Нежная красота: как создаются куклы для больших девочек

В мастерской YukiDoll создаются невероятно красивые шарнирные куклы, настоящая мечта каждой большой девочки. Они совсем не похожи на типичных идеальных красоток, они — живые и настоящие. Хозяйка мастерской и создательница этих прекрасных хрупких красавиц Юлия Южакова рассказала нам, как куклы появляются на свет. Каждая из них неповторима, и тебе наверняка захочется найти такую куклу под елкой в Новый год.
Нежная красота: как создаются куклы для больших девочек

Воспоминания из детства — мама (педагог и режиссёр театра кукол) делала марионеток. Они мне очень нравились. Мамины марионетки — большие, около метра. Особенно запомнились Шахерезада в розовом фатине и блёстках, Емеля со щукой (он перевоплощался в Иванушку путём изъятия щуки) и волк в кремпленовых клёшах. Позже, лет в восемь, влюбилась в Барби, но Барби так и осталась несбывшейся мечтой, купила себе нескольких (почти винтажных, 80-90-х годов выпуска) уже будучи взрослой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мое увлечение шарнирными куклами началось в 2007 году с японских кукол. Японские куклы казались просто невероятными, поражала до глубины души живость взгляда (это я теперь знаю, что дело в технологии изготовления глаз и направлении взгляда, а тогда это выглядело едва ли не мистикой). Подвижность вообще сводила с ума. Изумляла тщательность, с которой кукольники работали над образом. Все эти пуговки, пряжечки, цепочки, причёски, уложенные прядка к прядке - этим они тоже привлекали.

Шарнирная кукла (BJD) – держит позу, держит равновесие. Сейчас в тренде большая реалистичность. Все куклы 10-12-летней давности были очень яркими, всегда утрированными, всегда немного чересчур.

Den Shmatov
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая моя кукла так и осталась на стадии заготовки. В процессе я поняла, что мне не хватает базы для серьёзной работы с персонажами. Тут включилось золотое правило художника — в любой непонятной ситуации рисуй. Не знаешь, что делать — рисуй. Пошла рисовать иллюстрации к книгам, концепт-арт для игровой индустрии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После нескольких лет работы концепт-художником решила, что пора попробовать свои силы ещё раз. Кукла делалась параллельно с работой в офисе, наступили полтора года без выходных, отпусков и праздников. Зато с недосыпом. Почти вся офисная зарплата тратилась на инструменты и материалы. Это, кстати, отдельная история — дороговизна хобби. Касается всех видов кукол: и шарнирных, и статуарных. На их изготовление тратится огромное количество времени и денег (к вопросу о том, почему куклы ручной работы стоят так дорого). В основе куклы всегда лежит какая-то идея. Эту идею надо покрутить со всех сторон.

Den Shmatov
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потом, когда идейная часть готова, приступаем к реализации замысла. Поэтапно: наброски (скетчи, эскизы, записки на салфетках и т.д.), лепка (в случае шарнирки в эту же стадию входят грунтовка и шлифовка), литье, роспись и работа с париком, одеждой и обувью. Характер куклы задаётся её внешним видом: тем, как уложены и подстрижены волосы, какая одежда, аксессуары, обувь.

Каждый образ рисует характер. По сути, мои куклы являются гимном современным девочкам (современным женщинам, которые когда-то были одинокими маленькими девочками и привыкли к ранней самостоятельности). В моих куклах одновременно сочетаются агрессивность воспитанной "улицей" девчонки и хрупкость. Агрессия - только внешняя, это способ самозащиты. А так-то они цветочки нежные. Особенно Катечка.

Собственное производство было открыто на пике кризиса зимой 2014-2015. Было страшно уходить из стабильного и надёжного офиса в свободное плаванье. Мучительно размышляла по поводу ухода недели три (ну, правда, самый лучший офис в моей жизни был, отличное начальство, дружный коллектив, кофе и печеньки. И зарплата на тот момент весьма приятная и вполне достойная).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Алексей Машутиков
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дебют состоялся в марте 2015 года на Весеннем Балу Кукол, после чего Светлана Пчельникова (организатор выставки и наша «фея крёстная») взяла кукол с собой на междунароные выставки в Мюнстер и Таллин на стенде галлереи «Пространство кукол».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На сегодняшний день делаются ежегодные спецпроекты. Для благотворительного аукциона «Парад звездных кукол», регулярно проводимого Международным объединением авторов кукол, разработан образ совместно с Никасом Сафроновым. Отдельно был сделан спецпроект «Аврора» для Сергея Шнурова.

За 2 года работы куклы разъехались по всему миру, их можно встретить где угодно, от Канады до Техаса: в Англии, в Японии и в ряде стран Европы, не говоря уже о России.

В планах расширять линейку образов, коллекции одежды. Параллельно готовятся к выпуску лимитированные партии с уникальными лицами (ограниченным тиражом).

Как создается кукла

Сначала я рисую скетч и леплю болванку, которую затем нужно разрезать на части и встроить между ними шарниры. Первая сборка делается, когда все части готовы начерно. Затем на собранной кукле набираю необходимые объёмы, уточняю пропорции, симметрию. Потом разбираю куклу, вношу уточнения во все детали, шкурю и шлифую каждую деталь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теперь куклу нужно еще раз собрать, чтобы проверить пропорции, работу шарниров, баланс. Кукла должна уметь стоять без опоры и держать любую позу из тех, что позволяет конструкция шарниров. Снова разбираю куклу и грунтую её (автогрунтом). Нужно около 7 слоёв толстого грунта, каждый слой шлифуется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После грунтовки кукла отправляется в литьё. В мастерской с каждой детали снимается силиконовая форма, в форму в вакуумной камере заливается двухкомпонентный полиуретановый пластик. После полимеризации детали извлекаются из форм, швы зашкуриваются, шарнироприёмники проклеиваются, после чего куклу можно собирать на специальную круглую резинку для BJD.

Собранная кукла расписывается (можно разобранную красить, но я не люблю, так как если красить детали по отдельности, потом, собирая, можно поцарапать роспись и нужно будет всё переделывать).

Затем приходит время изготовления парика. Иногда он делается из искусственного волокна, чаще — из натурального мохера, альпаки или банальной длинношёрстной козы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И, наконец, наступает время одежды, обуви и аксессуаров. Пожалуй, тут всё технически даже сложнее, чем с самими куклами: для изготовления самой куклы нужны глаза, руки и немного пластилина, а вот для того, чтобы одеть красавицу, придется потрудиться. Я подбираю ткани и фурнитуру, здесь обязательно действовать с учётом масштаба, иначе кукла будет выглядеть плохо. Мелочи в кукольном деле — самое главное. Именно на них выстраивается целостность образа, его реалистичность и убедительность. В ход идут шёлковые шифоны, тонкий хлопок, натуральная перчаточная кожа, бисер, пуговицы 4 мм, люверсы 3 мм и кнопки 2 мм.

Когда всё готово, кукла упаковывается в большую коробку с толстым слоем изолона (ложемент сделан таким образом, чтобы кукла не повредилась, даже если коробку трясти, бросать и пинать), снабжается номерным сертификатом и отправляется на выставку или к новому владельцу.

Длительность изготовления одной куклы — 1,5-3 месяца, в зависимости от сложности образа. Практически весь процесс — ручная работа, абсолютно идентичных кукол нет.