Климат контроль

Кажется, в бизнесе все предельно ясно: хозяин платит – работник работает. Лучше работает – больше платят, хуже работает – ищут другого. Но не все так просто. Психологи говорят, без здорового климата в коллективе твое дело вряд ли продержится дольше двух лет.
Теги:
Климат контроль

Кажется, в бизнесе все предельно ясно: хозяин платит – работник работает. Лучше работает – больше платят, хуже работает – ищут другого. Но не все так просто. Психологи говорят, без здорового климата в коллективе твое дело вряд ли продержится дольше двух лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хорошая компания

Особенно важен коллектив в компаниях, занимающихся мало-мальски интеллектуальной деятельностью. Если твоя фирма, скажем, организует турпоездки или создает сайты, ты связана со среднесрочными и долгосрочными проектами. Уход одного из сотрудников означает выпадение важного производственного звена и пробуксовку всего дела, а теперь представь, чем грозит высокая текучесть кадров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дмитрий Полев, владелец медиахолдинга: «Мы с друзьями первыми открыли в нашем городе рекламное агентство. И как-то быстро встали на ноги. Работники получали хорошую зарплату, акционеры – стабильную прибыль. Гром грянул откуда не ждали. Появился у нас в коллективе некий специалист, профессиональному росту предпочитавший задушевные беседы в курилке и организацию корпоративных вечеринок. Справедливости ради замечу, что последнее он делал блестяще. И вот в один прекрасный день, использовав какую-то незначительную рабочую перебранку, он раздул вселенский конфликт, завершившийся выделением половины персонала в новую рекламную фирму. Во главе с этим самым массовиком-затейником. Вдобавок ко всему наша изрядно поредевшая компания неожиданно получила сильного конкурента».

Пример Дмитрия показателен. То, что вновь нанятый работник сумел проделать такое с успешно развивающейся компанией, говорит о серьезных проблемах в коллективе. И о том, как трудно руководителю из своего начальственного кресла заметить сгущение атмосферы. По статистике, более 65% всех фирм-новичков сталкиваются с межличностными конфликтами, особенно на втором-четвертом годах жизни. Впрочем, более зрелые компании тоже не застрахованы от выяснения отношений, хотя количество пострадавших здесь меньше – около 20%. Так что, если не хочешь стать потерпевшей стороной, приступай к серьезным командным тренировкам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Игры на выживание

Конечно, ничто не сплачивает коллектив так, как время. Однако в бизнесе на притирку его просто нет: интересы дела не позволяют. Чтобы группа специалистов стала коллективом, ее нужно этому обучать. А чтобы правильно разработать систему тренировок, надо знать, какими же признаками обладает «сплоченная команда».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Урок 1

Коллектив – это объединение людей во имя достижения определенной социально одобряемой цели. Вывод: ставь достойную цель. Не заработать больше денег (оно, конечно, приятно, но звучит все-таки не так сильно), а стать самой крупной в городе компанией по организации вечеринок или выйти со своими тульскими сосисками на московский рынок. Определившись, куда, собственно, ты ведешь свой коллектив, поставь и других в известность о направлении движения. Согласись, одно дело просто завинчивать гайки и совсем другое – знать, что эта гайка помогает компании, например, собирать самые передовые пылесосы и потихоньку теснить конкурентов.

Одной крови

Исследуя коллектив, психологи выявили любопытный феномен – по-научному, коллективистская идентификация. Говоря простым языком, это тот уровень отношений, когда Вася Пупкин считает, что он не только Вася Пупкин, но и член команды. И поэтому он никогда не скажет про родную фирму: «Они решили открыть новое отделение». Вместо этого он произнесет: «Мы решили открыть новое отделение». Это «мы» вместо «они» говорит о том, что Вася полностью вошел в коллектив и считает себя его неотъемлемой частью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Урок 2

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В коллективе должна быть четкая организация, распределение функций и структура руководства. Конечно, очень удобно, когда у тебя каждый сотрудник и швец, и жнец: и взаимозаменяемость полная, и управлять такой структурой легче легкого. Однако о формировании у себя нормального, здорового, трудоспособного коллектива (длительно трудоспособного, заметь) в этом случае забудь. Для этого тебе придется расставить всех по местам, определить, кто чем занимается, и управлять, конечно. Если ты в бизнесе всерьез и надолго.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ольга Белова, директор по персоналу IT-компании: «Работа нашей фирмы напрямую зависит от координации деятельности всех сотрудников. Поэтому на своем корпоративном сайте мы создали специальную страницу, где графически отображаем общий объем работ компании и роль каждого в выполнении этого плана. Так что любой из нас может увидеть свой вклад в общее дело.

Это очень повышает мотивацию.

Урок 3

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В сплоченной команде каждый участник становится способным на решение сверхзадач, то есть того, с чем ему в одиночку ни за что не справиться. Другими словами, каждый твой работник во взаимодействии с другими должен расти и творчески, и интеллектуально. Если этого не происходит – делай выводы. И готовь специальные мероприятия. Хорошо помогают в этом разные семинары, «мозговые штурмы», деловые и ролевые игры, мини-лекции... Они, конечно, не научат профессии, а вот новые навыки дать вполне могут. Равно как и развить креатив. Все они проводятся в тактике блицкрига, поэтому не отнимут много рабочего времени. А уж перед запуском новых проектов без таких мероприятий точно не обойтись.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анна Латинская, директор региональной телекомпании: «Когда для дальнейшего развития нашей компании встала острая необходимость в ежедневной новостной программе, мы столкнулись с профессиональной неуверенностью своих работников. Проблема стояла так серьезно, что коллектив просто лихорадило от ежедневных конфликтов. И здесь нас очень выручили специализированные обучающие системы. Мы пригласили к себе тренера из Москвы, который за короткий период смог объяснить специфику выпуска новостей и придать всей команде уверенности в собственных силах. Здорово, что мы обучали всех вместе: это помогло всему коллективу подняться на более высокую ступень профессионализма и приложить все силы к запуску нашего нового продукта».

Урок 4

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сплоченность команды проявляется только в преодолении внезапных помех, будь то конфликт, аврал или форс-мажор. Слаборазвитая группа при столкновении со всеми этими препятствиями рискует просто развалиться, а настоящая команда становится еще сильнее. Ждать реального цейтнота, чтобы проверить коллектив на выживаемость, довольно рискованно, все может закончиться плачевно. Вывод: создавай искусственные трудности, заодно и укрепишь свою команду. В этом тебе поможет тренинговая фирма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иван Копылов, тренер: «В арсенале нашей фирмы целый набор тренинговых программ – от разработки нового проекта до преодоления реки и ориентации на местности. Наша главная задача – зарядить участников боевым духом, дать понять каждому, как важно и здорово работать в команде. На мой взгляд, быстрее всего это понимание приходит на природе, когда возникают реальные задачи по жизнеобеспечению и преодолению физических трудностей. Чем сложнее проблема, тем больше гордость за полученные результаты. Обычно мы разделяем эти тренинги на несколько этапов: индивидуальная работа, работа в малых группах и, наконец, всем коллективом. Так каждый понимает, каких успехов можно достичь, если работаешь в команде».

Круговая порука

Иногда со сплочением коллектива можно и перестараться. Насторожись, если увидишь в своей команде эти признаки:

единообразный подход к решению задач (против мнения большинства идти не принято);

отсутствие критики (хорошие отношения становятся важнее профессиональной ответственности);

средняя производительность труда («Ему что, больше всех надо?»);

трудности с вливанием новых людей (напоминает бойкот новичку в начальных классах).

Чтобы этого избежать, постарайся собирать команду из людей разного возраста, пола, профессиональной принадлежности. Конечно, управлять таким разнородным коллективом труднее, зато и креативность, и конечный результат выше.

Урок 5

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коллектив – это объединение людей с общей системой ценностей. Каждый твой работник должен чувствовать причастность к общему делу и гордость за свою компанию. Тогда он не будет работать спустя рукава и только за зарплату. Вообще хорошо бы еще при найме отбирать нужных людей. Замечательно, если к тебе приходит специалист, знающий свое дело и цену ему. Но с точки зрения гармоничного вливания в коллектив более ценен работник, среди мотивации которого есть и нематериальные факторы, такие как гордость за свою профессию, жажда новых знаний, чувство достижения результата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алексей Золотарев, директор турфирмы:

«Многие мои коллеги отфуболивают соискателей к своим замам или обращаются к кадровым агентствам. Я же всегда сам присутствую на собеседовании: для меня очень важно самому увидеть человека, понять, сработаемся мы или нет. Иначе я рискую взять кота в мешке, управлять вновь набранными людьми вслепую, а через пару месяцев объявлять новый набор из-за того, что новичок не прижился».

Урок 6

У коллектива есть определенный набор присущих только ему действий и ритуалов. Это те внешние атрибуты (корпоративные мероприятия, режим работы и т.п.), которые выделяют членов этой команды среди всех других.

При этом вольный стиль или свободный распорядок тоже могут стать отличительной особенностью твоего коллектива. В последнее время появилось множество компаний, в которых рабочий распорядок определяется самими работниками. Никого не волнует, во сколько ты пришел на работу и во сколько ушел, если твои обязанности выполнены качественно и в срок. Кое-где не возбраняются компьютерные игры на рабочем месте. А известная и суперрентабельная американская компания Google со стороны больше похожа на студенческий кампус, чем на солидное предприятие с миллиардным оборотом. Работники могут без долгого отрыва от «станка» поиграть в волейбол на своей площадке или пообщаться с домашними животными, которых привели с собой на работу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Руководители таких фирм считают, что допускаемые в компании вольности выполняют прежде всего мотивирующую функцию и сплачивают команду. В управлении людьми крайне важна эмоциональная составляющая, в длительной перспективе она гораздо важнее денег.

Однако здесь важно учесть одну тонкость. По мнению психологов, любой корпоративный досуг, будь то игра в футбол или бильярд, может как мотивировать, так и демотивировать людей. Нельзя заставлять сотрудников каждую пятницу играть в боулинг – это приведет лишь к нежеланию проводить время вместе. Лучше поощрять совместное времяпрепровождение коллег, учитывая при этом их истинные интересы, а не придумывая им хобби.

Антистресс

Долгое пребывание среди одних и тех же лиц грозит постепенным накоплением раздражительности и психологической усталости друг от друга. Очень полезно раз в квартал или раз в полгода проводить антистрессовые тренинги и мероприятия, чтобы твои работники получили возможность выпустить пар.