Зачем на каждый Новый год наряжают ёлку?

Мода украшать на Новый Год и Рождество хвойные деревья возникла задолго до повсеместного распространения христианства и была не связана ни с религией, ни со светскими праздниками. Однако с древних времен считалось, что наличие хвои в доме станет символом счастья, процветания и благословения высших сил.
Зачем на каждый Новый год наряжают ёлку?

Ходят жуткие легенды, что традиция украшать хвойные деревья на Новый год пошла с того, что в древние времена языческие племена севера поклонялись деревьям и приносили лесным духам в жертву внутренности врагов, развешивая из по веткам. Но на самом деле появление обычая связано скорее с именем святого Бонифация, который вознамерился крестить германцев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Святой Бонифаций срубил священный дуб
Святой Бонифаций срубил священный дуб

Согласно преданию, святой отправился в земли варваров, чтобы своими пламенными проповедями искоренить язычество, но люди всё равно продолжали верить в богов Асгарда. Тогда священник, которого обуял праведный гнев, решил срубить дуб, посвященный верховному богу Одину и его сыну Тору. По логике святого Бонифация это должно было убедить неверующих, что христианский бог сильнее. Но, увы, эффект оказался не совсем таким, как ожидалось. Когда исполинский дуб рухнул и повалили за собой все деревья кроме ели, германцы узрели в этом знак Одина, что надо выказывать больше уважения хвойному дереву. Святой Бонифаций понял, что переубедить людей не удастся и объявил ёлку «древом Младенца Христа».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Наряжать ёлки стали довольно поздно. Изначально деревья стояли голыми
Наряжать ёлки стали довольно поздно. Изначально деревья стояли голыми
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот украшать деревья стали намного позже. Это уже произошло благодаря Мартину Лютеру. Немецкий реформатор гулял по заснеженной улице и ему было видение о светящейся от божьей благодати ели. Лютер не планировал давать начало традиции, но его красочные рассказы о бантах и огнях на ветвях дерева произвели сначала на родственников, а потом и на горожан такое впечатление, что мода на украшенные ели стала повальной. Кстати, венчать верхушку дерева шпилем, символизирующим Вифлеемскую звезду, тоже придумал богослов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Россию, несмотря на огромное количество хвойных деревьев, обычая украшать большую ель на Рождество не было. Его «привез» Петр I из заграницы вместе с париками, картошкой и табаком. Император также перенес праздник с сентября на зимнее время и в в канун 1700 года приказал отмечать Новый год 1 января , предварительно украсив город ветками сосен, елей и можжевельника. Но и тогда речь шла не о целом дереве.

Католики и лютеране раньше начали украшать новогодние ели, чем православные
Католики и лютеране раньше начали украшать новогодние ели, чем православные
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По-настоящему популярной традицию приносить в дом ёлки сделала Александра Федоровна, (тоже, кстати, немка по происхождению), которая стала женой русского императора Николая I. Именно её инициативе в декабре 1817 года была устроена первая домашняя ёлка в личных покоях императорской семьи в Москве, и только на следующий год в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге.

Первый праздник с ёлкой для детей императрица организовала на Рождество в 1828 году, пригласив на торжество своих наследников и племянниц. Тогда впервые большая ель была установлена в Большой столовой. Праздничные свечи на дереве зажигали дважды — в Рождество и предшествующий ему Сочельник, после чего ёлку убрали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Современная традиция ставить новогоднюю ёлку очень трудно и долго приживалась в России
Современная традиция ставить новогоднюю ёлку очень трудно и долго приживалась в России
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У аристократии, перенявшей новомодную традицию от правительницы, было принято отдавать ненужную ёлку на забаву прислуге, когда праздник заканчивался. Всё, что находилось на ветках дерева и под ним, было подарками, имевшими определённого дарителя. В последующие годы ёлка императорской семьи устанавливалась в Золотой гостиной Зимнего дворца. При императоре Александре III праздник проводили в течение двух дней (24 и 25 декабря) в Гатчинском дворце, а при Николае II ёлку обычно ставили в Царском селе, а позже в Александровском дворце, когда туда переехала семья императора. При этом, традиция прижилась больше в дворянских кругах, чем среди простого народа: у обычных крестьян всё шло довольно трудно, и повсеместным украшением в России новогодняя ель стала только в конце XIX столетия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В СССР Вифлеемскую звезду заменили пятиконечной
В СССР Вифлеемскую звезду заменили пятиконечной
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале советской эпохи ёлка тоже не приветствовалась. Во-первых, она стала символом «проклятого буржуйства», а, во-вторых, «напоминала» о Рождестве и других христианских традициях, которые попали под запрет. С началом гонений на православие ели перестали ставить в доме, так как это было опасно. Но в 1935 году в газете «Правда» появилась статья с призывом организовать в Новому году хорошую ёлку детям. Сталин, как ни странно, инициативу поддержал и дерево вернулось, став символом уже советского праздника. Единственным отличием стало то, что на верхушку ёлки устанавливали не Вифлеемскую, а пятиконечную звезду.

Сегодня новогодняя ёлка — один из главных символов, пожалуй, самого любимого россиянами праздника. Для большинства семей она ассоциируется с весельем, Дедом Морозом и, конечно же подарками.