Профессия: капитан
Имя: Мирослава Осипова-Омме.
Возраст: 21 год.
Образование: колледж водного транспорта, специальность «судоводитель-судомеханик».
Должность: капитан маломерного катера «Мирослава».
Дата начала работы: матрос – июль 2007 года, капитан маломерного катера – апрель 2010 года.
С актерством покончено
В детстве и юности я всерьез играла в театре-студии. Потом были съемки в двух фильмах и мысли об актерской карьере. Судьба все изменила в момент: увидев на набережной катерок, я решила прокатиться. В одной точке сошлись погода, настрой, наличие денег, зашвартованный катер и капитан, пообещавший отправиться «вот прям сейчас». До этого момента я как-то не думала о том, что в городе, где есть реки и каналы, есть катера и теплоходы. Я ходила по набережным и не замечала пристаней. Когда водное путешествие закончилось, я принялась терзать капитана и матроса вопросами: «Какие документы надо иметь, чтобы здесь работать? С чего начинать?» На берег я сошла другим человеком.
Работа на мечту
Оказалось, устроиться работать матросом непросто. Даже мужчине, не то что девушке. Нужна куча справок и документов, которых у меня не было. Зато желание было огромным. И, несмотря на то что многие работодатели смеялись в лицо, не понимали меня, да и сезон уже начался и штат был у всех укомплектован, работа для меня нашлась. Со временем я оформила нужные документы. Зарплата матроса тогда составляла 500 рублей в день. Немного, но я же работала на мечту, да и было мне тогда всего 17. А для ровесников это были о-го-го какие деньги!
Сейчас, когда я капитан, многие говорят: «А мы и не знали, что ты была матросом. Мы тебя не видели». А что меня видеть? По набережной вразвалку не ходила, тельняшку на себе не рвала, приключений не искала.
Мама говорила: «Ну если хочешь, попробуй. Месяц поработаешь, надоест». Не надоело. И я поступила в колледж водного транспорта. В группе были одни мальчишки, конечно. Иногда сидишь на лекции, слушаешь совсем непонятные слова и думаешь: «Что я здесь делаю?» А потом оборвешь себя, вспомнишь – ради чего, и продираешься дальше. Колледж я закончила экстерном, с красным дипломом.
Тоже девушка
Я работала матросом уже второе лето, когда, взглянув вниз с теплохода на набережную, увидела стайку красивых девушек – в юбочках и на каблуках. И вспомнила, что я тоже девушка. И решила, что тоже так хочу: на каблуках и в юбке. Уволилась. Искала себя в разных областях. Но все было не то. Скучно, офисно, неинтересно. К весне я запросилась обратно на теплоход. Меня не спешили брать. Тогда я раздала свой телефон матросам компании. Сказала: «Вы все люди. Заболели, устали, заработались, выпили с вечера – звоните мне. Всегда выйду на замену». Через неделю позвонили первый раз. На причал я прилетела как на крыльях. Отработала день, а вечером, когда надо было уходить, меня такая тоска одолела. Куда я уйду? Здесь мое место. Здесь. К счастью, через пару дней меня вызвали еще раз. Уже на три дня. Потом на неделю. Потом на две. Без выходных. Я ночевала на причале и была счастлива.
Первая высота
Весной 2010 года шеф, зная о том, что я три лета работала матросом и уже получила права, предложил мне стать капитаном. Маломерный катер – не совсем то, о чем я мечтала. Но согласилась – нужно же с чего-то начинать. Уже столкнувшись с гендерной дискриминацией, я понимала, что вряд ли в незнакомой компании мне сразу доверят управлять большим теплоходом. А здесь – все свои. Коллеги-капитаны меня вырастили как специалиста. Работая матросом, я тянулась-тянулась к своей мечте. А сейчас высота взята. Точнее, первая из серьезных высот. Если говорить о зарплате капитана, то она раза в два выше, чем у матроса. В месяц 20-30 тысяч или чуть больше, сумма зависит от погоды, желания работать и от базы постоянных клиентов. У меня все только начинается. И я знаю точно: в моем случае деньги не главное. Они нужны, но они не самоцель.
«По набережной вразвалку я никогда не ходила, тельняшку на себе не рвала, приключений не искала».
Мирослава и «Мирослава»
У таких же, как и мой, катеров были имена. А я ходила вокруг шефа и твердила: «Моему катеру тоже нужно имя. Ну что он у меня безымянный?» Вода камень точит: однажды начальник принес документы... и оказалось, что он зарегистрировал катер как «Мирослава». Так мы с «Мирославой» стали тезками. По-моему, это хороший знак.
Глупо звучит, но это правда – у кораблей есть душа. Если кто-то из коллег садится на мой катер, то на следующий день «Мирослава» капризничает. Обижается: «Ну и на кого ты меня оставила? И зачем?» Покапризничает день-другой, потом снова все ок. Простила.
Еще и механик
На катере я катаю индивидуалов: от одного до восьми человек, оплата почасовая. Час – пять тысяч рублей. Несмотря на то что я капитан совсем недавно, у меня уже появились постоянные клиенты. Это приятно!
Экскурсионная программа – отдельный разговор. Оказалось, что совмещать роль капитана и экскурсовода непросто. Отошли от причала, обсудили маршрут – опля! – пора про Спас-на-Крови рассказывать. Без вступления. Без истории про Петра I, про 42 острова и 68 рек и каналов. Смотришь – уже Михайловский замок позади. Ночью, когда идешь на разведение мостов, вообще не до экскурсий. Успевай уворачиваться от катеров и теплоходов.
Те, кому нужна экскурсия, уходят довольными. Не придираются. Понимают, что я одна, а должности – две. Точнее, три. Я капитан, экскурсовод и механик. Если «Мирослава» капризничает, могу заглянуть в нее и разобраться с небольшими неполадками.
Настоящая блондинка
Мне положена рация. Сначала физически не могла слушать эти мужские разговоры, пререкания, дежурную ругань. Потом привыкла. Много раз со мной начинали разговоры не по теме, мол, «Помаши нам рукой» и «Мирослава, а ты настоящая блондинка?». Игнорирую такие беседы. Хотя блондинка я самая что ни на есть настоящая.
Я вращаюсь в мужской среде, они воспринимают меня как своего парня. Было непросто найти любимого, имея такой груз знаний за плечами. Но я нашла! И теперь счастлива замужем.
Я девушка, и всегда об этом помню. Несмотря на то что у меня не очень женская профессия, в жизни я мягкий и ранимый человек. И всегда удивляюсь, когда слышу о себе: «Ну а что ты хочешь, она же девушка-капитан, у нее жесткий характер».
Мы с «Мирославой» не так давно вместе, у нас период страстной влюбленности. Осенью собираюсь сдавать на права на управление большими теплоходами. Опять никто не верит, что у меня получится. Но я не спорю: время покажет, как все сложится.
Записала Ира Форд
ФОТОГРАФ: ДУСЯ СОБОЛЬ. СТИЛИСТ-ВИЗАЖИСТ: ИРИНА МОСЯГИНА. НА МИРОСЛАВЕ: ЮБКА ПАЧКА, MAISON MARTIN MARGIELA