, мне было очень нелегко осваивать программу: я с трудом представляла себе, как на самом деле устроена яхта. Поэтому я отправилась в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов. Там я полгода по выходным помогала восстанавливать деревянную яхту «Сольвейг» (Л-6). К началу навигации «Сольвейг» все еще не была готова спуститься на воду, поэтому я устроилась на яхту другого класса — «Вея», да так и прижилась там.

Определиться на берегу

При выборе яхты следует узнать у ее капитана планы на предстоящий сезон. Если яхта собирается отправиться в дальний поход, а ты не сможешь в нем участвовать по причине отсутствия отпуска/визы /денег — значит, большую часть сезона, который в наших широтах и так недолог, придется провести на берегу. Есть яхты, которые участвуют только в соревнованиях, что, с одной стороны, хорошо, но с другой — практики будет маловато: в гонках обычно задействованы более опытные члены экипажа, а тебе придется мерзнуть и мокнуть на откренке. Каждый новичок проходит через это: чтобы придать яхте правильное положение и увеличить скорость, часть экипажа, не занятая работой, усаживается на наветренный борт — для баланса. Имеются и такие яхты, экипажи которых не любят долгих походов и утомительных соревнований: они совершают тренировочные или развлекательные выходы в Невской Губе. В общем, в поисках «своей» яхты не забывай общаться, оценивать свои силы и заявлять о своих интересах.

Яхты и моды

В яхтенном мире, как и в любом другом, существуют модные тенденции. Как настоящая девушка я слежу за ними, а мой яхтенный гардероб все растет и растет. Кто-то на Новый год или день рождения ждет в подарок ювелирные украшения, а я радуюсь неопреновым перчаткам и флисовому комбинезону. Но прежде чем ты отправишься на разграбление магазинов, я советую походить на яхте и понять, что именно тебе необходимо: специальная экипировка будет стоить ощутимых денег. Необходимый минимум одежды для занятий яхтингом такой: купальник, закрытая обувь на белой подошве (чтобы не оставлять следов на палубе), резиновые сапоги, термобелье, перчатки для работы с веревками, непромокаемый комбинезон и куртка.

Лучше разговоров

Для меня яхтинг — это возможность жить полной жизнью! Когда в свой отпуск я, не спавшая ночь, замерзшая до костей, по колено в воде в шесть утра где-то посреди Балтики пытаюсь поменять парус, то начинаю ценить самые простые радости жизни: ничто так не радует, как вид земли на горизонте, кружка горячего чая, помощь друга!

Елена Соловьева (28),

капитан дальнего плавания, ходила старпомом на яхте «Петр I», прошла арктическую кругосветку.

Свою парусную жизнь я начала в 2003 году. Друзья предложили отдохнуть на яхте пару недель. Пара недель превратилась в десять лет. Сначала это было просто хобби. Я присоединилась к международному проекту Atlantic Challenge, и эта жизнь поглотила меня полностью. Мы сами строили и ремонтировали лодки, сами ходили в море, капитанами были мои ровесники. Помню ощущение полной свободы. Раз в два года мы ездили на международные соревнования. Я успела побывать в Англии, Италии и Финляндии. На последние состязания ездила уже в качестве капитана. После этого проекта я стала капитаном на небольшой парусной лодке класса «Дракон». А 2009 год стал поворотным — меня пригласили старшим помощником на яхту «Петр I». Тогда яхтинг стал для меня карьерой, хобби, жизнью — всем. С яхтой «Петр I» у меня всегда будут связаны самые теплые воспоминания (или холодные, если учесть, что в основном мы ходили в Арктику). В 2010 году я в качестве старпома прошла на ней арктическую кругосветку, став первой женщиной в мире, обошедшей вокруг Северного полюса на яхте.

Учат в школе…

Сейчас появилось огромное количество яхтенных школ, которые за короткое время берутся обучить тебя основам мастерства. Но, перед тем как вложиться в парусное образование, лучше хотя бы раз выйти в море. Возможно, тебе будет достаточно пятнадцати минут, чтобы понять — это не твое.

Если же тест «Четверть часа» дал положительный результат, можно двигаться дальше: арендуй в яхт-клубе небольшое судно с инструктором на час-полтора или дай знать о себе капитанам, которые набирают экипаж.

А еще можно съездить на короткую любительскую регату: обычно они длятся около недели и проходят в теплых странах — бонусом тебе будут лазурные воды и пальмовые берега. На таких регатах много веселья и редко требуется продвинутый уровень — иногда берут и совсем неопытных.

Не путай понятия!

Не стоит воспринимать словосочетание «парусный спорт» буквально. Ходить на яхте — это не значит быть профессиональной спортсменкой. Путаница возникла оттого, что в русском языке нет таких понятий, как sailing или yachting.

«Быть в море» — вот в чем смысл. Я никогда не ставила перед собой задачу устанавливать спортивные рекорды, но это не помешало мне путешествовать на яхте, участвовать в регатах, обойти вокруг света.

Девочки направо, мальчики налево?

Деление на «девочек и мальчиков» на яхтах присутствует, но зачастую причина такого отношения кроется в нас самих. Конечно, тебе не откажут в приобщении к яхтенному миру из-за того, что первое одеяло в твоей жизни было перевязано розовой, а не голубой лентой.

Будь готова к дискриминации, по крайней мере на первоначальном этапе. Если хочешь быть настоящим членом экипажа, а не просто загорать в купальнике, то скорее всего придется это почетное право заслужить.

Управляй мечтой!

Парус — это модно, необыкновенно, стильно. Яхтинг — это культ и ощущение сопричастности. Быть девушкой, управляющей ветром, — это мечта. Моя. А может, и твоя тоже?

P. S. Петербург — город двух стихий: воды и воздуха. Конечно, и на земле есть что посмотреть — постарались Трезини с Расстрелли. Но ветер, что, по утверждению классика, дует со всех четырех сторон, и белоснежные крылья-паруса на Неве и в заливе — вот главные признаки морской столицы России! И если ты не первый год смотришь на корабли и лодки с берега, знай — яхтинг доступен и тебе. Возможно, уже в следующем году ты будешь не скромной зрительницей, а блистательной исполнительницей главной роли в захватывающей приключенческой пьесе под названием «Море, ветер, паруса». А маникюр… Маникюр у морских девушек есть. Я убедилась в этом лично. Попутного ветра и семь футов под килем!

ТЕКСТ: Ната Немчинова, Ира Форд

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария