Решительный шаг

За те 9 месяцев, в течение которых мы следим за продвижением нашей читательницы по карьерной лестнице, Мария нашла место в интересной компании, набралась опыта работы с клиентами, постигла премудрости корпоративной психологии, научилась противостоять манипуляциям...
Решительный шаг

За те 9 месяцев, в течение которых мы следим за продвижением нашей читательницы по карьерной лестнице, Мария нашла место в интересной компании, набралась опыта работы с клиентами, постигла премудрости корпоративной психологии, научилась противостоять манипуляциям...
В прошлом номере мы писали о плюсах и минусах романа на работе. И вот – ее новое письмо.

Только было я собралась заняться личной жизнью, как оживилась моя карьера. Почему так всегда? Не успеешь сконцентрироваться на чем-то, а жизнь готовит новые сюрпризы. Если коротко, в другом отделе нашей компании открылась вакансия моей мечты. Я работаю с небольшими сделками, а там и сделки крупные, и мой любимый регион. Но я боюсь! Вдруг я подам заявление, а меня не возьмут? И там неудача, и в моем отделе ко мне станут плохо относиться: мол, предательница, хотела сбежать. Как мне поступить?
Мария


В ситуации сложного выбора необходимо не просто гадать, а применять различные технологии, к счастью, их уже достаточно разработано. Коучинг, принципами которого ты, Мария, пользуешься с нашей помощью последние месяцы, помогает человеку самостоятельно раскрыть свой потенциал. Моя задача как коуча, «тренера» – задавать правильные вопросы, а твоя – отвечая на них, искать оптимальный выход из положения. Поскольку мы с тобой не можем встретиться, то предлагаю тебе заочную коуч-сессию. Ниже изложена ее примерная схема. Покажи ее человеку, которому ты доверяешь, и попроси послушать твои рассуждения. Этот человек не должен делиться своим мнением, оценками и советами. Он должен только слушать тебя, задавая вопросы, которые направят разговор в нужное русло. И еще он должен поддерживать тебя в любом твоем решении. Благодаря этой технике ты сама найдешь правильный (для себя!) выход из положения. Давай назовем твое доверенное лицо «коучем», а тебя – «клиентом». Выглядеть ваша сессия может примерно так...

КОУЧ
Итак, о чем ты хочешь поговорить? (Здесь нужно определить ТЕМУ КОУЧ-СЕССИИ.)
КЛИЕНТ Есть выбор (например): оставаться на работе в этом отделе или переходить в другой (пытается подробнее рассказать, но коуч просит ответить на следующий вопрос).

КОУЧ Если исходить из 100%, то сколько сейчас можно дать за переход в другой отдел, а сколько – за то, чтобы остаться?
КЛИЕНТ Пожалуй, 50 на 50.

КОУЧ Отлично. Какая уверенность тебе нужна, чтобы принять решение?
КЛИЕНТ Думаю, 90 против 10 достаточно. 100% – это как-то нереально.

КОУЧ Как ты узнаешь, достигла ли наша беседа своей цели?
КЛИЕНТ Я перейду в другой отдел или останусь на прежней позиции.

КОУЧ Знаешь, во время нашего с тобой разговора ты вряд ли сможешь куда бы то ни было перейти. Но ты сможешь рассмотреть варианты, взвесить возможности и ограничения, обдумать плюсы и минусы и добиться большей уверенности в одном или другом варианте.
КЛИЕНТ То есть принять решение?

КОУЧ Да, если мы определимся, сколько процентов уверенности тебе достаточно для принятия решения.
КЛИЕНТ 90%.

КОУЧ Значит, результатом нашей беседы, можно сказать, станет твоя уверенность в одном из вариантов на 90%? Или окончательное решение? Уверенность на 90%. (Это будет ЦЕЛЬЮ КОУЧ-СЕССИИ.)
Хорошо. Тогда начнем.
Расскажи поподробнее, какие доводы за и против первого и второго вариантов. (Это уже РЕАЛЬНОСТЬ.)
КЛИЕНТ Итак, перейти в другой отдел... Первое: я хочу, чтобы у меня был профессиональный рост, и для этого мне необходимо поменять место работы. Второе: там мне будут платить больше, хотя и не намного.

КОУЧ Еще что-нибудь?
КЛИЕНТ Да, мне нравится офис того отдела, в котором есть вакансия, там шикарный интерьер, приятно чувствовать себя европейским человеком.

КОУЧ А доводы против?
КЛИЕНТ На новом месте придется вкалывать непонятно сколько. Я спрашивала секретаря того отдела, когда у них заканчивается рабочий день, она сказала, что в 18.00 официально, но все торчат на работе до восьми.

КОУЧ Есть еще минусы?
КЛИЕНТ По правде говоря, это основной минус, но он многое решает...

КОУЧ Почему?
КЛИЕНТ Я пошла на курсы английского – без языка сейчас никуда. Они три раза в неделю, как раз по вечерам, в семь часов... (Тут может быть масса ВАРИАНТОВ.)

КОУЧ Давай рассмотрим второй вариант: остаться на прежнем месте.
КЛИЕНТ В принципе там неплохо. Я зарабатываю, и даже небольшой рост возможен. (Тут тоже возможны ВАРИАНТЫ.)

КОУЧ Это плюсы. А минусы?
КЛИЕНТ Ну не знаю, просто хочется быстрее продвигаться вперед.

КОУЧ Подумай, может, еще есть плюсы и минусы?
КЛИЕНТ Смешно, но за то, чтобы остаться, существует очень простой довод. У нас теплый коллектив. Когда возникают какие-то сложности, меня «прикрывают» коллеги. Если им надо помочь, я тоже готова – беру работу на выходные. В общем, мы как одна семья. (ВАРИАНТЫ.)

КОУЧ Ну так что?
КЛИЕНТ Да, пожалуй, я поняла... Сейчас для меня важнее выучить язык. Через год или полтора, когда я пойму, что у меня появились приличные базовые знания, тогда и рвану с карьерой. (ВАРИАНТЫ.)

КОУЧ Так что ты решила сделать?
КЛИЕНТ Я думаю, еще год поработаю в нашем отделе, но, пожалуй, добьюсь повышения, а через год сделаю более сильный рывок в карьере. (Это ИТОГ КОУЧ-СЕССИИ.)

КОУЧ Сколько у тебя процентов за то, чтобы поменять место работы сейчас, и за то, чтобы остаться?
КЛИЕНТ Один против 99.

КОУЧ На что ты оставляешь 1%?
КЛИЕНТ Вдруг я выйду замуж за англичанина и язык выучится сам собой? Но это маловероятно...

КОУЧ Поздравляю, ты приняла решение, и оно даже более уверенное, чем на 90%. Ты молодец.
Вот так примерно выглядит успешная коуч-сессия (это сокращенный вариант). Ты взвешиваешь все последствия обоих вариантов. Еще раз хочу повторить – твой «коуч» ни в коем случае не должен давать тебе советы! Потому что правильное решения для себя можешь принять только ты сама, без чьего бы то ни было давления со стороны, пусть и производимого из самых добрых намерений. В любом случае, какое бы решение ты ни приняла, помни о принципе: никогда не жалей о том, что сделано.

ЕЛЕНА КАТУНСКАЯ, БИЗНЕС-КОНСУЛЬТАНТ