Принц Гадский! Почему советские киногерои не заслуживают любви

Советский кинематограф подарил нам целую плеяду героев, которых мы все обожали, - и совершенно напрасно. Потому что если разобрать их поведение, то окажется, что они не принцы на белом коне, а нарциссы, абьюзеры и, конечно же, алкоголики. Кстати, давай разберем!

Cosmo Online редакция Cosmo.ru

Нестор Петрович Северов, "Большая перемена"

Внешне неказистый, но благородный внутри: педагог-подвижник и истинный альтруист, готовый без устали биться за то, чтобы оболтус Федоскин все же получил среднее образование, хотя (как сам Нестор думает) этот Федоскин - его более везучий соперник в любви. 

Давай разбираться, кто же на самом деле Нестор Петрович Северов? Трусливая шовинистическая свинья, женоненавистник, мелкий пакостник и подонок. Сначала он увел чужую невесту, а потом немедленно бросил ее только потому, что место в аспирантуре досталось не ему, а ей: его обошла женщина? Женщина?! Правда, сексистские взгляды несостоявшегося аспиранта научный руководитель не разделяет, а потому обиженный Нестор бросает и Полину, и науку - и гордо уходит в закат. Чтобы там найти себе новую жертву - безответно влюбленную Ледневу, чьи пироги Нестор ест с удовольствием, но при этом делает вид, что ничего о ее чувствах не знает. Ну и кто он после этого? 

Женя Лукашин, "Ирония судьбы"

Женя Лукашин — ярчайший представитель типажа мужчин, которые ломают женщинам жизни самым изощренным способом: бросают тех на дно созависимости. Инфантильный алкоголик — что вообще может быть хуже? Хуже может быть только Лукашин, который еще и социопат, напрочь лишенный эмпатии. Просто представьте себя на месте Гали: он мариновал ее несколько лет, не отталкивая, но и не решаясь жениться, а потом бросил ее в Новый год. По телефону. Ну в самом деле, зачем беспокоиться о чувствах женщины, которая была с тобой несколько лет и которая уверена, что вы вот-вот поженитесь? Не до Гали как-то, у Жени приключилась Великая Любовь. 

Правда, своей великой любви Лукашин постоянно хамит, и, как выясняется, это его нормальное поведение в подпитии: он сам рассказывает, как испортил свадьбу своему лучшему другу. 

Затем Лукашин начинает проламывать границы Нади с напором, удивительным для "маменькиного сынка": он просто отказывается уходить из ее дома и при этом еще и требует, чтобы она ему посочувствовала! Тот факт, что он только что разбил ее личную жизнь, - это "так получилось", а вот то, что ему пойти некуда, - вот трагедия!

Ну а потом, когда вся кровь во вкусной Наде закончилась и высосать было ничего нельзя, Женя сбежал обратно под мамино крылышко. И, как мы помним, не позвал свою Великую Любовь с собой. 

Гоша, он же Гога, он же Георгий Иванович, "Москва слезам не верит"

Тот самый "настоящий мужчина", которые, говорят, "совсем повывелись", но, как мы видим, и в начале восьмидесятых их уже не было, потому что героини фильма никак не могли их найти. Видимо, за неимением гербовой и решили писать на простой, то есть выдать за желаемого "надежного мужчину" типичного домашнего тирана, нарцисса и абьюзера.

Первое, что делает Гоша, - проламывает личные границы Катерины, что подается им как бурные ухаживания, а ею воспринимается как мужественность, напористость и сила (ошибочно, конечно).

Второе - ставит себя на место хозяина положения: ни Катерина, ни Александра не собирались ни на какой пикник с незнакомыми им Гошиными друзьями, но он фактически их заставил.

Третье: Гоша позволяет себе вмешиваться в личную жизнь дочери Катерины, не имея на это никаких прав и никак это не аргументируя, по сути: "На том простом основании, что я мужчина".

А потом он уходит в запой. 

И, конечно, не потому, что Катерина его "обманула", а потому, что чувствует себя ничтожеством: он и без того завидовал Катерине, поскольку она явно успешнее, а теперь оказалось, что, во-первых, она совсем на другой ступени социальной лестницы, а во-вторых, рядом с ней есть мужчины, конкуренции с которыми он, Гоша, не выдержит никогда. 

Вот только Катя уже попала в зависимость, и кончится все для нее очевидно плохо. Потому что нарцисс Гоша пришел в себя сразу, как только понял: жертва попалась. И теперь за ним, нищим слесарем, будет на коленях ползать целая директор завода. 

Карл Фридрих Иероним, "Тот самый Мюнхгаузен"

Вряд ли мы соврем, если скажем, что этот персонаж Янковского - один из самых любимых советских киногероев: потрясающее чувство юмора, смелость идти против системы и нечеловеческое обаяние. Фактически готовый рецепт персонажа "Мечта всех девочек от 5 до 99 лет". 

Если, конечно, не считать того, что он нарцисс, абьюзер и газлайтер. Давай прямо по пунктам!

Нарциссизм: любой нарцисс - прирожденный манипулятор, и Карл манипулирует Мартой как по учебнику. Сначала: "Дорогая, я буду таким, как ты хочешь, потому что люблю тебя!" А затем, как только несчастная впала в зависимость,  начинается: "Ты меня недостойна!" Обесценивание - вообще любимый прием нарциссов, и тут мы имеем экспонат прямо из палаты мер и весов: барон обесценивает вообще все, что его окружает (и поведение посторонних ему, в сущности, людей, и простые человеческие желания Марты).

Абьюз: по сути, все, чего добивается Карл от Марты, он добивается моральным насилием: тем самым обесцениванием ее чувств и желаний, обвинениями (вину за все свои проблемы и неудачи он возлагает на нее) и шантажом (не сделаешь, как я хочу, - я продолжу вести себя как чудовище).  

Газлайтинг: это форма психологического насилия, главная задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. Именно это и происходит с Мартой, когда она приходит в суд и со слезами просит помиловать ее "ненормального мужа". При этом она уже не совсем понимает, какая реальность - настоящая, потому что обе кажутся ей одинаково абсурдными.

В общем, финальную сцену можно трактовать по-разному: с одной стороны, жертва была зависима настолько, что готова была буквально на все - в том числе собственноручно разрушить свою жизнь, отправляя на смерть человека, от которого зависит. 

А с другой стороны, нам нравится думать, что это была самооборона. Пущай полетает! (с)