Женский взгляд на антагонистку: почему стоит смотреть сериал «Сестра Рэтчед»

Недавно на канале Netflix стартовал драматический сериал, посвященный главной антагонистке знаменитого романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Действие сериала происходит в 1947 году, за 15 лет до событий романа. Зрители увидят историю, какой ее рассказала бы «злодейка» — та самая стервозная медсестра, которой противостоял Рэндл Макмерфи. Мы же расскажем, почему этот сериал однозначно стоит смотреть.

Предыстория

В романе Кена Кизи сестра Рэтчед описана как красивая, но холодная и бесчеловечная тиранка, которая управляет пациентами путем унижений и манипуляций. Она контролирует доступ пациентов к благам и привилегиям. Рэтчед следует принципу «власть ради власти», ничего не получая от своей тирании, кроме чувства превосходства. В книге — и позже в фильме 1975 года — сестра Рэтчед выступает главным антагонистом. Она призывает к дисциплине, тогда как Рэндл Макмерфи ведет их к свободе. Сейчас уже трудно вспомнить, что в психиатрическую клинику он попал, притворившись больным, чтобы не угодить в тюрьму.

Среди преступлений, которые вменяли Рэндлу, к слову, были не только игра на деньги и побои, но и растление малолетней. Зато сейчас мы помним его как свободомыслящего и отчаянного парня, которому противостоит бесчувственная кукла с алыми губами и огромной грудью.

Эван Романски, Райан Мерфи, Майкл Дуглас и поистине звездный состав актеров (хорошо знакомых нам по «Американской истории ужасов») решили рассказать зрителям свою версию истории.

Сюжет и обстановка

Действие сериала происходит в 1947 году. Где-то в солнечной Калифорнии парень в бандитском козырьке по имени Эдмунд Толлесон (Финн Уиттрок) вламывается в дом священников и зверски убивает почти всех до единого. Его быстро хватает полиция. По закону, суду необходимо убедиться, что преступник вменяем, и для этого его отправляют на психиатрическую экспертизу. Чуть позже медсестра Милдред Рэтчед (Сара Полсон) приезжает в крошечный городок Лусию с населением меньше тысячи человек. Единственной достопримечательностью городка служит психиатрическая лечебница класса «люкс», куда и помещают убийцу и куда, собственно, держит путь Милдред.

Создатели отошли от мрачной реалистичности «Пролетая над гнездом кукушки» с ее унылой цветовой гаммой. Не стали эксплуатировать и тему кошмаров реальных лечебниц с их грязными зловонными палатами, унизительными и болезненными процедурами и абсолютной безысходностью. Вместо этого мы видим нечто совершенно неожиданное — лечебницу, больше всего похожую на пятизвездочный отель на побережье.

Главная художница фильма Джуди Беккер комментировала выбор обстановки: «Райан хотел, чтобы психиатрическая больница выглядела как отель, превращенный в больницу. Тогда мне пришло в голову создать не мрачную унылую лечебницу, а нечто уникальное, с ноткой лоска. Пациенты же больше похожи на гостей отеля».

Хотя команда нашла подходящий отель — величественный старинный курорт — добираться туда было слишком сложно, поэтому все декорации пришлось создавать самостоятельно. Беккер признается, что это были самые огромные декорации, которые ей приходилось возводить.

Костюмы и цвета

Отдельного материала заслуживает цветовая гамма сериала. Она — настоящий пир для глаз. Ретрошик 1940-х с его юбками А-силуэта и широкими брюками с высокой талией, силуэтом «песочные часы», перчатками и шляпками... В этом же году состоялся знаменитый показ Кристиана Диора New Look. 

В реальной жизни самыми модными цветами того времени считались черный, серый, коричневый, белый... Мир «Сестры Рэтчед» — не реальный, это вымышленная действительность, где медсестры одеваются с роскошью миллионерш.

«Костюмы всегда чрезвычайно важны в любом шоу, но особенно в шоу Райана Мерфи», — утверждают дизайнеры по костюмам Лу Эйрич и Ребекка Гуцци, которые также работали с Мерфи над «Американской историей ужасов». Дизайнерский дуэт поделился, что они вдохновлялись модными журналами тех лет, а также изучали медицинские каталоги, ежегодники школ медсестер, больничные буклеты. Мерфи настаивал, чтобы из оригинального фильма заимствовали как можно меньше.

Продюсер хотел, чтобы форма медсестер не была белого цвета, ничем не напоминала накрахмаленные халаты персонала из «Пролетая над гнездом кукушки». Поэтому дизайнеры разработали особый цвет, сине-зеленый, в бирюзу. Медсестры больницы Лусии ходят в платьях их четырехслойного шелка с окрашенными в тон пуговицами и пряжками на ремнях.

Зеленый цвет доминирует, разные его оттенки использованы для передачи разной атмосферы. Гуцци утверждает, что этот цвет символизирует «насилие, похоть, ненависть, жадность и зло».

Костюмы Милдред — это не просто ее способ взаимодействия с миром, это средство манипуляции. С помощью нарядов ярких праздничных оттенков она убеждает, утешает, контролирует других людей, преследуя собственные цели. Мерфи настаивал, что Милдред никогда не носит красный, его в сериале вообще нет, за исключением пятен крови и помады Милдред.

Любопытно, что так как лечебница показана скорее как реабилитационный центр, чем как место заточения, все пациенты остаются там в своей одежде, помимо случаев, когда их везут на процедуры.

Острые темы

Сеттинг располагал к тому, что смаковать ужасы карательной психиатрии — Райану Мёрфи отлично удается работа с параноидальным безумием исправительных учреждений, как он уже доказал нам в работе над сезоном «Психбольницы». Несмотря на это, именно этой темы в сериале не так уж много. Несколько раз нам покажут, как мучают пациентов, у которых нет никакой болезни — и эти несколько раз достойны отдельного ночного кошмара — но на этом все. Те, кто знаком с работами Мёрфи, наверняка уже подготовились к расчлененке, пыткам и насилию, и не то, чтобы в сериале их совсем не было, но акценты смещены.

В этот раз Мёрфи и Майкл Дуглас решили пойти в глубину и больше внимания уделить социальным и психологическим проблемам персонажей. Например, в фильме много места отведено обсуждению проблем ЛГБТК+. При этом продюсерам удается косвенно затронуть не только темы, на которые сегодня мы смотрим как на дикий атавизм (гомосексуальность = болезнь), с мыслями: «Как ужасно это было», но и вполне актуальные на сегодняшний день. Например, проблема интернализованной гомофобии — отторжение собственной сексуальности и нежелание смириться с ней. Роли лесбиянок заняли две открытые лесбиянки Голливуда: Сара Полсон и Синтии Никсон.

Кроме прав ЛГБК+ на повестке дня — girl power, объединение женщин, которые первоначально отнеслись друг к другу враждебно.

Тема, которая в последнее время гораздо реже поднимается в современном кинематографе — это тема смертной казни, эвтаназии и убийства из милосердия, coup de gras. Ладно, это целых три темы, объединенных общим знаменателем. Смерть. Что может служить оправданием убийству: месть? желание облегчить чью-то агонию? наказание за другое убийство? Все это сложные философские вопросы, о которых зрителям предстоит подумать во время просмотра.

Синтия Никсон в одном из своих интервью описывает одну из ключевых тем сериала так: «Как Милдред Рэтчед стала монстром?»

«Это было бы не очень интересно, если бы мы отправились на два десятилетия назад и увидели ту же Милдред Рэтчед, что и в кино, — соглашается Сара Полсон. — Это скучно, на это никто не захочет смотреть. Я думаю, что интересно смотреть, как кто-то становится кем-то другим. В первом сезоне мы узнаем многое из прошлого Милдред, о ее ужасном детстве, которое, я думаю, многое объясняет в ее характере и диктует ее поведение».

Мэрион Бэйли — биография на cosmo.ru
Тобиас Мензис — биография на cosmo.ru
Майкл Дуглас — биография на cosmo.ru

Мерфи — мастер ловкой мистификации, он заставляет нас менять наше отношение к персонажам резко и бескомпромиссно. Стоит ли смотреть «Сестру Рэтчед»? Однозначно! И не только ради того, чтобы полюбоваться на костюмы и непревзойденную игру актеров, а ради того, чтобы самим себе ответить на те вопросы, которые нам предлагает режиссер.

Фото: Legion-Media, Kinopoisk