«В чем сила, брат?» 7 фильмов Алексея Балабанова, которые нужно пересмотреть

4 года назад, 18 мая 2013 года, скончался режиссер Алексей Балабанов. Человек, которого называли классиком при жизни. Единственный, кто сумел снять в современной России фильмы, которые разошлись на цитаты. Самый противоречивый и, пожалуй, самый любимый публикой режиссер нашего времени. Сегодня мы вспомнили 7 фильмов Алексея Балабанова, которые обязательно нужно пересмотреть.

«Брат»

23 место в списке 100 самых главных русских фильмов по версии журнала «Афиша», а также первое место в сердцах поколения «детей перестройки». Культовая криминальная драма о жизни главного героя 1990-х — Данилы Багрова. До выхода «Брата» Балабанова воспринимали как артхаусного режиссера, а после — назвали живым классиком. Хотя сам режиссер о своей самой популярной картине рассказывал так:

В то время уже была очень популярна бульварная литература. Я прочел «Антикиллер» Корецкого и решил снять фильм про бандитов — модно было.

А вместо фильма про бандитов получился фильм про всех нас. «Это Наутилуса концерт — юбилейный… очень редкий. Я достал! Там Шевчук, Кинчев, Настя… ВСЕ!» (с)

Популярное

«Про уродов и людей»

«Лучший фильм года» и премия «Ника» лучшему режиссеру. И, пожалуй, самый странный фильм девяностых. Снятый в манере раннего кинематографа, этот фильм цвета сепии с небольшим количеством диалогов пробирает насквозь. Потому что это мрачно, беспросветно, депрессивно и омерзительно. И в то же время — смешно и, к сожалению, честно.

Времени у меня было полно, я гулял по городу и придумывал новый фильм. В эротических музеях рассматривал фотографии начала века. И мне понравилась идея: сделать кино о такой любви. Для нас как бы неестественной, но для моих героев единственно возможной.

«Брат-2»

К моменту выхода второй части культового фильма пиратская копия «Брата» на VHS уже была в каждом доме, а саундтрек к первой части вышел на дисках и доживающих свой век аудиокассетах. Миллионы зрителей ждали продолжения. У критиков «Брат-2» большого успеха не имел, зато народной любви удостоился в полной мере: «Брата-2» растащили на цитаты, и многие теперь уже не помнят, откуда это, уже бессмертное:

 — Что ж такое, были же люди как люди, и вдруг все сразу стали кретины. Парадокс.

***

 — Я за тобой. Русские на войне своих не бросают.

***

— А в чём сила, брат?
— А вот в чём — в деньгах вся сила, брат! Деньги правят миром, и тот сильней, у кого их больше.
— Ну хорошо, вот много у тебя денег. И че ты сделаешь?
— Куплю всех!
— И меня?

***

 — Бен! Бен, это Данила! Ай нид хелп!

Я узнал, что у меня Есть огpомная семья — И тpопинка, и лесок, В поле каждый колосок! Речка, небо голубое — Это все мое, pодное! Это Родина моя! Всех люблю на свете я!

«Война»

Режиссер стремился снять предельно реальный, натуралистичный фильм — и у него получилось: перед съемками фильма Балабанов беседовал с бывшими пленными и участниками военных действий и просматривал видеокассеты с хроникой. Некоторые из этих плёнок он продемонстрировал английскому актеру Иэну Келли, сыгравшему Джона Бойла. По словам Балабанова, во время показа англичанина трясло. А во время просмотра фильма трясло всех нас. Потому что все мы в некотором роде Джон Бойл: маленький человечек, попавший в чуждый, непонятный, страшный и смертельно опасный мир и потерявший там самое дорогое. Во всяком случае, мы именно такие, когда смотрим «Войну» и понимаем: так оно и было на самом деле.

«Мне не больно»

Победа в номинациях «Лучшая женская роль «и «Лучшая мужская роль» на «Кинотавре». Действительно одна из лучших ролей Ренаты Литвиновой и блестящая работа Александра Яценко. Неожиданный для зрителя сценарий — после успеха дилогии о Даниле никто не ждал от режиссера мелодрамы. А она — получилась. Получилось самое нежное и самое тонкое кино о любви на экранах нулевых. Потому что и тут есть немного истинно «балабановской безысходности».

«Груз 200»

Этот фильм стоит смотреть или пересматривать, если у тебя есть несколько свободных дней. Для того, чтобы потом от него отойти. Самая скандальная лента режиссера, в которой отказались сниматься Евгений Миронов, Сергей Маковецкий и Кирилл Пирогов, а Маковецкий еще и посоветовал Балабанову вообще отказаться от съемок этого фильма. Эту картину называли самым «чернушным» фильмом отечественного кинематографа, и, наверное, это действительно так: запредельная жестокость — сцены дефлорации водочной бутылкой, убийств и изнасилований рядом с разлагающимися трупами; запредельная безысходность: грязь, смрад, серость и отчаяние. Такой Алексей Балабанов видел эпоху распада советской системы. Тот самый «застой», по которому многие сейчас ностальгируют.

«Я тоже хочу»

Последняя картина режиссера — странная притча о том, что все мы хотим одного — счастья. Странная, потому что на поиски Колокольни счастья, затерявшейся где-то между Питером и Угличем, отправляется странная компания: бандит, проститутка, старый рокер, странный старик, алкоголик и сам режиссер. Все ключевые герои 90-х сели в одну машину и уехали на поиски загадочной колокольни, которая, по слухам, забирает не всех… Нет, она забрала всех.

Стоп. Снято.

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.
Комментарии

Комментировать могут только авторизированные пользователи. Пожалуйста, войди или зарегистрируйся.

Текст комментария