Дом культуры

3 месяца назад мы стали наблюдать за тем, как наша читательница строит свою карьеру, и отвечать на ее вопросы о том,
как поступать в сложных ситуациях.
Дом культуры

3 месяца назад мы стали наблюдать за тем, как наша читательница строит свою карьеру, и отвечать на ее вопросы о том, как поступать в сложных ситуациях. Прислушиваясь к нашим советам, Мария выбрала себе область деятельности, прошла собеседование, поступила на работу, научилась ориентироваться в компании и начала работать с клиентами.
И вот – новое письмо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Здравствуйте! Как же, оказывается, непросто завоевать доверие. По вашему совету я стала обращать внимание на то, чего раньше не замечала, и вот уже месяц, как дела идут хорошо. Коллеги вроде бы признали меня, а начальство хвалит. И с клиентами получается. Вопрос мой вот о чем. Я пригласила ребят из своего отдела к себе на дачу. Но они почему-то отказались,
а начальник сказал, что «в нашей корпоративной культуре это не принято».
Но ведь мы ездили в боулинг всем отделом, почему в боулинг можно, а на дачу нет? И что такое «корпоративная культура»?
Мария

Мне нравится такое определение корпоративной культуры: «Это система норм, ценностей и способов себя вести, которая гласно или негласно действует в организации, объединяя людей для совместной деятельности».
Как же это реализуется в жизни? Попробуй разобраться, какие ценности декларируются и поддерживаются в твоей компании (см. диаграмму). Невозможно одновременно быть и смелым, и осторожным; и конкурентным, и неконфликтным; и лидером, и исполнителем. Обрати внимание, какие из этих качеств приветствуются в сотрудниках. В одной организации принято «приходить рано, уходить поздно», а в другой, совсем наоборот, «если ты не можешь выполнить свою работу за отведенное время, значит, ты плохой работник». Почувствуй разницу!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

СЕМЬЯ ИЛИ ЗАВОД?
Есть компании, похожие на семью, а есть те, что смахивают на завод. Нет хороших и плохих корпоративных культур, если они соответствуют целям организации. В армии творческий беспорядок ни к чему, а в рекламном агентстве армейский дух уничтожит творческий потенциал. В общем, обрати внимание, на чем концентрируется руководство твоей компании, как реагирует в какие-то критические моменты, какое поведение поощряется, а какое осуждается. Вот в твоем случае тебе явно дали понять, что «семейный» стиль взаимодействия между сотрудниками не приветствуется. А что приветствуется? Соревновательность! (Вспомни боулинг...)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ГЛЯДИ В ОБА
Много информации о корпоративной культуре можно почерпнуть из внешнего и внутреннего устройства и дизайна помещений. Например, очень дорогой вестибюль в офисе и отсутствие мест питания для сотрудников говорит, что организация ориентирована на внешнего клиента и не дорожит своими сотрудниками. Пустые гулкие коридоры огромного здания и закрытые двери или небольшие открытые пространства, где все сотрудники на виду, – очевидно, что в первом случае коммуникации будут носить только формальный характер, коллеги «застегнуты на все пуговицы». Во втором случае приветствуется командная работа и активный, открытый стиль общения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

карьера

Но больше всего можно узнать из легенд и мифов о важных событиях и лицах, игравших и играющих решающую роль в жизни коллектива. В одной организации тебе с восторгом расскажут историю, как в первый год существования компании «мы все теснились в маленьком подвальчике и буквально на коленках составляли бизнес-план, зато все чувствовали себя единой командой». В другой компании «легенда о сотворении» звучит примерно так: «Когда Иванов приехал в Саратов, там еще не знали о существовании прокладок, но он пошел прямо в единственный магазин, прорвался к директору или хозяину и уговорил его приобрести первую партию товара. Сейчас мы крупнейшие поставщики в этом регионе». Такие истории задают и поддерживают те правила, нормы, законы поведения, которые приветствуются в твоей компании. Например, в первом случае это «скромность» и «принадлежность команде», во втором – «предприимчивость» и «лидерство».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ЛИДЕРЫ И ТИПЫ
Как раз в лидерах в наибольшей полноте воплощается то, во что верит организация. Например, в одной организации лидер Александр Петрович, который «помнит всю тысячу сотрудников по именам». В другой – некто Родион, «звезда продаж»: «как он это делает, никто не понимает, но он продает в два раза больше любого другого». В третьей – «до прихода Анны были бесконечные жалобы от клиентов на качество сервиса, а уже два года ее подразделение получает только самые восторженные отзывы». В четвертой – Галина Ивановна, которая «никогда не спит и все про всех знает». Эти четыре типа лидеров соответствуют четырем типам культур организаций.
Первый. Ориентация на людей; семейные ценности, каждый занимает свою «семейную» роль: папа (Александр Петрович) знает и любит своих детей-сотрудников, он обычно строг, но справедлив...
Второй. Ориентация на конкуренцию и инновации. Побеждает сильнейший! Все сражаются со всеми (у нас это компания, где лидер Родион).
Третий. Ориентация на результат и эффективность. Лидер в такой компании – Анна.
Четвертый. Ориентация на процедуры и правила, хороший контроль и четкую иерархию. Гений контроля – Галина Ивановна.
Конечно, в реальности не все так четко и универсально, но общий стиль просматривается. Кстати, от новеньких ожидают не только хороших производственных успехов. Коллектив пытается понять: это «наш или не наш» человек. Стать «нашим» и означает вписаться в культуру организации. Судя по вопросам Марии, ей нравится компания, в которой она работает. Значит, нужно проанализировать, какая она по культуре и вести себя соответственно.