Обезьяна с гранатой и собака с блинами: Екатерина Попова про сексистский юмор

Недавно IKEA разместила в социальных сетях на своих официальных страницах пост: на картинке была изображена собака, сидящая за столом перед тарелкой и вазочкой с вареньем, а подпись гласила: «Если вы случайно поцарапали машину или погрызли тапочки: приготовьте блинчики с вареньем; положите на стол его любимую настольную дорожку Goddag; встречайте его с легкой улыбкой; избегайте оборотов "Дорогой, нам надо поговорить"". Наша колумнистка Екатерина Попова разбирается, что с этим не так.
Обезьяна с гранатой и собака с блинами: Екатерина Попова про сексистский юмор

Вскоре демотиватор заметили пользователи Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), и уже на следующий день в IKEA «изучили комментарии и приняли решение об удалении контента». Однако пожар продолжил полыхать, а компания — нести репутационные потери: некий Алексей в Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) объявил себя главой SMM-департамента IKEA, придумавшим этот пост, и сообщил, что всех, кому коллаж не нравится, «вертел сами знаете на чем». Помимо извинений за сам пост компании пришлось еще и объяснять, что Алексей к IKEA отношения не имеет – и эти сообщения разошлись гораздо меньшим тиражом, чем фейк про то, кого и как вертел один из маркетологов торговой сети.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Продолжаются и обсуждения удаленной публикации. Одни настаивают, что шутка не сексистская, а кинологическая – про собаку же. Другие вспоминают про свободу слова и возмущаются, что уже ничего нельзя сказать, чтобы кого-то не обидеть. Третьи строят предположения о том, как складывается семейная и интимная жизнь женщин, которым не понравился пост.

Давайте же попробуем разобраться, что не так с шуткой про собаку в частности и сексистским юмором в целом.

«При чем тут сексизм?»

Многие сейчас пишут: «Какое унижение женщин, это же просто шутка про собаку, которая испортила тапок!» Эти же люди наверняка «недоумевали», при чем тут насилие, когда в рекламном ролике МКБ Дед Мороз волок за собой на веревке связанную женщину. Они же вопрошали, при чем тут сексизм, когда на постере Модульбанка слоган «Бесплатная. Твоя» сопровождало изображение нагнувшейся женщины в коротком платье и чулках.

Как показывает практика, дело не в том, что люди искренне не понимают, где тут сексизм. Я неоднократно видела, как задающим подобные вопросы феминистки долго и подробно объясняли, что не так с тем или иным рекламным продуктом, почему он задевает и дискриминирует женщин и чем это плохо для общества в целом. На моей памяти это не помогло ни разу — всё заканчивалось категоричным ответом: «Я вижу тут собаку, а вас просто не трахают, потому вы такие обидчивые».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дело не в том, что сексизм не очевиден – его не хотят замечать. Женщинам проще считать плевки в глаза (которых столько, что это уже похоже на дождь) божьей росой; мужчинам удобнее и дальше шутить, не думая, что чувствуют окружающие (или им просто приятно унижать женщин, зная, что никаких последствий не будет).

«Ведь никто же не умер!»

Интуитивно мы все понимаем, что высмеивать других людей нехорошо. Однако в дискуссиях интуиция в счет не идет: оппоненты, желающие и дальше хохмить про готовящих блины собак и «всех обслужим», требуют доказательств, что сексистский юмор наносит вред. Как-то в обсуждении шуток про изнасилования один из комментаторов настоятельно требовал, чтобы ему сообщили точное число женщин, которые погибнут от коллажа Burger King с Шурыгиной, и клялся, что если ему представят какие-то научные доказательства этих цифр, то больше ни одного каламбура про «на донышке» не сорвется с его уст.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследования о том, как влияет сексистский юмор на поведение мужчин (и, как следствие, положение женщин), на самом деле есть. Исследование испанских ученых показало, что мужчины, прослушавшие предварительно сексистские анекдоты, оказались значительно толерантнее к факту избиения женщины, чем те, кто слушал обычные шутки. В результате американского эксперимента выяснилось, что после прослушивания сексистского стендапа сумма денег, которые мужчины готовы были пожертвовать женским благотворительным организациям, резко сокращалась. Среди прочих причин насилия над женщинами ВОЗ называет терпимость к гендерному неравенству – и поддерживают его в том числе те самые шутки про обезьян с гранатой, женскую логику, блондинок и домохозяек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отсутствие поименного списка жертв прикола про «донышко» не отменяет факта того, что сексистский юмор – это не просто слова, которые кого-то задели. Сексистские шутки — явление, которое делает жизнь женщин хуже, и это ухудшение может проявляться сотнями разных способов, некоторые из которых невозможно измерить в принципе.

«А как же свобода слова?»

Битву за право шутить про «тупых баб» некоторые мужчины объявляют борьбой за свободу слова: мол, сегодня IKEA удалила пост, а завтра у нас уже тоталитарное государство, где рта нельзя открыть. Удивительно, что для своей «свободы слова» юмористы требуют запретить говорить остальным, и ещё ни одному из них не ушибло ногу выпавшим из глаза бревном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На самом деле это работает иначе: на свободу слова никто не покушается – хотя бы потому, что не имеет такой возможности. IKEA могла не удалять пост, а право блокировать сайты все еще принадлежит только Роскомнадзору (и обязательно по решению суда), а не феминисткам. Сексистские шутки лишь критикуют, а дальше автор уже сам решает, что ему делать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Компании не нравится, что к записи на ее официальной странице каждый второй комментарий про сексизм и бойкот, – она удаляет контент. Человек вместо лайков получает ответы: «Это не смешно, это тупо!» — и уже вряд ли будет шутить на ту же тему. Как известно, дофамин, который является важной частью «системы вознаграждения» мозга, вырабатывается только тогда, когда действие приносит желаемый результат. Нет смеха – и реприза лишается смысла.

Критика – нормальный и корректный способ влияния. А уж если посмотреть, как ведут себя женщины, которые писали, что сравнение с нашкодившей собакой, ожидающей гнева хозяина, их задело, и что пишут мужчины, недовольные тем, что IKEA пошла своим покупательницам навстречу, удалив пост, то сразу понятно, кто конструктивен, а кто – нет. Сравните сами:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Распоясавшиеся экзальтированные бучихи решили хайпануть на своём дискурсе... Интересно, какой процент из них уже взяли или собираются взять на клык за новенький iPhone XR?»

«То есть сравнение женщины с собакой настолько весело, что только феминисток и обижает? А остальным нормально?»

«Нагрызутся тапочек, потом в интернетах бесятся».

«Комментарии в этой ленте показывают: нравится пост на 99% мужчинам. Потому что он действительно сексистский. Возможно, на это и был рассчитан — для привлечения внимания. Хотя кто знает, ведь покупатели в основном женщины. Лично мне, разумеется, такой пост не нравится».

«Сравнение женщины с собакой — это комплимент женщине!»

«И зачем? Их основными покупателями были женщины! Не в первый раз вижу такой непрофессионализм от русского отдела IKEA».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Фемки, лол, нашли проблему гыгы, попробовали бы они в Дагистани».

«Сексистский и несмешной пост».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Считается, что именно сексистский юмор вызывает наиболее яростную реакцию феминисток и других задетых женщин. На самом деле, как показывают исследования, на серьезные сексистские высказывания женщины отвечают либо сарказмом, либо декларацией противоположных взглядов, в то время как в ответ на шутки предпочитают молчать. Не удивительно – как правило, любая попытка высказаться увязает в хоре: «Да у вас просто чувства юмора нет!» — плавно перетекающем в: «И нормального мужика тоже». Возразить на это невозможно: наличие чувства юмора доказать нельзя, а мужика предъявлять как-то глупо (тем более что в итоге его все рано объявят некондиционным, а потому бесполезным).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не всегда шутки – это юмор. Очень часто это травля, следствие и причина дискриминации одновременно. Нет ничего достойного в неумении и нежелании понимать, что не смешно сравнивать девушку с собакой, пытающейся избежать наказания, в мире, где каждая третья женщина сталкивалась с насилием.

Давайте уже перестанем считать такие метафоры юмором. И люди, отстаивающие свое право на него, отнюдь не борцы за свободу и не ироничные циники. Скорее, раки. С соответствующим рационом.