Учимся спокойно принимать замечания

Критика, как правило, отвратительна. Полюбить ее нельзя. Можно научиться спокойно принимать замечания.
Учимся спокойно принимать замечания

Работа и недовольство начальства неразделимы так же, как офис и бизнес-ланч. Но если перерыв на обед всегда приятен, то критика, как правило, отвратительна. Полюбить ее нельзя. Можно научиться спокойно принимать замечания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Страшная правда

Мы знаем, что неидеальны. Одна ленива, вторая невнимательна, забывчива, неаккуратна, вспыльчива, третья талантливо совмещает все эти качества. Но в глубине души каждая из нас уверена, что она – лучшая. А лень или забывчивость – милые недостатки, так сказать, изюминки рассыпчатого бисквита ангельского характера. Мы легко признаемся себе, что «нам сложно сконцентрироваться на работе», но стоит начальнику заявить о нашей невнимательности, теряем аппетит, сон и желание приходить в офис к 10 часам. «Когда говорим о своих минусах вслух, в глубине души продолжаем считать, что они ничтожно малы, и в сравнении с коллегами мы – гениальные профессионалы. Поэтому, когда другие указывают нам на этот недостаток, страшно удивляемся и обижаемся», – объясняет психолог Ирина Романова. И какие делаем выводы? К нам плохо относятся! Тем более что тактично делать замечания умеют единицы. Какой бы ни была критика – заслуженной или нет, она кажется обидной, нетактичной, суровой. «Очень часто мы думаем: справедливое замечание лишь маскирует неприязнь критикующего, формируя так называемый сэндвич: сверху и снизу — якобы справедливые слова, а внутри – котлета, которой можно отравиться. И потому человек инстинктивно уклоняется и агрессивно не принимает этот фастфуд», – разъясняет психолог Дмитрий Клевцов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Со стороны

Первой реакцией в ответ на негативное замечание бывает острое желание обидеться и уйти. Или сказать что-то неприятное в ответ. Но ни то, ни другое хорошим вариантом не назовешь. Потом придется переживать не только из-за критики, но и из-за собственных необдуманных слов и поступков. Чтобы воспринимать разносы без лишних эмоций, психологи советуют научиться видеть ситуацию со стороны. Когда мы смотрим на происходящее своими глазами, то не замечаем ничего, кроме человека, произносящего обидные слова. Но если попробовать войти в роль наблюдателя, можно заметить гораздо больше. «Прежде всего нужно глубоко вдохнуть и задать себе вопрос: "А как я сейчас выгляжу?" Это позволит абстрагироваться от эмоций и не пропустить замечания, с которыми можно согласиться», – говорит психолог, ведущий тренингов личностного роста Антон Безмолитвенный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конкретнее

Очень часто, когда нас критикуют, мы слышим не конкретные вещи, а общие обвинения. Нам говорят «ты ошибся», мы слышим «ты бездарь», произносят «можно было бы сделать это лучше», слышим «ты халтурщик». Человеку свойственно преувеличивать масштабы неприятностей.

Если критикуют нашу работу, особенно ту, в которую, как нам кажется, мы вложили душу, это становится настоящим бедствием. Но на самом деле чаще всего осуждают не наш взгляд на мир в целом, а какой-то отдельный поступок, ошибку, которые вполне можно исправить. «Очень важно отделять критику действий от критики личности. Если говорят: пирог невкусный, это значит, что критикуют именно конкретный пирог, который на этот раз не удался. Не наши кулинарные способности и тем более не нас», – объясняет Дмитрий Клевцов. Начальник выражает недовольство твоим знанием английского? Он вовсе не имеет в виду, что ты «зря училась в институте и вообще – посредственный сотрудник». Он просто говорит, что тебе нужно пополнить словарный запас и потренироваться в произношении. И не более того».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая реакция на критику – острое желание обидеться и уйти

Как от стенки

А бывает так, что критика оказывается явно несправедливой и обидной. Например, ты ночами сидишь над новым проектом и уже забыла, что такое полноценные выходные. Но заказчик в силу вредного характера или просто плохого настроения раскритиковал твою работу в пух и прах, не объясняя внятно, что именно ему не понравилось. Или аргументы настолько надуманны, что даже смешно. Только тебе в этот момент не до смеха – обидно до слез. В таких случаях Антон Безмолитвенный считает: стоит заявить обидчику – все, что он хотел донести до тебя, ты услышала и усвоила. Да, мол, Иван Иванович, я вас поняла, учту, исправлюсь. Так проще всего прекратить разговор и оградить себя от очередного шквала упреков. Несправедливые замечания чаще всего говорят о том, что критик не в духе и пытается улучшить настроение, испортив позитивный настрой другого. Не давай ему шанса! А если твое спокойное согласие не поможет и обвинения не прекратятся, вообрази: обидные слова отскакивают от тебя – как мячики от стенки. В психологии есть такой прием защиты: нужно представить, будто вокруг появилась невидимая стена, ограждающая тебя от внешней агрессии. И пусть они там говорят, что хотят, – тебя это не касается и не волнует. Проверено на практике: очень часто, не получив ожидаемого отпора, агрессор остывает и через какое-то время приходит с извинениями. «Самое главное – не применять к своей самооценке весь полученный объем новых сведений о себе. Оценка себя – ваше личное дело, территория, на которую запрещен вход окружающим. Помните: как бы ни было обидно замечание – это всего лишь мнение человека, стоящего перед вами, даже если он – начальник», – говорит Антон Безмолитвенный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Скорая помощь

Иной вариант реакции на агрессивную критику – сочувствие. Согласись, если человек сейчас не в духе, значит, у него есть на то причины. Может, пару часов назад его безжалостно отчитало вышестоящее руководство. Или, что тоже вероятно, он просто завидует твоим талантам. Плохая погода, неудачное отражение в зеркале – мало ли что. «Скрытой причиной унижающей критики нередко оказывается обида на весь мир или конкретную его часть. Но вот только ты здесь ни при чем, а потому переживать из-за претензий совершенно нет смысла. Подумай, что обидчику сейчас гораздо тяжелее, чем тебе, посочувствуй и отпусти его с миром», – советует Ирина Романова. В зависимости от ситуации сочувствовать можно молча или вслух. Например, если позволяет субординация, обратись к критику: «Мне кажется, вы чем-то расстроены. Вы себя хорошо чувствуете?» Это поможет ему отвлечься и задуматься о собственных проблемах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Замена слов

«Ты всегда опаздываешь!» – говорит коллега, «ты всегда все забываешь», – хмурит брови суровый шеф, «вы опять все напутали», – заявляет клиент. После этих слов можно посыпать голову пеплом и признать себя непутевой неудачницей. Но лучше перевести услышанные слова в конструктивное русло. «Не позволяй критикам обобщать и преувеличивать. Ты ведь не теряешь документы каждый день, а конкретно вчера куда-то подевалась копия договора. Или, например, не "всегда забываешь", а именно сегодня заработалась и не поздравила с днем рождения партнера вашей фирмы», – говорит Ирина Романова. К тому же психолог напоминает, что в любой фразе можно найти второй смысл. То есть ты можешь смело искать в критичном высказывании похвалу в твой адрес. Например, если говорят: «ты слишком болтлива», это можно перевести как «да, я общительна, коммуникабельна, у меня хорошие ораторские способности». Сообщают, что «работаешь в темпе черепахи», – думай: «я чертовски выносливый марафонец, все делаю на совесть».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прямым текстом

А иногда критика бывает похожей на назойливую муху. Например, у тебя есть привычка постоянно накручивать волосы на палец, когда задумаешься. Или тебе нравится, когда около компьютера стоят чашка с кофе и вазочка с печеньем. Ни то ни другое не запрещено ни корпоративными правилами, ни правилами приличия. Но обязательно в коллективе найдется кто-то, кому доставляет удовольствие регулярно и громко делать тебе замечания. «Проще всего прямым текстом сказать собеседнику: ты поняла его, но у тебя есть своя позиция, и отказываться от нее вовсе не собираешься, ведь никому вреда не наносишь. Если критика назойлива или неприятна, не стесняйся честно сказать об этом и попросить избавить тебя от дальнейших замечаний», – советует Ирина Романова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В шутку

Очень важно научиться принимать критику с юмором. «Ты не можешь найти общий язык с заказчиками», – говорит коллега после пяти заключенных сделок, а шестой, увы, не состоявшейся. Пообещай брать пример с критика, ведь он – «настоящий специалист». Если делает замечание босс, и удачную шутку могут принять за оскорбление. Но можно и пошутить над собой. Улыбнись и признайся: ошиблась в отчете, потому что, «как настоящая блондинка, раз в год страдаю приступом тупости». Самоирония не позволит шефу рассердиться. Веселый настрой поможет смотреть на вещи проще, принимать критику спокойно и даже находить в ней что-то полезное. Иногда всерьез.

Очень важно научиться принимать критику с юмором

Обидные слова. Как их воспринимать правильно

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алена Пендрик, художник-модельер по прическе, визажист: «Когда меня критикует клиент, поначалу, конечно же, стараюсь все изменить в лучшую сторону. Потому что в нашей профессии существует такое понятие, как "клиент всегда прав". Но если мне это не удается и заканчиваются все аргументы – почему делаю именно так, а не иначе, – я не принимаю критику близко к сердцу и говорю: "К сожалению, мы не смогли понять друг друга, и, наверное, я просто не ваш мастер. Извините".

Илья Болгов, студент факультета режиссуры кино и телевидения: «С критикой сталкиваются все режиссеры, даже маэстро. А когда ты – начинающий, она сопровождает каждую работу. Но я научился четко разделять важные замечания и "пустой звук". Когда критикует научный руководитель, стараюсь понять его и сделать выводы. Если это сокурсники или зрители, просто киваю, улыбаюсь, но не зацикливаюсь на услышанном. Люди так устроены, что им нужно самоутверждаться, критикуя других».