Продюсер студии «Sila Sveta» о том, как добиться успеха за границей

Продюсер студии «Sila Sveta» о том, как добиться успеха за границей

Светлана переехала в США несколько лет назад и участвовала в организации крупнейших проектов проектов студии Sila Sveta: тура Drake & Migos, всемирно известного благотворительного бала Met Gala, концертов Cardi B, Shakira, Westlife; online-концерта Billie Eilish и многих других

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О том, как попасть на работу в штаты на примере проектов Sila Sveta

Работа за границей — это всегда вызов и испытание. Универсального рецепта, как переехать, закрепиться и успешно работать, конечно, не существует. Лететь без четкого плана или предложения по работе решатся только самые отчаянные. Владение языком, безусловно, немного упростит задачу, но не решит всех проблем. Что касается профессионального развития в США, как правило, основных вариантов два: или устраиваться в американскую компанию (для этого надо обладать уникальными талантами и экспертизой, чтобы затраты работодателя на перевоз сотрудника и оформление были оправданы); или в американский офис российской компании в результате профессионального повышения. У меня получился второй вариант. Когда я устраивалась в SIla Sveta в 2013 году, американского офиса еще не было, я работала в основном на российских и китайских проектах. За 3 года я получила невероятно крутой опыт, спродюсировав такие знаковые проекты студии, как голографический перформанс для запуска BMW 7, 3D mapping шоу «Лебединое Озеро» на фасад Большого театра, нашу первую постоянную проекционную инсталляцию в Центральном Детском Мире и многие другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В какой-то момент владельцы студии предложили мне перейти в недавно открывшийся филиал студии в Америке, что совпало с моим желанием развиваться дальше на международном рынке. Первоначально развитием студии занимался местный партнер, который сделал первые шаги в формировании связей и узнаваемости компании на рынке, а через какое-то время на эту позицию пришла моя коллега Полина Захарова, в качестве бизнес-девелопера, а я — в качестве продюсера.

Откуда российской компании брать зарубежные проекты

Сейчас Sila Sveta в Америке — это не российская компания, а полноценная международная. У компании русские корни, и основной офис находится в Москве, но мы представлены в Америке и там позиционируемся как американская компания. Залог успеха в Америке вообще и в мультимедиа сфере в частности — это связи и репутация. Репутация — это богатое портфолио, которое было наработано за годы существования компании. А нетворкинг — это процесс долгой и упорной работы по развитию бизнеса, который начинает давать свои плоды не сразу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мой первый проект в Америке — это шоу America’s got Talent, где мы показывали проекционный танцевальный перформанс по мотивам «Спящей Красавицы». Мы устроили настоящий кастинг танцоров в Лос-Анджелесе, пришло человек 30 со своими хэдшотами и портфолио, наш хореограф, Олег Глушков, устроил несколько туров, выбрав в итоге идеальную пару. Суть перформанса заключалась в трюке, когда камера снимает сверху, в актеры, лежащие на полу, делают вид, что дело происходит на стене, таким образом получается иллюзия нарушения гравитации. Мы воссоздали сетап и положение камер в репетиционном ангаре и наша задача была синхроизировать переключение камер с переключением контента, так чтобы камера всегда видела ту правильную перспективу, под которую нарисован контент. Шоу идет в прямом эфире, поэтому очень важно было передать режиссеру монтажа четкую инструкцию когда какую камеру надо включить. Мы долго бились над этим, передали сценарий с точной инструкцией, но в итоге режиссер монтажа все равно ошибся пару раз и запорол нам несколько трюков. Несмотря на это, мы прошли во второй тур и через несколько месяцев делали еще один перформанс, уже в 1/4 финала, проходящем в Dolby Theatre, где проводятся церемонии Oskar.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разница в администрировании/ведении дел между Россией и США

С точки зрения переговоров с клиентами, особой разницы с Россией нет. Все зависит от конкретного проекта и его специфики. К каждому заказчику и проекту нужен свой подход, так что продюсер — это, наверно, немного психолог, который должен понимать ожидания собеседника. Если уходить в административные частности, то, можно сказать, что в Америке проще документооборот и бухгалтерия: договора короче и понятнее, не существует обязательных актов о проделанных работах и не нужно иметь бумажные оригиналы документов — все подписывается электронно и имеет законную силу. Нет этой безумной российской бюрократии, что сильно облегчает жизнь. Но несмотря на кажущуюся продвинутость, в Америке все ещё существует такой атавизм, как оплата чеками. Бумажными чеками, которые высылаются по почте. Это очень тормозит процесс, потому что мы вынуждены ждать, пока этот чек доедет до нашего банка и зачислится нам на счёт. А еще есть любовь к разговорам и созвонам. А если дело касается корпоративных заказчиков, то на созвон придет еще человек 10 с неизвестным тебе функционалом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А все остальные факторы, такие как четкость, быстрота реагирования, креативность, готовность идти на компромисс, вежливость, дружелюбие, пунктуальность, в общем все, что формирует понятие профессиональной коммуникации — это важно везде и всегда, независимо от того где ты делаешь проект.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как придумать креатив

Креативная идея придумывается, в первую очередь, исходя из брифа. Чем подробнее бриф и больше информации о бренде / продукте / философии вокруг проекта, референсов от артиста, тем проще нашей команде попасть в цель. Так же очень важна площадка и/или технические и какие-либо функциональные ограничения, чтобы креатив был привязан к реальности, а не был абстрактным. При работе с брендами и крупными корпоративными клиентами, креативные рамки сужаются, так как существуют четкие правила и гайдлайны о том что делать можно и нужно, а чего ни в коем случае нельзя. А в случае работы с артистами, креативное поле практически безгранично и чаще всего его границы определяет бюджет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Креативный директор студии изучает бриф, сначала предлагает общее описание идеи, референсы или скетчи, предварительно согласовав с нашей технической командой, что это физически возможно реализовать. Затем, если идея заходит, команда начинает работать над более подробной разработкой технических решений и визуализаций. Порой на согласование концепции уходят недели, если не месяцы (зависит, конечно, от масштаба проекта). Например, в 2017 году мы делали презентацию китайского бренда электрокаров с офисом в Силиконовой долине, SF Motors. Мы предлагали многослойный сетап из голографической проекции, лазеров, проекционных и LED-экранов, который этап за этапом, как слоеный пирог, открывал по ходу повествования новую конфигурацию на сцене. Наши возможности были ограничены помещением — временным тентом, у которого лимитированные возможности нагрузки на крышу и физически не очень большая площадь, куда нам хотелось впихнуть по максимуму. Креатив шоу напрямую зависит от сетапа и медиа носителей, с которыми можно работать. Поэтому при каждой новой технической итерации, приходилось адаптировать креатив. Вот так, жонглируя имеющимися инструментами и существующими ограничениями, в процессе обсуждения всей командой с техническими и креативными директорами, в итоге рождается компромисс. В этом проекте мы так жонглировали около месяца.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Факапы»

Был случай на этом же проекте — презентации электрокара SF Motors в Силиконовой долине. Шоу проходило во временном тенте, построенном на крыше парковки офисного здания компании. Мероприятие начиналось с презентаций спикеров. Слайды презентации, дизайн для которых также делали мы, проецировались на первый слой нашего многослойного сетапа — широкий 9-ти метровый роллап-экран. По плану, когда презентации заканчивались, этот экран поднимался и за ним открывалось ещё несколько слоев разных медианосителей, на которых мы строили наше шоу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда мы не подумали заранее о том, что в этом временном тенте, у которого двери с обеих сторон, будет жуткий сквозняк. В самый ответственный момент прогона презентации этот 9-ти метровый экран начал сильно «паруситься» и гулять. Представьте себе презентацию, где экран за спикером раздувает как на парусной регате. Более того, по изначальному плану мы должны были светить «вспарку», это когда для увеличения яркости два проектора светят в одно и то же место. Так вот, когда поверхность так гуляла, изображение начинало разъезжаться и двоиться.

Проблема стала очевидна только в день мероприятия, так как в ночь до этого, такого сквозняка не было. Оставалось несколько часов до начала и надо было как-то решать проблему. Сначала наши инженеры перенастроили проекцию так, чтобы избавиться от задвоения изображения. Затем надо было решить вопрос со сквозняком. Закрыли все двери, вырубили вентиляцию на момент презентации — меньше, но все равно гуляет. Решением было приклеить экран по бокам тейпом к стенкам, которые скрывали его бока. Но когда презентация заканчивалась, экран должен был уехать вверх, что с тейпом было бы невозможно. Поэтому наш технический директор и инженер стояли наготове за кулисами с ножами, и в нужный момент стремительно отрезали тейп ножом, чтобы экран смог беспрепятственно подняться вверх. Это было особенно смешно, потому что все шоу было завязано на автоматике: было несколько слоев экранов на роллапах, которые должны были подняться несколько раз, сетка на системе кабуки, которая должна отстрельнуться внизу, и все это, естественно, должно было происходить в строго определённый момент по таймкоду. И тут мы с ножами! На репетициях до шоу то глючили ролапы и не поднимались, то ни с того ни с сего вырубался проектор, то ещё что-то шло не так, и в итоге до самого мероприятия у нас не было ни одной полностью чистой репетиции. Единственный чистый раз, когда все сработало идеально — было само мероприятие. Все эти 5 минут шоу наша команда стояла в пультовой не дыша, а когда успешно завершилось шоу и люди аплодировали, мы кричали и обнимались, как будто только что запустили ракету в космос.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ещё вспомнилась история, когда мы делали бэкстейдж-видеобудку на мероприятии Disney — D23, где презентуются все кино и анимационные новинки компании. У нас была проекционная комната с контентом, связанным с новыми фильмами. К нам приходили актеры и режиссёры этих фильмов и мы снимали их в соответсвующих видеодекорациях. И вот пришёл режиссёр и продюсер Джон Фавро, выпускающий тогда нового «Короля Льва». И в этот момент у нашего оператора, Жени Архипова, заклинило стабилизатор камеры. Это была крайне нервная ситуация, особенно , если учитывать, что все звёзды приходили в соответствии с четким графиком и у каждого было на нас около 10 минут максимум. А тут такой казус с самим Джоном Фавром. Но Фавро, видя, что что-то происходит и парни судорожно пытаются привести в чувство оборудование, подошёл к ним и понимающе сказал, что у него вчера на съемке была такая же фигня и что эти Movi постоянно подводят в ответственный момент. Сказал ребятам не переживать и зашёл к нам позже.

Некоторые моменты невозможно предусмотреть на стадии подготовки проекта. Но если они и возникают, обычно включаются (мобилизуются) все командные ресурсы, чтобы быстро и эффективно выйти из сложной ситуации. И выход, так или иначе, находится всегда.