Вот теперь понятно: чем занимается продакт-менеджер в Яндекс.Картах

Сегодня многие мечтают работать в сфере IT, но не все знают, как к ней подступиться. Нам удалось поговорить с Ульяной Кудиной, старшим продакт-менеджером в Яндекс.Картах, и теперь мы не только знаем, чем «живут» люди на этих позициях и как туда можно попасть, но и сами хотим к ним устроится. Так что пока ты читаешь это интервью, мы пишем сопроводительное письмо в Яндекс.
Вот теперь понятно: чем занимается продакт-менеджер в Яндекс.Картах

Ты – старший продакт-менеджер в Яндекс.Картах. Как ты объясняешь друзьям, которые далеки от IT, чем ты занимаешься?

Ну, это просто! Сейчас практически у каждого есть смартфон или ноутбук, а также миллион повседневных задач, решение которых мы уже не мыслим без приложений. Заказываем такси до ресторана, пиццу на день рождения, ищем место, куда пойти вечером, строим маршруты, чтобы не попасть в пробку. Во всем этом нам помогают цифровые продукты – сайты или приложения. А их создают и развивают такие люди, как я.

Между собой мы называем себя «продактами» и от нас зависит, как выглядит привычный для тебя сервис, какое количество действий нужно совершить, чтобы, например, построить маршрут от работы до дома и какие всплывающие сообщения ты увидишь в приложении.

Скажу сразу – я не программист. Эти профессии нередко путают, но продакт-менеджер это про другое. Со своими командами я занимаюсь анализом поведения людей, использующих Яндекс.Карты, работой с аналитикой, созданием концептов и проработкой дизайна интерфейсов, анализом конкурентов, изучением трендов рынка.

Скажем честно, нам было бы тяжело жить без приложения Яндекс.Карты. Расскажи об интересном кейсе, к которому причастна ты, и который изменил жизнь пользователей в лучшую сторону.

Можно сказать, жизнь разделилась на «до» и «после» с приходом этого сервиса. А если серьезно, Яндекс.Карты действительно обладают сумасшедше большим количеством пользователей – 85 миллионов человек в месяц на всех платформах!
Это накладывает огромную ответственность на то, что я делаю, но в то же время безумно драйвит. Продукт, который мы создаем, помогает каждый день такому невероятному количеству людей – одно только это круто!


В Яндекс.Картах я веду всё направление UGC (user generated content, или, проще говоря, контент, который создают сами пользователи). Оно включает в себя отзывы, например: на кафе и торговые центры, фотографии к ним и фидбек пользователей. На основе этого миллионы людей выбирают, куда пойти, смотрят фотографии, читают отзывы, формируют свое мнение о заведении. Представляешь, как это помогает ориентироваться даже в незнакомом городе?


А еще не могу не упомянуть проект с подборками различных мест в городе. Куда пойти на свидание, где покупать сезонные фрукты и кто принимает пластик – обо всем этом мы рассказываем в привычных для тебя форматах Stories и небольших статей.

Три вещи, которые ты особенно ценишь, работая в Яндексе?

Не скрою – мне повезло, и причем сразу по нескольким пунктам. Во-первых, с людьми. У нас невероятная концентрация очень умных, интересных, вовлеченных девушек и молодых людей, а заодно экспертов и профессионалов своего дела. Не знаю, как это всё удается HR-специалистам, но сотрудники здесь правда невероятные. Для меня очень важно окружение – все-таки мы проводим на работе большую часть жизни, а то, с кем мы ее проводим, влияет на нас.


Во-вторых, с задачами. Они у нас очень амбициозные и масштабные. В Яндексе ценят инициативность, и мне кажется, у нас какой-то особенный воздух в компании, при котором хочется творить и творить!

В-третьих, с возможностью расти профессионально. Например, до пандемии я часто летала на конференции в США и Европу.

Сколько лет ты уже в Яндексе и чем особенно гордишься?

Представляешь, уже более семи лет, наполненных крутыми проектами!
Расскажу об одном из последних – запуске нового поискового экрана приложения Яндекс.Карт. Поисковый сценарий – ключевой в нашем продукте. Именно с его помощью ты ищешь места, куда бы пойти вечером, выбираешь заведения по категориям, а мы делаем всё, чтобы этот процесс был максимально качественным и быстрым.


Улучшая этот сервис, мы поставили кучу экспериментов с дизайном, проанализировали сессии пользователей, наблюдали за всеми основными показателями. А сейчас результат этой работы на экранах у каждого нашего пользователя, что особенно приятно.

Говорят, многие работодатели мониторят личные страницы перед тем, как пригласить человека на собеседование. Для продакт-менеджера важно быть публичным, вести соцсети?

Мне кажется, здесь важно чувство собственного комфорта. Каждый сам для себя определяет границы, ну, или их отсутствие. Лично мне всегда интересно читать о новых запусках, но наличие этого на странице вовсе не обязательно, на мой взгляд. Каждый решает для себя сам: вести, например, тот же Фейсбук (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) для пиара себя как сотрудника или, наоборот, рассказывать что-то на нерабочие темы, а может, вообще, и то и другое.

Ты начала свою карьеру с веб-дизайна, а сегодня успешна в продуктовом менеджменте. Это был естественный переход или ты осваивала новую профессию?

Это было логическим развитием моей карьеры – веб-дизайн стал основой для следующего этапа.
Расскажу подробнее. В Яндекс.Деньгах, где я занималась дизайном, мы меняли внешний вид сервиса. Мне очень повезло оказаться в нужном месте и в нужное время, когда команда была небольшой, а проекты – высокого уровня. Опыт там – бесценен.

Затем у меня родилась идея Яндекс.Здоровья, и, будучи дизайнером, я спокойна сделала его визуальный концепт. Я осознала, что хочу заниматься продуктом целиком, но на это требовалось больше ресурсов. Первое время, когда команда только формировалась, каждый участник делал всё что мог. Я дизайнила, работала в связке с разработкой, продумывала следующие шаги. В какой-то момент от такой загрузки меня начало разрывать, а важно было фокусироваться на стратегических задачах. Зато, как только у нас появились выделенные дизайнеры, я делегировала часть обязанностей им и начала генерить идею за идеей.

Сейчас в Яндекс.Картах у меня продолжается работа в паре с дизайнерами: мы продумываем концепты, проектируем интерфейсы, поэтому для меня дизайн и продакт-менеджмент – это одна большая непрерывная история.

Расскажи про образование. У тебя за спиной фундаментальное техническое образование? А еще олимпиады и предложения от разных вузов? Оглядываясь назад, ты бы что-то поменяла в своей студенческой жизни?

Честно говоря, меня все устраивает в образовании, мне повезло с выбором специальности. Я магистр по направлению Computer Science, защитила дипломную работу по проектированию интерфейсов, юзабилити. К счастью, у меня была возможность учиться, параллельно работая и применяя знания на практике. На мой взгляд, связка теории и практики «в бою» наиболее эффективна. Например, пока я стажировалась в дизайн-студии, старалась как губка впитывать в себя всё новое. И это позволило мне прийти в Яндекс не на практику, а на полноценную позицию продуктового дизайнера (на тот момент позиция называлась «Дизайнер интерфейсов»).

А тяжело быть девушкой в IT?

Вовсе нет! Может, мне повезло, но на своем пути я встречала в большей мере поддерживающих людей. Я всегда комфортно чувствовала себя в этой сфере. А еще у меня есть небольшое комьюнити из девушек, которые, как и я, работают в IT. Мы встречаемся где-то раз в месяц, и это отличная поддержка! Кто-то занимается продуктовым развитием, кто-то – стратегиями в маркетинге, некоторые – запусками стартапов. Наличие такого круга общения помогает не только быть еще более уверенной в себе, но и получать новые знания из смежных областей, развиваться быстрее.
И, кстати, в моем коллективе примерно одинаковое количество мужчин и женщин.

Какие три совета ты дашь девушке, которая только что устроилась в Яндекс.Карты на твою позицию?

Четко следовать своей цели, ничего не бояться и быть экспертом. А для последнего важно постоянно развиваться в своей области.

Во многих офисах крупных компаний есть свои «плюшки»: у одних – спортзал, у других – бесплатный кофе и игры. Какие плюсы есть в Яндексе?

Кажется, в Яндексе есть всё, что ты перечислила. У компании много разных круглосуточных корпусов, кофе-поинты, где можно поболтать с коллегами, залы для фитнеса, йоги и танцев, помещения для игры в настольный теннис и бильярд. В офисах работают кабинеты врача, массажиста и психотерапевта. Но одно из любимых у сотрудников в летнее время года – это крыши, на которых можно здорово провести время. И чуть не забыла про наши активности! Например, можно вступить в спортивный или читательский клубы Яндекса, где можно завести новые знакомства с единомышленниками.

Бытует мнение, что, работая в крупных корпорациях, не остается времени на личную жизнь. Тебе удается найти баланс?

Да, работа – значительная часть моей жизни, но мне важно быть в ресурсе. Считаю, что для того, чтобы оставаться продуктивной на долгих дистанциях, необходимо переключение. Важно менять обстановку и вид деятельности. Я, например, нередко хожу на спорт по вечерам. Стараюсь всегда следить за своим состоянием и отдыхать, когда это необходимо. А уже с помощью чего набираться вдохновения – путешествий, встреч с друзьями или пробежек, – каждый выбирает сам.