18+

Женский взгляд на антагонистку: почему стоит смотреть сериал «Сестра Рэтчед»

«Нетфликс» выпустил драматический сериал, посвященный главной антагонистке знаменитого романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Действие сериала происходит в 1947 году, за 15 лет до событий романа. Зрители увидят историю, какой ее рассказала бы «злодейка» — та самая стервозная медсестра, которой противостоял Рэндл Макмерфи. Мы же расскажем, почему этот сериал однозначно стоит смотреть.

Предыстория

В романе Кена Кизи сестра Рэтчед описана как красивая, но холодная и бесчеловечная тиранка, которая управляет пациентами путем унижений и манипуляций. Она контролирует доступ пациентов к благам и привилегиям. Рэтчед следует принципу «власть ради власти», ничего не получая от своей тирании, кроме чувства превосходства. В книге — и позже в фильме 1975 года — сестра Рэтчед выступает главным антагонистом. Она призывает к дисциплине, тогда как Рэндл Макмерфи ведет их к свободе. Сейчас уже трудно вспомнить, что в психиатрическую клинику он попал, притворившись больным, чтобы не угодить в тюрьму.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Среди преступлений, которые вменяли Рэндлу, к слову, были не только игра на деньги и побои, но и растление малолетней. Зато сейчас мы помним его как свободомыслящего и отчаянного парня, которому противостоит бесчувственная кукла с алыми губами и огромной грудью.

Эван Романски, Райан Мерфи, Майкл Дуглас и поистине звездный состав актеров (хорошо знакомых нам по «Американской истории ужасов») решили рассказать зрителям свою версию истории.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сюжет и обстановка

Действие сериала происходит в 1947 году. Где-то в солнечной Калифорнии парень в бандитском козырьке по имени Эдмунд Толлесон (Финн Уиттрок) вламывается в дом священников и зверски убивает почти всех до единого. Его быстро хватает полиция. По закону, суду необходимо убедиться, что преступник вменяем, и для этого его отправляют на психиатрическую экспертизу. Чуть позже медсестра Милдред Рэтчед (Сара Полсон) приезжает в крошечный городок Лусию с населением меньше тысячи человек. Единственной достопримечательностью городка служит психиатрическая лечебница класса «люкс», куда и помещают убийцу и куда, собственно, держит путь Милдред.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создатели отошли от мрачной реалистичности «Пролетая над гнездом кукушки» с ее унылой цветовой гаммой. Не стали эксплуатировать и тему кошмаров реальных лечебниц с их грязными зловонными палатами, унизительными и болезненными процедурами и абсолютной безысходностью. Вместо этого мы видим нечто совершенно неожиданное — лечебницу, больше всего похожую на пятизвездочный отель на побережье.

Главная художница фильма Джуди Беккер комментировала выбор обстановки: «Райан хотел, чтобы психиатрическая больница выглядела как отель, превращенный в больницу. Тогда мне пришло в голову создать не мрачную унылую лечебницу, а нечто уникальное, с ноткой лоска. Пациенты же больше похожи на гостей отеля».

Хотя команда нашла подходящий отель — величественный старинный курорт — добираться туда было слишком сложно, поэтому все декорации пришлось создавать самостоятельно. Беккер признается, что это были самые огромные декорации, которые ей приходилось возводить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Костюмы и цвета

Отдельного материала заслуживает цветовая гамма сериала. Она — настоящий пир для глаз. Ретрошик 1940-х с его юбками А-силуэта и широкими брюками с высокой талией, силуэтом «песочные часы», перчатками и шляпками... В этом же году состоялся знаменитый показ Кристиана Диора New Look.

В реальной жизни самыми модными цветами того времени считались черный, серый, коричневый, белый... Мир «Сестры Рэтчед» — не реальный, это вымышленная действительность, где медсестры одеваются с роскошью миллионерш.

«Костюмы всегда чрезвычайно важны в любом шоу, но особенно в шоу Райана Мерфи», — утверждают дизайнеры по костюмам Лу Эйрич и Ребекка Гуцци, которые также работали с Мерфи над «Американской историей ужасов». Дизайнерский дуэт поделился, что они вдохновлялись модными журналами тех лет, а также изучали медицинские каталоги, ежегодники школ медсестер, больничные буклеты. Мерфи настаивал, чтобы из оригинального фильма заимствовали как можно меньше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Продюсер хотел, чтобы форма медсестер не была белого цвета, ничем не напоминала накрахмаленные халаты персонала из «Пролетая над гнездом кукушки». Поэтому дизайнеры разработали особый цвет, сине-зеленый, в бирюзу. Медсестры больницы Лусии ходят в платьях их четырехслойного шелка с окрашенными в тон пуговицами и пряжками на ремнях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зеленый цвет доминирует, разные его оттенки использованы для передачи разной атмосферы. Гуцци утверждает, что этот цвет символизирует «насилие, похоть, ненависть, жадность и зло».

Костюмы Милдред — это не просто ее способ взаимодействия с миром, это средство манипуляции. С помощью нарядов ярких праздничных оттенков она убеждает, утешает, контролирует других людей, преследуя собственные цели. Мерфи настаивал, что Милдред никогда не носит красный, его в сериале вообще нет, за исключением пятен крови и помады Милдред.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любопытно, что так как лечебница показана скорее как реабилитационный центр, чем как место заточения, все пациенты остаются там в своей одежде, помимо случаев, когда их везут на процедуры.

Острые темы

Сеттинг располагал к тому, что смаковать ужасы карательной психиатрии — Райану Мёрфи отлично удается работа с параноидальным безумием исправительных учреждений, как он уже доказал нам в работе над сезоном «Психбольницы». Несмотря на это, именно этой темы в сериале не так уж много. Несколько раз нам покажут, как мучают пациентов, у которых нет никакой болезни — и эти несколько раз достойны отдельного ночного кошмара — но на этом все. Те, кто знаком с работами Мёрфи, наверняка уже подготовились к расчлененке, пыткам и насилию, и не то, чтобы в сериале их совсем не было, но акценты смещены.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тема, которая в последнее время гораздо реже поднимается в современном кинематографе — это тема смертной казни, эвтаназии и убийства из милосердия, coup de gras. Ладно, это целых три темы, объединенных общим знаменателем. Смерть. Что может служить оправданием убийству: месть? желание облегчить чью-то агонию? наказание за другое убийство? Все это сложные философские вопросы, о которых зрителям предстоит подумать во время просмотра.

Синтия Никсон в одном из своих интервью описывает одну из ключевых тем сериала так: «Как Милдред Рэтчед стала монстром?»

«Это было бы не очень интересно, если бы мы отправились на два десятилетия назад и увидели ту же Милдред Рэтчед, что и в кино, — соглашается Сара Полсон. — Это скучно, на это никто не захочет смотреть. Я думаю, что интересно смотреть, как кто-то становится кем-то другим. В первом сезоне мы узнаем многое из прошлого Милдред, о ее ужасном детстве, которое, я думаю, многое объясняет в ее характере и диктует ее поведение».

Мерфи — мастер ловкой мистификации, он заставляет нас менять наше отношение к персонажам резко и бескомпромиссно. Стоит ли смотреть «Сестру Рэтчед»? Однозначно! И не только ради того, чтобы полюбоваться на костюмы и непревзойденную игру актеров, а ради того, чтобы самим себе ответить на те вопросы, которые нам предлагает режиссер.

Фото: Legion-Media, Kinopoisk