«Поколение сэндвича»: почему женщины старше 45 лет живут ради других

«Одна женщина заботилась обо всех и умерла», — так начинается одна из статей о «поколении сэндвича». Это преувеличение, но небольшое: тем из нас, кто заботится одновременно и о детях, и о родителях, приходится тяжелее всего.

В медиа часто мелькает образ современной супергероини — назовем ее, допустим, Виктория. Ей 35 лет, но выглядит она, конечно же, на 25, а иногда кассиры требуют у женщины паспорт при покупке дорогого шампанского. Виктория — бизнес-леди и мать: она замужем, у нее двое сыновей и дочь, собственное дело или должность, которая поразила бы работницу супермаркета, узнай она, кто прямо сейчас пробивает у нее бутылку Moët & Chandon.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
поколение сэндвич
Первой термин «sandwich generation» использовала социальная работница Дороти Миллер

У Виктории нередко берут интервью. «Как вам удается всё успевать?» — восхищенно интересуется журналист. «Очень просто, — снисходительно объясняет предпринимательница, — главное — следовать графику». Потом Виктория рассказывает, что встает в шесть, ест веганский десерт с чиа, медитирует, будит мужа и детей, кормит их полезным завтраком, отправляет на работу и в школу. Потом она идет на йогу, после нее приступает к работе. По дороге в такси изучает обзоры рынка ценных бумаг или профессионально растет на тренингах. Если едет на своей машине, то непременно слушает аудиокниги успешных людей и мотивационных спикеров. Каждый день у Виктории десятки встреч, даже обед — деловое мероприятие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вечер обязательно семейный: все собираются за столом, на котором стоит ЗОЖ-ный ужин, и разговаривают. Перед сном — еще немного личностного роста, чуточку ухода за собой и, может быть, дополнительная медитация. График Виктории насыщен делами, как мед — углеводами. Слыша о нем, поражаешься: как эта женщина умудряется следовать ему неукоснительно годами? И стыдишься себя: твоя комната с трусами, которые висят на сушке третий день, совершенно не похожа на гостиную Виктории в соцсетях, где царит сплошное хюгге.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но настоящие сверхлюди — это совсем другие женщины. Сложнее всего приходится тем, о ком никогда не напишут в журналах, если, конечно, автор статьи не захочет пройтись по «теткам, запустившим себя». Имя им — поколение сэндвича.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Взрослые дети стареющих родителей

Поколение сэндвича
Поколение сэндвича — люди, которые заботятся и о детях, и о родителях

Первой термин «sandwich generation» использовала социальная работница Дороти Миллер в статье «Поколение сэндвича: взрослые дети стареющих людей». В своей работе она говорила о людях от 45 до 65 лет, которые заботятся о своих еще несамостоятельных детях и уже не справляющихся без посторонней помощи матерях и отцах. И, конечно же, продолжающих работать: и молодые, и пожилые близкие нуждаются в материальной поддержке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Виктория, глядящая на нас со страниц глянца, — скорее исключение, чем правило: не так уж много в России девушек на высоких постах или с собственным успешным бизнесом. Имя «поколению сэндвича» — легион. Профессор факультета политических наук и социологии, сокоординатор программы гендерных исследований Елена Здравомыслова считает, что зажатыми в «бутерброде» между долгом и еще одним долгом в России оказались 80% женщин в возрасте от 45 до 60 лет.

Сюжет про подобную героиню будет гораздо менее оптимистичен. Есть такое хайку о взрослой жизни:

Я так устала.
Куда делись мои деньги?
Болит спина.

Отложим проблемы с межпозвоночными дисками и поговорим о деньгах. В 2018 году на Форуме долголетия специалист по теории организаций, консультант и профессор практики управления в Лондонской школе бизнеса Линда Граттон сообщила, что уже в 40 лет женщины сталкиваются с дискриминацией из-за возраста на рынке труда. К стереотипам работодателей о том, что сотрудники 40+ консервативны, не хотят и не умеют учиться чему-то новому, добавляются гендерные мифы: для женщины главное — семья, к тому же эти эмоциональные создания с возрастом особенно подвержены перепадам настроения, ведь подступает менопауза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Баба после 45 может быть ягодкой где угодно, но только не в кабинете эйчара или на сайте вакансий. Социолог Анна Шадрина говорит, что в ходе своего исследования обнаружила лишь две группы женщин, которые не имеют «срока годности»: это самозанятые и преподавательницы университетов — академическая среда менее подвержена эйджизму. Карьерный рост женщины «овер 45» замедляется, а деньги становятся всё нужнее: помогать необходимо и детям, которые еще не обеспечивают себя сами, и родителям, которые уже не могут этого сделать.

Иногда не только им: есть еще один термин — «поколение клаб сэндвича». Его используют, когда говорят о женщинах, чьим третьим фронтом становится забота о внуках. По словам проректора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, женщины активнее мужчин сокращают свое присутствие на рынке труда: лишь каждая вторая продолжает работать после 54 лет. «Институт бабушек» является неотъемлемой частью российской экономики: нередко только благодаря ему молодые матери сохраняют возможность полноценно трудиться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая смена в квадрате

Поколение сэндвича — самые занятые люди
Поколение сэндвича — самые занятые люди

При этом возможностей для работы у «сэндвичей» остается всё меньше: уход за близкими отнимает силы и время. В России практики заботы до сих пор феминизированы: считается, что женщины справляются с ними лучше. Карьеру мужчины, как правило, щадят, объясняет Здравомыслова, в то время как торможение женщины на рабочем месте считается не столь разрушительным ни для семьи, ни для нее самой. Тяжелее всего приходится одиночкам: нередко они вынуждены либо сократить рабочее время, либо уволиться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главной проблемой становится забота о стариках: эта задача полностью ложится на плечи женщины. Материнство в России пусть и не идеально, но поддерживается на государственном уровне: существуют пособия для родительниц, детские сады и ясли, гибкий рабочий график. Когда речь идет об уходе за пожилыми людьми, предложение ограничено: фактически оно сводится к услугам соцработников, приходящих дважды в неделю. Усугубляется ситуация ловушкой нормализации: поддержка родителей считается дочерним долгом. Женщины, способные оплатить хороший дом престарелых, нередко отказываются от этой идеи, считая такой поступок плохим и бесчеловечным.

Вернемся к хайку о взрослой жизни — той его части, в которой говорится о боли в спине. Возросшее число забот приводит к закономерному результату: у женщин «поколения сэндвича» не остается времени на себя. И речь не о ванне с пеной и бокале мерло: они не могут обеспечить свои базовые потребности, в том числе не успевают заниматься вопросами собственного здоровья. Страдает и психика: не так-то просто сопровождать процессы старения и болезни. Отстраниться не получится: сиделка может пропускать жалобы подопечного мимо ушей, а вот родная дочь будет сопереживать матери и воспринимать ее боль как свою собственную.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дочь маминой подруги

поколение сэндвич
Женщина «поколения сэндвича» постоянно чувствует стыд за то, что плохо справляется со своими обязанностями

Неизменным спутником «поколения сэндвича» становится постоянное чувство вины. Объем работы, который женщина выполняет, слишком велик, чтобы справляться со всем без ошибок. Ни десерт из чиа, ни подъемы в шесть утра не спасут от сорванных дедлайнов и забытых дел. И снова срабатывает ловушка нормализации: так как считается, что забота о детях и стариках — это долг, то и упрекать в его недостаточно хорошем исполнении можно только себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сказывается и разница взглядов на жизнь у разных поколений. «Наши пожилые родители выросли в Союзе, наши "сэндвичи" закалились в перестройку, а наши дети уже продукты современной глобализации и интернета», — говорит доктор наук и социальный психолог Светлана Комиссарук. Всё это приводит к тому, что в одной семье сосуществуют три мировоззрения, зачастую непримиримые между собой.

У взрослеющих детей, например, совершенно иное представление об обязанностях и личных границах: и родителям, и бабушкам с дедушками порой понять и принять их очень сложно. Это перерастает в постоянные конфликты, и гасить их вменяется в обязанность оказавшейся в центре «сэндвича» женщине как самой взрослой и разумной. И если она не справляется, то снова слышит упреки: «Ты плохая дочь и мать».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Даже если окружающие промолчат, женщина обвинит себя в этом сама, ведь долг не может быть невыполнимым, верно? Вот, например, у Виктории бизнес, трое детей и йога, а в соцсетях всё равно хюгге. Уж она-то разобралась бы со всем. И с мамой, которая не хочет переезжать к дочери и зятю, потому что рядом у нее подруги и вообще всё привычное. И с сыном, который после сотен тысяч, потраченных на репетиторов, вдруг решил, что юриспруденция — это не его и лучше он станет блогером-миллионником и будет жить на рекламу и донаты.

Как со всем этим жить, если тебе больше 45? Первое и главное: помнить, что ты — супергероиня. Та самая, эталонная, которая помогает людям и делает невозможное. Не смотреть на других: все мы стараемся выглядеть сильными и скрываем слабости. У бизнес-леди из глянца тоже хватает проблем, вот только вряд ли она захочет о них рассказывать восхищенному репортеру. Виктория — это миф, а реальная женщина будет совсем другой – уставшей и вечно сражающейся с делами: решишь одно, на его месте тут же вырастет еще десяток.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Никогда не вини себя. Ты делаешь всё, что в твоих силах. И уже то, что справляешься, живя в центре «сэндвича» из заботы о всех близких — достижение и рекорд, который ты и другие женщины ставят ежедневно.

Ты из «поколения сэндвича»?
Да
Нет

Фото: Getty images

Ирина Голубенко
Ирина Голубенко 22 Декабря 2021, 13:09
в целом правильно написано. но я бы уже сдвинула лет на 5 возрастные рамки в низ. и нужно разделить менталитет по крупным городам и провинции. в Москве теперь большой выбор домов престарелых, их много, конкуренция, услуги лучше. да и восприятие жизни другое