Соцсети и дети: с какого возраста стоит регистрировать

Популярный блогер, мама троих детей, владелица онлайн-книжного клуба Евгения Емяшева рассказала Cosm о тонкой связи своих детей с соц.сетями. С какого возраста их стоит регистрировать, как следить за той информацией, которую они потребляют и как уберечь от негативных последствий.
Соцсети и дети: с какого возраста стоит регистрировать

«Всем привет, меня зовут Варя, мне 9 лет, и я тиктокер». Именно так представляется моя дочь. Для нее и ее сверстников приложение для создания коротких видеороликов — это новая реальность, основной интерес и главная тема для обсуждения на переменах. Можем ли мы, родители, поверить в то, что весь мир ребенка будет крутиться вокруг одной иконки приложения в смартфоне? Наверное, да. Страшно ли нам от этого? Безусловно. Сразу же в голове начинают крутиться тревожные мысли, что приложение никак не развивает способности ребенка и не дает полезной информации, а только сажает зрение. Лучше бы книжки читали, а не монтировали в интернет странные видео. Но давайте разберемся, так ли страшен «Тик-ток», как его малюют.

Запрещать нельзя разрешать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для меня вопрос, где ставить запятую, не стоит. Я считаю, что запрещать социальные сети ни в коем случае нельзя. С младшего школьного возраста — лет с семи — я допускаю, что ребенок может регистрироваться в различных приложениях. В 2020 году самой популярной социальной сетью для детей является тик-ток с короткими яркими видео, большинство из которых развлекательного формата. Приносят ли пользу многочасовой просмотр такого контента?Скорее нет, чем да. Приносит ли вред? При грамотном отношении точно нет. Согласитесь, мы тоже не занимаемся исключительно полезными делами: читаем бульварную прозу, смотрим сериалы и любим посплетничать с подругой, в каком платье вышла наша «любимая» селебрити, куда только стилисты смотрели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Табуируя социальные сети для ребенка, мы, во-первых, дистанцируем его как от себя, так и от его ближайшего окружения: одноклассников, друзей, партнеров по секциям и кружкам. Запрещая что-либо в столь юном возрасте, мы теряем связь с детьми, представая перед ними как «злая строгая мама, которая не понимает». Ведь зачастую мы не можем привести понятных детям аргументов, почему нельзя скачивать приложения и публиковать видео.

К тому же, мы выхватываем ребенка из социального окружения и делаем так, что он не может разделить интересы своих сверстников, что дистанцирует его от его же окружения. В то время, как все одноклассники будут обсуждать новый тренд в приложении, рассказывать друг другу о том, как необычно смонтировать ролик, будут делиться списком любимых блогеров, ваш ребенок полностью выпадет из поля общения, становясь неинтересным собеседником для других детей. Он будет стесняться признаться, что это родители запрещают ему сидеть в социальных сетях, показывая, что ему самому это не интересно. Велика вероятность, что такая ситуация может привести к агрессии, а возможно и к конфликту в классе или другой группе, в которой находится ваш ребенок. Или как минимум, он не сможет построить крепких дружеских взаимоотношений с детьми, не научится правильной коммуникации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неподобающий контент.
Мы понимаем, что, помимо роликов с забавными кривляниями и «залипательными» танцами, в социальных сетях есть контент, который не предназначен для детей, и тут возникает вопрос, как оградить ребенка от его просмотра. И тут возникает вопрос: а надо ли? Оберегая детей от любой несправедливости и «неправильности» ваши попытки будут напоминать не реальную жизнь, а съемку рекламы докторской колбасы: четыре стены, комната с розовыми облачками, счастливые и довольные мама и папа, которые никогда не ругаются матом, никто никогда никого не обижает — конечно, можно создать иллюзию такого идеального мира, но что вы получите в итоге? Когда-нибудь ребенок столкнется с реальными проблемами, и к тому времени он должен научиться быть самостоятельным, критически мыслить и легко находить общий язык с людьми, в чем социальные сети могут быть незаменимыми помощниками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Воспринимайте социальные сети как дополнительный способ связи с внешним миром: ребенок социализируется, узнает о современных реалиях, опосредованно может примерить на себя то или иное событие в жизни, поэтому не стоит запрещать ему познавать мир, пусть и через экран телефона. Да и можно ли оградить ребенка от, например, матерного лексикона, запретив сидеть в социальных сетях, если, выйдя прогуляться во двор, он все так же может услышать или увидеть нецензурные выражения?

Все мы понимаем, что наш мир не похож на красивую открытку, и бывают разные страшные ситуации, о которых нужно рассказывать детям. В первую очередь, конечно, необходимо говорить о внешних опасностях: маньяки, воры, убийцы, которые напрямую угрожают жизни и здоровью ребенка. Ему обязательно нужно объяснять, как вести себя в том случае, если он встретит их на своём пути. То же самое касается и контента в социальных сетях: ребенок смотрит видео и чаще всего видит что-то доброе и интересное, но иногда может попасться другое: злое, грустное и ненормальное. Мы ведем разговоры с ребенком о том, что нужно делать, если к нему на улице подошел незнакомец и почему нельзя садится к нему в машину — применяйте тот же метод в отношении социальных сетей, говорите с ребенком о правилах поведения в онлайн-жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Критическое мышление.
Наверное, одно из самых важных умений, которым мы можем научить нашего ребенка, является критическое мышление. Мы знаем, что истины в вакууме нет, но ребенок склонен верить любым словам или действиям от тех людей, которые вызывают у него уважение: родители, учителя, люди старшего поколения, лидеры в классе, блогеры. И если бы их мнение было однозначно правильным, конечно, было бы прекрасно, но любой человек, даже самый опытный и образованный, может ошибаться, а ребенок может воспринять его слова за чистую монету. Наша родительская задача донести, что нет ничего абсолютного верного и научить взвешивать всю информацию, которая поступает из всех источников, в том числе и соц.сетей. Если раньше четвертой властью были СМИ, то сейчас ей стали социальные сети. Мы узнаем о событиях в первую очередь из социальных сетей, но не задумываемся, насколько правдивой она может быть. Учите ребенка проверять информацию в другом источнике. Расскажите, что такое «кликбейт» заголовки и почему они вряд ли будут правдивыми, а любой лайфхак, которыми так славится «Тик-ток» дополнительно искать в поисковике: вдруг он окажется вредным или опасным для здоровья.