Анна Касс: «Художник следует по тому пути, что подсказывает ему вселенная»

Анна Касс: «Художник следует по тому пути, что подсказывает ему вселенная»

Анна Касс – начинающий художник, чьи работы уже привлекают внимание коллекционеров и арт-экспертов. В апреле 2022 художница впервые экспонировала свои произведения публично — выставке «Тахипсихия», групповом проекте выпускников Московской школы современного искусства (MSCA). Елена Петрова-Кессарийская, art-advisor и продюсер, и Анастасия Докучаева, куратор многих международных выставок по современному искусству, внимательно отслеживающие появление новых ярких имен на арт-сцене, увидели огромный потенциал в проекте, представленном Анной, и побеседовали с ней, о том, как художник находит свою дорогу в запутанном лабиринте contemporary art, как эта профессия меняет отношения к себе и к миру и как в ней добиться успеха.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аня, что вас побудило, как художника с образованием, погрузиться в такую разношёрстную среду, где совместно работают не только художники с опытом, но и совсем начинающие?

Анна КАСС. Из серии «Тахипсихия». Фотография. 2022
Анна КАСС. Из серии «Тахипсихия». Фотография. 2022

В какой-то момент я осознала, что мне не хватает свежего взгляда на живопись, на искусство в целом. За этим вдохновением я и пошла в MSCA. И это был незабываемый, нужный опыт. Оказаться в коммьюнити, где каждый делится своими мыслями, идеями. Где не обязательно быть профессиональным художником, чтобы говорить на языке искусства. Благодаря этому очень расширяются границы собственного разума и приходит понимание безграничности языков, на которых художник может обращаться к зрителю, чтобы быть понятым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часто ли для вас искусство оказывается посредником в общении, приводит к вам людей, притягивает события?

Безусловно! Ведь искусство это путь, и художник лишь следует по той траектории, что подсказывает ему вселенная. Чем больше ты создаешь и показываешь, тем больше людей появляется в твоей жизни, больше происходит удивительных событий. Это невероятный, мощный круговорот энергии, который, как в воронку, затягивает и тебя самого и людей вокруг.

Это понимание пришло к вам давно?

На самом деле я только со временем стала замечать повсюду некие «подсказки». Вот ты смотришь кино, слышишь разговор на улице, видишь осколок стекла на земле, случайно оставленную игрушку на столе — и понимаешь, что на самом деле это не случайно. Эти сигналы надо уметь вовремя распознать. Раньше мне приходили идеи, которые я часто игнорировала, не верила самой себе. Сейчас я не совершаю таких ошибок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как такая готовность следовать своей интуиции проявляется в вашем творчестве?

Анна КАСС. Love. 90 х 90 см. Холст, масло, акрил, пастель. 2022
Анна КАСС. Love. 90 х 90 см. Холст, масло, акрил, пастель. 2022

Например, я не боюсь полностью закрасить даже очень удачный старый холст, который не приносит мне уже той же радости, что раньше, и превратить его в совершенно новую картину.

Но такой метод дает вашим работам особую, «внутреннюю» историю, соединяет смыслы. И будущим исследователям будет потом приятно сделать открытия — обнаружить на одном холсте несколько картин, одну под другой?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да, меня привлекает многослойность идей.

А есть что-то, что мешает видеть свой путь в искусстве? Сбивает со следа?

Мне кажется, что самый сдерживающий и негативный фактор в искусстве это страх. Сделать что-то не так и не то, быть поспешным. Оказаться не понятым и не принятым. Это часто идет из детства, из нашей потребности получать одобрение — чтобы тебя похвалили. А если нет, и тебе не поставили «пятерку», то значит с тобой что-то не так. И вот с этим «синдром отличницы» и «синдромом самозванца» я усиленно борюсь. Только свобода и смелость, с которыми ты выбираешь путь в современном искусстве, может привести тебя к цели.

На выставке в MSCA вы тоже показали работы, выполненные в самых разных техниках. Здесь и серия фотографий, и видео-работа. И серия панно в экспериментальной технике живописи эпоксидной смолой, которая дает поразительную глубину цвета и особую глянцевую, зеркальную поверхность. И прекрасный арт-объект. Как они вписаны в выставочный проект «Тахипсихия»?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для финальной выставки была выбрана тема личностных и общественных настроений, связанных с происходящими в мире и в нашей стране событиями. Психологический термин «тахипсихия» объединило в себе такие значения, как «точка замирания», скачки мыслей и идей, поведение человека при сильном стрессе. И каждый из нашей группы участников создал собственное высказывание на тему сегодняшнего внутреннего напряжения, выбрав разные способы точно донести свои идеи.

Что вы для себя вынесли из подготовки и участия в выставке в MSCA?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наверное, то, что каждый из нас есть художник. И что для того, чтобы сделать очень точное, очень эмоциональное творческое высказывание, не нужно ограничивать себя холстом и кистью. Хотя, безусловно, без кисти и красок я сама уже не смогу обходиться. Но теперь я начала не бояться иносказания, не бояться использовать различные материалы, техники. Арт-объекты, скульптура, керамика, фото, видео и многое другое — это целый бесконечный мир, в котором мне так нравится быть.

Теперь становится понятно, что вы собираетесь развиваться в самых разных направлениях. А как началось ваше увлечение искусством?

Нельзя сказать, что я «пришла к искусству после долгих поисков». Оно всегда было какой-то очень естественной частью моей жизни с самого детства. Помню прекрасную копию работы Моне у нас в доме, девушка с зонтиком, ее написал папа. Я уже тогда много рисовала, но мечтала стать дизайнером одежды. Потом были разные художественные школы, центр искусств, архитектурный класс, Государственная художественная академия имени Штиглица, где я изучала дизайн интерьеров, сейчас — Московская школа современного искусства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но ведь и дизайнером интерьеров, по первому образованию, вы успели поработать? И вполне успешно. Почему еще тогда вернулись к живописи?

В академии моим любимым предметов продолжала оставаться живопись. Меня всегда привлекал больше цвет, чем форма. Наверное, поэтому я так люблю импрессионистов. Моя любовь к цвету, к его возможностям выражать эмоции на холсте, не оставила мне выбора. Чертежи и выверенность каждого сантиметра оказались не для меня.

А чем вы сейчас поддерживаете творческий настрой, чем стимулируете вдохновение?

Природа, люди вокруг, их умение любить, наша культура. Вдохновение может дать не только величественный пейзаж, а просто ветка цветущей яблони, залитая светом. Красивый закат или устрицы в прибрежном ресторанчике. Улыбка твоего ребенка или взгляд любимого человека. Музыка всегда меня воодушевляет, дает силы работать даже глубокой ночью. Я часто пишу под музыку Рахманинова. Меня с детства волновала тема русской души. Тысячи раз перечитывала «Темные аллеи» Бунина, стихи Ахматовой, Бродского. Театр, наши балетные постановки, которым нет равных, каждый раз вызывают прилив творческих идей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У вас же есть произведения, связанные и с поэтами, о которых вы говорите, и с театром? Но их нельзя назвать иллюстрациями к сюжетам.

Как художник я вижу и чувствую образ или даже множество образов, которые соединяю в одно произведение. Но, конечно, я не ставлю своей целью пересказывать сюжет. Мой приоритет это эмоциональное наполнение, ассоциативный ряд, дарящий какие-то воспоминания. Крайне редко делаю эскизы. Когда я начинаю работу, она сама как будто подсказывает, что делать дальше, Какая-то космическая сила ведет мою руку и мысли. Детали проясняются в процессе. Поэтому часто мне даже неизвестно, что получится, когда работа будет завершена.А чтобы вы хотели, чтобы в вашем искусстве находили люди?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Анна КАСС. Theatre 1. 70 х 90 см. Холст акрил, масло, пастель. 2022
Анна КАСС. Theatre 1. 70 х 90 см. Холст акрил, масло, пастель. 2022

Сам художник и его творчество это, конечно, всегда отражение его времени и событий. Отражение внутренних переживаний. Невозможно рисовать поле с ромашками, когда вокруг отчаяние или тревога. Но все же своими работами я хотела бы самые сложные душевные переживания претворять в гармонию. Дарить свет и чувство надежды.

Credits:

  • Авторы текста: Елена Петрова-Кессарийская, Анастасия Докучаева.
  • Фотограф: Юлия Самохина