Каменный феникс: что пережил собор Парижской Богоматери за 850 лет

Прошлым вечером Франция вздрогнула, и следом за ней весь мир. Пожар уничтожил две трети кровли, вызвал обрушение шпиля, а также части поперечного нефа и часов. Почему собор обладает такой значимостью для мировой культуры и что происходило с ним на протяжении восьми столетий — в нашем материале.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чудо между башнями

Июньским утром 1971 года весь Париж собрался на площади перед собором Парижской Богоматери. Затаив дыхание и приставив ладони козырьками ко лбам, чтобы не слепило солнце, все смотрели вверх – на натянутый между башнями собора трос. И на человека, лежащего на нем спиной в 68 метрах над землей. Мужчина встал, поднял свой шест для баланса и продолжил путь от одной башни к другой. Он несколько раз прошелся в обе стороны, то становясь на колени, то ложась на трос и даже жонглируя тремя булавами.

Нажми и смотри

Эта была первая серьезная прогулка по канату для юного канатоходца Филиппа Пети. Хотя он сам считал это шоу только тренировкой перед главной прогулкой его жизни — между башнями-близнецами. Он признавался, что проникнуть на крышу собора было проще простого: ни полиции, ни охраны – никто его не остановил. Филипп жил в крошечной комнатке на Рю-Лаплас, откуда открывался вид на собор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Однажды я решил, что натяну трос между двумя башнями и поражу весь Париж, весь мир», — вспоминает артист. Подготовка к первому большому трюку заняла у Филиппа три года и сотни визитов в собор под видом туриста. В ночь перед представлением Филипп и два его помощника со всем оборудованием спрятались в соборе. Дождавшись темноты, они протянули трос между двумя башнями. А в десять утра канатоходец появился перед ошеломленными горожанами.

Нажми и смотри

Пети задержали, только когда он закончил свое представление. Правда, тут же отпустили в обмен на обещание устроить бесплатное шоу. В 1974-м Пети осуществил свою главную мечту — прошелся между башнями-близнецами. Спустя 27 лет башен не стало. В комментариях к видео на YouTube со сценой из фильма «Прогулка», в котором Пети идет между башнями собора, комментаторы пишут: «Он прошел между башнями-близнецами — они рухнули, прошел между башнями собора — он сгорел». Людям нравится видеть дурные знаки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это далеко не первое и не последнее шоу, которое увидел собор. Он стоически терпел вандализм, смотрел на казни, коронации, крещение и похороны, он терял части своего могучего каменного тела, был обезглавлен... Сейчас его внутренность выгорела дотла, но собор, как феникс, вернется к жизни из пепла. Как он делал уже сотни раз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сердце и книга

Сегодня собор Парижской Богоматери называют сердцем Парижа, но раньше его именовали книгой для бедняков, liber pauperum. Его каменные страницы в лицах показывали безграмотным парижанам сцены из Библии. Над центральным порталом помещено изображение Страшного суда: страдающие грешники, закованные в цепи, отправляются в ад, а добрые христиане — в рай.

Собор вырос на месте римского храма, посвященного Юпитеру. Свидетельство этого – найденный недалеко от собора в XVIII веке Столп корабельщиков — колонна, вырезанная гильдией корабельщиков в честь бога Юпитера в I веке н. э.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С приходом христианства храм сменился базиликой святого Стефана, она — каролинским собором, затем романским кафедральным собором, а в 1163 году по инициативе епископа Мориса де Сюлли началось строительство одного из самых величественных оплотов католичества.

Такие здания строятся сотни лет и, должно быть, Морис догадывался, что не увидит окончательного варианта своего детища. На самом деле строительство такого рода зданий не заканчивается никогда: его постоянно перестраивают, облицовывают... Его облик меняется вместе с обликом Франции. Морис дожил до первого богослужения в соборе в 1185 году. Спустя почти сто лет было окончено строительство южной колокольни и северной башни. Примерно тогда же взмыл в воздух шпиль. Тот самый, который рухнул вчера, уничтоженный пожаром.

Нажми и смотри

Но если тебе кажется, что собор впервые был так «изувечен», спешим тебя разубедить. Французская революция XVIII века нарекла собор «твердыней мракобесия», его думали снести, но оставили «на нужды революции», превратив в храм Разума. Шпиль был уничтожен и восстановлен только в середине XIX века. Колокола переплавлены, а «каменных королей, украшающих церкви» Робеспьер лично приказал обезглавить. Правда, революционеры были уверены, что коронованные статуи собора изображают французских королей, а не библейских. Ветхозаветные правители были обезглавлены, повторив судьбу короля и королевы из плоти и крови. Собор пострадал так сильно, что его собирались снести, но тут в свет вышел знаменитый роман Виктора Гюго, воспевающий архитектурное чудо. Началось движение за сохранение собора, и в XIX веке были отданы распоряжения о реставрации. Эта ответственная задача легла на плечи 30-летнего Эжена Виолле-ле-Дюка. Он подошел к реставрации творчески.

«Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать, — писал архитектор, — это значит — восстанавливать его завершённое состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени».

Сегодня общественность возмутилась бы таким вольным отношением к памятникам культуры, но тогда парижане проявили понимание (на самом деле нет, просто никто не знал, как его остановить). Эжен привнес в архитектуру собора немало того, чего не было раньше: химер, к примеру. А святой Фома, чья статуя обращена лицом к шпилю, — просто одно лицо с Виолле-ле-Дюком. Совпадение? Не думаем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Магия и чудовища собора

Не только христианские персонажи обитают под каменными сводами собора. Центральный портал западного фасада украшен фигурами людей, держащих диски с алхимическими символами. Сама Алхимия в облике женщины, чья голова касается облаков, держит в левой руке скипетр, а в правой — две книги: открытую (символ доступного знания) и закрытую (символ знания эзотерического). Между ее коленями стоит лестница с девятью ступенями — scalа philosophorum, она символизирует терпение, которое требуется алхимику для девяти ступеней делания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И, конечно, как можно забыть о горгульях – вечных грозных охранницах собора? Имея устрашающий вид, они несли чисто практическую функцию — служили водостоками.

Если верить легендам, к строительству храма приложил руку и сам дьявол. Двери собора, расположенные за спиной Иисуса, украшены так искусно, что эту работу приписывали самому «отцу лжи», который действовал руками талантливого кузнеца по фамилии Бискорне. Услышав, что на него возложена столь ответственная задача, Бискорне пришел в ужас. Он так испугался, что не справится, что призвал на помощь самого Сатану. Наутро кузнеца нашли без сознания, зато в его кузнице отыскали настоящее произведение искусства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вскоре после завершения главного в своей жизни труда умелец умер, а ворота, вставшие на место... отказались открываться. Замки стояли намертво. И только после того, как священники окропили их святой водой, дьявольские козни развеялись, ворота открылись, а душа Бискорне обрела свободу.

Выстрелы и призраки

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Немало смертей видел собор. Один из самых известных его духов — призрак женщины, которая в 1882 году посетила Нотр-Дам. Она сообщила, что желает подняться на одну из башен, но охрана не пустила ее: приличная с виду женщина шла без сопровождения, что было совершенно недопустимо. Тогда дама наняла неизвестную старуху, чтобы та изображала ее служанку. Вместе они поднялись на башню, и неожиданно дама бросилась вниз. Пронзенная шпилями, она умерла, а ее призрак до сих пор видят бродящим по верху башни.

Но далеко не все смерти трагичны, а призраки стенают от отчаяния. Луи Вьерн был назначен на пост титулярного органиста собора Парижской Богоматери. Ему было 30 лет, и он оставался на этом посту до конца жизни — почти сорок лет. Воспитав немало талантливых композиторов, он ушел из жизни во время своего сольного концерта прямо за органом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1931 году известная мексиканская танцовщица и писательница Антониета Ривас Меркадо застрелилась прямо в Нотр-Дам, отвергнутая своим возлюбленным. Не раз собор был на волоске от трагедии и разрушения. Его колокола не остались равнодушными в 2015 году во время терактов в Париже, он пережил насилие, войны и эпидемии.

«Великие здания, как и высокие горы, — творения веков, — писал Виктор Гюго. —Художник, личность, человек исчезают в этих огромных массах, не оставляя после себя имени творца; человеческий ум находит в них свое выражение и свой общий итог. Здесь время зодчий, а народ — каменщик».

Каменное сердце может гореть, но оно продолжит биться.

Фото: Getty images, Rex features/Fotodom, East News