Даем добро

Иногда ты жалеешь, что не являешься суперменом или Ротшильдом. Особенно когда читаешь объявления о сборе средств на операцию больному ребенку или видишь бездомную собаку. Тебе всех жалко. Ты хочешь делать добро, но как? Возможно, тебе стоит попробовать свои силы в совершенно новой профессии - менеджера по благотворительности.

Cosmo Online редакция Cosmo.ru

Иногда ты жалеешь, что не являешься суперменом или Ротшильдом. Особенно когда читаешь объявления о сборе средств на операцию больному ребенку или видишь бездомную собаку. Тебе всех жалко. Ты хочешь делать добро, но как? Возможно, тебе стоит попробовать свои силы в совершенно новой профессии – менеджера по благотворительности.

Принято считать, что бизнес – это только выгода, накопительство и холодный расчет. Но, может, это преувеличение? По статистике, российские компании тратят на благотворительность до 11% прибыли. Вместе с личными пожертвованиями эта сумма по стране составляет 1,5 млрд долларов в год. И она постоянно растет. Над тем, чтобы эти средства попали в нужные руки, и работают менеджеры по благотворительности. Они выступают своеобразными связными между теми, кто может дать помощь, и теми, кто в ней нуждается.

Воля ваша

Профессия эта у нас новая и для большинства совершенно неизвестная. Цивилизованной благотворительности в России чуть больше 10 лет. Однако уже многие компании включают в свой штат сотрудника, который профессионально занимается добрыми делами.

Четких стандартов и требований к этой должности пока нет. Все зависит от самих организаций. Во многих благотворительная работа идет в рамках отдела по связям с общественностью, но в некоторых крупных фирмах появилась отдельная должность “менеджер благотворительных программ”. Почти все начинают эту работу с откликов на разовые просьбы и обращения за помощью. Кто-то на этом и останавливается. Но многие компании сегодня переходят от разовых акций к программному подходу: разрабатывают собственную систему пожертвований, постоянно сотрудничают с некоторыми фондами, следят, чтобы их средства были направлены на конкретные цели.

Пишите по адресу

Конечно, очень хочется помочь всем – от бездомных стариков до детенышей тюленей. К сожалению, этого не может никто. А потому твоя задача – найти основных адресатов, чтобы помощь была постоянной и более действенной.

Условно твою работу можно разделить на три основных направления:

1 Благотворительная деятельность самой компании.

На этом этапе ты разрабатываешь программы пожертвований для постоянных фондов и организаций. Их выбор в основном зависит от особенностей бизнеса, который ведет твоя компания. Так, табачные и химические предприятия основную помощь направляют экологическим обществам, фармацевтические компании – медицинским центрам. Многое зависит и от предпочтений главы компании. Один заинтересован в сохранении дикой природы, другому небезразлична судьба ВИЧ-инфицированных, а третий сам болен диабетом и очень хочет помочь тем, у кого такая же проблема.

2 Участие сотрудников в благотворительных программах.

Руководители многих компаний хотят, чтобы пожертвования делались не только из благотворительного бюджета фирмы, но и чтобы сами сотрудники принимали в этом личное участие. Твоя задача – вовлечь в свое дело больше людей. Причем не только материально. Это может быть и волонтерская помощь – навестить стариков, нуждающихся в уходе, отвезти подарки в детский дом и т.п.

3 Привлечение к благотворительности клиентов компании.

Ты же хочешь собрать значительные средства? Тогда подумай о том, как привлечь к этому благородному делу больше сочувствующих. Если ты работаешь, например, в издательском доме, то можешь публиковать объявления об акциях в выпускаемых газетах и журналах или сделать один выпуск благотворительным (как поступил Cosmo в июне, направив по рублю с каждого проданного номера в помощь нуждающимся).

А еще будь готова к участию в профессиональных конференциях и семинарах. Здесь ты будешь выступать лицом компании.

Движения души

Подготовкой специалистов в сфере благотворительности не занимается пока ни один вуз (программу обучения пытаются ввести в Московском государственном университете, Высшей школе экономики и Московском государственном строительном университете). Большинство менеджеров по благотворительности являются выпускниками социологических факультетов, а с особенностями работы разбираются уже на местах. Вместе с тем организуются специальные семинары (ежегодные конференции форума доноров, газеты “Ведомости” и т.п.), проводятся лекции, мастер-классы.

Абсолютное большинство идет на эту работу по велению сердца. И все-таки, прежде чем профессионально заняться благотворительностью, посмотри, есть ли у тебя эти качества:

Стрессоустойчивость.

Это дело потребует от тебя большой эмоциональной вовлеченности. Ты постоянно будешь сталкиваться со звонками и письмами, за которыми стоит большое горе. Пропускать все это через себя очень тяжело. Еще труднее понимать, что всем помочь невозможно, но без ответа не должна остаться ни одна просьба.

Терпимость к людям.

Будь готова к тому, что многие из тех, кому нужна помощь, не могут связно объяснить, что именно они хотят. Тебе надо быть максимально сдержанной и доброжелательной, чтобы найти взаимопонимание. А еще всегда надо иметь в виду, что культура благотворительности у нас крайне низка. Более того, все, что связано с пожертвованиями, часто воспринимается негативно – чуть ли не как вымогательство. Менять стереотипы очень сложно, и это одна из твоих будущих задач.

Креативность.

Как ты уже поняла, в этой сфере пока нет четких стандартов работы. В большинстве случаев менеджеру приходится самому разрабатывать стратегию компании, испытывать новые механизмы.

Ответственность.

Очень страшно ошибиться и вложить деньги (причем не свои, а компании!) в неэффективный проект. Ведь если все остальные зарабатывают средства для компании, то ты их тратишь. И тебе надо уметь отстаивать свои решения, объяснять и доказывать свою точку зрения и руководству, и сотрудникам.

Помогать другим – очень нелегкий труд. Зато у тебя есть возможность делать действительно большое и доброе дело.