От «Сладкой жизни» до «Саранчи»: самые откровенные российские сериалы

До 2014 года откровенные сцены можно было увидеть преимущественно только в западных сериалах, все же попытки отечественных производителей разбивались о табу и ханжество. Но все изменилось, когда на свет появилась «Сладкая жизнь» — первый российский проект и самый откровенный отечественный сериал своего времени. Впрочем, он остается таким и по сей день. Уже позже, когда российские продюсеры осознали, что так можно, вслед за «Сладкой жизнью» появился целый ряд проектов, изобиловавших откровенными сценами.

«Сладкая жизнь»


Помимо того, что этот проект стал открытием из-за обилия постельных сцен, прекрасных обнаженных натур и откровенных диалогов, «Сладкая жизнь» подарила российскому телевидению множество прекрасных красок от актеров, о драматическом даре которых режиссеры раньше не слишком подозревали. Никита Панфилов, Роман Маякин, Мария Шумакова, Лукерья Ильяшенко и другие артисты проекта в предложенных обстоятельствах выдали максимум правдоподобия, чувственности и в какой-то момент создавалось впечатление, что они и правда спят друг с другом (некоторые СМИ даже развивали эту идею). А о том, каково Никите Панфилову, актеру крайне академического Малого театра, было сниматься без трусов, его спрашивают до сих пор. Ну, а вообще, «Сладкая жизнь» вынесла на экран ряд вечных вопросов, описанных в свое время еще Шекспиром. Может ли молодая девушка полюбить богатого папика, кхм, то есть пожилого обеспеченного и щедрого мужчину? Free love — это всерьез и надолго или всегда заканчивается жестким экзистенциальным похмельем? Дружба между мужчиной и женщиной бывает? А на чужом несчастье можно построить свое? При этом «Сладкая жизнь» удалась не как душная, заунывная и морализаторская драма, а именно как комедия с отличной порцией иронии. Специфичный и тонкий юмор, равно как стерильная и идеально «вылизанная», сочная картинка, помогает зрителю понять героев, которые относятся к себе и своей жизни не совсем всерьез. Переплетение событий, слияние тел и губ, взаимопроникновение и отсутствие комплексов и правил — коктейль, употреблять который лучше, конечно, на ночь и в хорошей компании. Сериал по‑прежнему смотрится актуально и свежо, видимо, поэтому его периодически показывают в прайм на федеральном ТВ, причем это всегда происходит именно летом. С 29 июня в 21:00 самый откровенный российский сериал, ставший уже классикой, покажет ТНТ.

«Краткий курс счастливой жизни»

Кадр из сериала "Краткий курс счастливой жизни"
Кадр из сериала "Краткий курс счастливой жизни", Кинопоиск


Одной из первых экспериментировать с темой несчастной любви, которая, казалось, навсегда зафрахтована «Ефросиньей» и прочими глицерино-слезными проектами, стала Валерия Гай Германика. Как говорил в таком случае герой Евгения Леонова в «Джентльменах удачи»: «Я в поросятах знаю толк!». Болезненный развод, предательства и разочарования — это то, что помогло режиссеру подойти к теме нетривиально и предельно честно. Создается ощущение, что для «Краткого курса» сценарист Анна Козлова, пережившая развод с писателем Сергеем Шаргуновым, нарисовала четыре варианта судьбы, которую могла бы прожить: за нее это делают Люба (Алиса Хазанова), Аня (Анна Слю), Катя (Ксения Громова) и Саша (Светлана Ходченкова), четыре героини сериала. Одна крутит шашни с шефом, другая ищет любовь, третья растит детей и живет с мужем, а четвертая ищет способ стать мамой. Пропадая в офисе и кушая зефирки, они обсуждают мужиков и детей. Встречаются с разными мужчинами, занимаются сексом в пошлой форме (разве что не под «Энигму») и дерутся до синяков. Четыре офисные подруги — четыре курса к счастливой жизни. И вроде бы причина их несчастья — отупляющая рутина, но нет. Чем дальше, тем яснее становится, что проблема в каждой из них сидит глубокой занозой, вытащить которую и больно, и нужно. Взявшись сделать русский «Секс в большом городе», Гай Германика по обыкновению выдала непростую драму в эротическом контексте.

«Содержанки»

Кадр из сериала "Содержанки"
Кадр из сериала "Содержанки", Кинопоиск

Оказывается, гламурный московский мир, который населяют богатые папики, предприимчивые свахи и бедные, но расчетливые Золушки, устроен очень просто. У одних есть деньги, поэтому у других появляются возможности. Ничего не поделаешь, как говорится: товар-деньги-товар. Вот и тянет в столицу провинциальных красоток в поисках красивой, а главное обеспеченной жизни. Благодаря этим самым папикам путь от поступления в вуз до устройства на работа сокращается с пяти лет до одной ночи. Главное, найти нужного, того самого человека. И заживешь! Но это не точно. В своей дебютной работе в качестве режиссера сериала Константин Богомолов добивался максимальной правды. Его «не верю» распространялось на все: от выбора места съемок (никаких павильонов) до изображения настоящей человеческой страсти (никаких ужимок и полуоборотов). Более того, Константин настолько разошелся, что пригласил в качестве актрис свою бывшую и нынешнюю.

«Измены»

Слоганом этого проекта могла бы стать посконная русская поговорка: «Хороший левак укрепляет брак», но режиссер Вадим Перельман не был бы собой и не работал бы в Голливуде, если б все не было чуть сложнее. «Измены» — витраж, сложенный из обломков судеб разнохарактерных героев: раскрепощенного, скажем так, дизайнера Аси (Елена Лядова) и ее флегматичного мужа Кирилла (Кирилл Кяро), подруги Даши (Глафира Тарханова) и ее мужа Юры (Евгений Стычкин), гаишника Никиты Михалкова (Что? Да! Денис Шведов сыграл), врача Глеба (Павел Майков), братка Вовы (Александр Робак), начальника Ромы (Данила Дунаев) и так далее. В этом сериале Елена Лядова, казалось бы, садится на свой любимый актерский мотоцикл и привычно гонит по проторенной дорожке (как в «Левиафане», «Географ глобус пропил» и т.д.) — русская женщина в плену перманентной депрессии, неудовлетворенная и жизнью, и мужем, и собой. Однако Вадим Перельман использует потенциал актрисы чуть иначе: он обращает скепсис и равнодушие в страсть и жажду жизни. Правда, через измены. Что такое хорошо, а что такое плохо — решать зрителю. Многие и правда предпочитают монотонную и несчастливую семейную жизнь отвязным и хаотичным романам. Но как поступить тем, кто случайно оказался за границами стереотипов, почувствовал шевеление крыльев за спиной и понял, что это не слишком рифмуется с понятиями морали? Да и вообще, кто сказал, что быть несчастным — это приговор? Может, наоборот, большая удача. «Измены» разрушают и классовые барьеры, и психологические, и даже нравственные.


«Саранча»

Кадр из сериала "Саранча"
Кадр из сериала "Саранча", Кинопоиск


Драматический триллер с элементами эротики, созданный крестным отцом российского сериалостроения Александром Цекало и его компанией Sreda. Красивая, сочная картинка, молодые, фигуристые и сексуальные Паулина Андреева и Петр Федоров с первого кадра намекают, что тех самых обещанных элементов эротики будет предостаточно. Так и есть, только в одном лишь двухминутном трейлере самые внимательные насчитали примерно 12 откровенных сцен. Причем безо всяких дублеров, а на голом энтузиазме актеров и режиссера-постановщика Егора Баранова. Про энтузиазм здесь нет никакого преувеличение, разве что не голый. Перед тем, как войти в кадр Петр и Паулина долго и тщательно репетировали каждую эротическую сцену, но делали это в одежде. Начинается все, как в лучших сюжетах Плейбоя середины 90-х: двое рабочих в клетчатых рубашках что-то мастерят на участке богатого папика, внезапно появляется Она в откровенном купальнике и не стесняясь укладывается на шезлонг прямо напротив работяг. Небольшая перестрелка глазами и, понеслось... Дело, заложенное еще в 2014 году культовой «Сладкой жизнью» продолжается.