Обезьяна с гранатой и собака с блинами: Екатерина Попова про сексистский юмор

Недавно IKEA разместила в социальных сетях на своих официальных страницах пост: на картинке была изображена собака, сидящая за столом перед тарелкой и вазочкой с вареньем, а подпись гласила: «Если вы случайно поцарапали машину или погрызли тапочки: приготовьте блинчики с вареньем; положите на стол его любимую настольную дорожку Goddag; встречайте его с легкой улыбкой; избегайте оборотов "Дорогой, нам надо поговорить"". Наша колумнистка Екатерина Попова разбирается, что с этим не так.
Обезьяна с гранатой и собака с блинами: Екатерина Попова про сексистский юмор

Вскоре демотиватор заметили пользователи Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), и уже на следующий день в IKEA «изучили комментарии и приняли решение об удалении контента». Однако пожар продолжил полыхать, а компания — нести репутационные потери: некий Алексей в Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) объявил себя главой SMM-департамента IKEA, придумавшим этот пост, и сообщил, что всех, кому коллаж не нравится, «вертел сами знаете на чем». Помимо извинений за сам пост компании пришлось еще и объяснять, что Алексей к IKEA отношения не имеет – и эти сообщения разошлись гораздо меньшим тиражом, чем фейк про то, кого и как вертел один из маркетологов торговой сети.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Продолжаются и обсуждения удаленной публикации. Одни настаивают, что шутка не сексистская, а кинологическая – про собаку же. Другие вспоминают про свободу слова и возмущаются, что уже ничего нельзя сказать, чтобы кого-то не обидеть. Третьи строят предположения о том, как складывается семейная и интимная жизнь женщин, которым не понравился пост.

Давайте же попробуем разобраться, что не так с шуткой про собаку в частности и сексистским юмором в целом.

«При чем тут сексизм?»

Многие сейчас пишут: «Какое унижение женщин, это же просто шутка про собаку, которая испортила тапок!» Эти же люди наверняка «недоумевали», при чем тут насилие, когда в рекламном ролике МКБ Дед Мороз волок за собой на веревке связанную женщину. Они же вопрошали, при чем тут сексизм, когда на постере Модульбанка слоган «Бесплатная. Твоя» сопровождало изображение нагнувшейся женщины в коротком платье и чулках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как показывает практика, дело не в том, что люди искренне не понимают, где тут сексизм. Я неоднократно видела, как задающим подобные вопросы феминистки долго и подробно объясняли, что не так с тем или иным рекламным продуктом, почему он задевает и дискриминирует женщин и чем это плохо для общества в целом. На моей памяти это не помогло ни разу — всё заканчивалось категоричным ответом: «Я вижу тут собаку, а вас просто не трахают, потому вы такие обидчивые».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дело не в том, что сексизм не очевиден – его не хотят замечать. Женщинам проще считать плевки в глаза (которых столько, что это уже похоже на дождь) божьей росой; мужчинам удобнее и дальше шутить, не думая, что чувствуют окружающие (или им просто приятно унижать женщин, зная, что никаких последствий не будет).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ведь никто же не умер!»

Интуитивно мы все понимаем, что высмеивать других людей нехорошо. Однако в дискуссиях интуиция в счет не идет: оппоненты, желающие и дальше хохмить про готовящих блины собак и «всех обслужим», требуют доказательств, что сексистский юмор наносит вред. Как-то в обсуждении шуток про изнасилования один из комментаторов настоятельно требовал, чтобы ему сообщили точное число женщин, которые погибнут от коллажа Burger King с Шурыгиной, и клялся, что если ему представят какие-то научные доказательства этих цифр, то больше ни одного каламбура про «на донышке» не сорвется с его уст.

Исследования о том, как влияет сексистский юмор на поведение мужчин (и, как следствие, положение женщин), на самом деле есть. Исследование испанских ученых показало, что мужчины, прослушавшие предварительно сексистские анекдоты, оказались значительно толерантнее к факту избиения женщины, чем те, кто слушал обычные шутки. В результате американского эксперимента выяснилось, что после прослушивания сексистского стендапа сумма денег, которые мужчины готовы были пожертвовать женским благотворительным организациям, резко сокращалась. Среди прочих причин насилия над женщинами ВОЗ называет терпимость к гендерному неравенству – и поддерживают его в том числе те самые шутки про обезьян с гранатой, женскую логику, блондинок и домохозяек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отсутствие поименного списка жертв прикола про «донышко» не отменяет факта того, что сексистский юмор – это не просто слова, которые кого-то задели. Сексистские шутки — явление, которое делает жизнь женщин хуже, и это ухудшение может проявляться сотнями разных способов, некоторые из которых невозможно измерить в принципе.

«А как же свобода слова?»

Битву за право шутить про «тупых баб» некоторые мужчины объявляют борьбой за свободу слова: мол, сегодня IKEA удалила пост, а завтра у нас уже тоталитарное государство, где рта нельзя открыть. Удивительно, что для своей «свободы слова» юмористы требуют запретить говорить остальным, и ещё ни одному из них не ушибло ногу выпавшим из глаза бревном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На самом деле это работает иначе: на свободу слова никто не покушается – хотя бы потому, что не имеет такой возможности. IKEA могла не удалять пост, а право блокировать сайты все еще принадлежит только Роскомнадзору (и обязательно по решению суда), а не феминисткам. Сексистские шутки лишь критикуют, а дальше автор уже сам решает, что ему делать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Компании не нравится, что к записи на ее официальной странице каждый второй комментарий про сексизм и бойкот, – она удаляет контент. Человек вместо лайков получает ответы: «Это не смешно, это тупо!» — и уже вряд ли будет шутить на ту же тему. Как известно, дофамин, который является важной частью «системы вознаграждения» мозга, вырабатывается только тогда, когда действие приносит желаемый результат. Нет смеха – и реприза лишается смысла.

Критика – нормальный и корректный способ влияния. А уж если посмотреть, как ведут себя женщины, которые писали, что сравнение с нашкодившей собакой, ожидающей гнева хозяина, их задело, и что пишут мужчины, недовольные тем, что IKEA пошла своим покупательницам навстречу, удалив пост, то сразу понятно, кто конструктивен, а кто – нет. Сравните сами:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Распоясавшиеся экзальтированные бучихи решили хайпануть на своём дискурсе... Интересно, какой процент из них уже взяли или собираются взять на клык за новенький iPhone XR?»

«То есть сравнение женщины с собакой настолько весело, что только феминисток и обижает? А остальным нормально?»

«Нагрызутся тапочек, потом в интернетах бесятся».

«Комментарии в этой ленте показывают: нравится пост на 99% мужчинам. Потому что он действительно сексистский. Возможно, на это и был рассчитан — для привлечения внимания. Хотя кто знает, ведь покупатели в основном женщины. Лично мне, разумеется, такой пост не нравится».

«Сравнение женщины с собакой — это комплимент женщине!»

«И зачем? Их основными покупателями были женщины! Не в первый раз вижу такой непрофессионализм от русского отдела IKEA».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Фемки, лол, нашли проблему гыгы, попробовали бы они в Дагистани».

«Сексистский и несмешной пост».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Считается, что именно сексистский юмор вызывает наиболее яростную реакцию феминисток и других задетых женщин. На самом деле, как показывают исследования, на серьезные сексистские высказывания женщины отвечают либо сарказмом, либо декларацией противоположных взглядов, в то время как в ответ на шутки предпочитают молчать. Не удивительно – как правило, любая попытка высказаться увязает в хоре: «Да у вас просто чувства юмора нет!» — плавно перетекающем в: «И нормального мужика тоже». Возразить на это невозможно: наличие чувства юмора доказать нельзя, а мужика предъявлять как-то глупо (тем более что в итоге его все рано объявят некондиционным, а потому бесполезным).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не всегда шутки – это юмор. Очень часто это травля, следствие и причина дискриминации одновременно. Нет ничего достойного в неумении и нежелании понимать, что не смешно сравнивать девушку с собакой, пытающейся избежать наказания, в мире, где каждая третья женщина сталкивалась с насилием.

Давайте уже перестанем считать такие метафоры юмором. И люди, отстаивающие свое право на него, отнюдь не борцы за свободу и не ироничные циники. Скорее, раки. С соответствующим рационом.

Гений
Гений 30 Октября 2018, 00:48
Людей (мужчин, женщин) всегда буду сравнивать с собаками, свиньями, кошками и обезьянами и другими животными. Когда-то это нормально и уместно, когда-то уныло, пошло и оскорбительно.