РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С 1900 года до наших дней: история страны через ее киногероев

Искусство всегда в той или иной степени отражает окружающую реальность и рефлексирует по поводу своего времени и его типичных представителей. В нашей новой статье мы решили рассмотреть, как менялся этот самый герой времени в течение целого столетия — от момента возникновения кинематографа и до наших дней. Мы старались идти по горячим следам и выбирать фильмы, снятые в ту же эпоху, о которой идёт речь. В редких случаях обращались к фильмам, вышедшим на экраны чуть позднее, так как кинематограф не всегда успевает за действительностью. Выбор фильма, который дает обобщённый портрет поколения, — непростая задача, и на эту роль может претендовать сразу несколько картин, однако мы выбрали самые репрезентативные примеры.
С 1900 года до наших дней: история страны через ее киногероев

1910-е — «Октябрь» Сергея Эйзенштейна 

Герой времени — «человек масс».

В 1927 году, к годовщине революции, Сергей Эйзенштейн снял поистине легендарный фильм, кадры из которого и по сей день путают с документальной хроникой той эпохи. В своей работе Эйзенштейн воссоздает события Октябрьской революции и штурм Зимнего дворца. Своей задачей режиссёр ставил в том числе создание картины без четкого драматургического сюжета и без главных героев, и это ему удалось. Эйзенштейн создаёт на экране убедительный образ нового человека — того, которого Хосе Ортега-и-Гассет назвал «человеком масс», и провозглашает новую эпоху.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1920-е — «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова 

Герой времени — человек города.

«Человек с киноаппаратом», в 2014-м названный британским журналом Sight & Sound лучшим документальным фильмом всех времён, подводит своеобразную черту новой эпохи 20-х годов. Собранный из множества разных кусочков, фильм демонстрирует настоящую жизнь современного города, с её рабочими, фабриками, заводами. Съёмки проходили в Москве, Одессе и Киеве. В рамках нашей темы лента примечательна тем, что даёт наиболее полную и актуальную картину советской жизни 20-х с пока ещё не оформившимся героем. 

1930-е — «Веселые ребята» Григория Александрова 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Герой времени -  парень из народа.

1930-е — расцвет музыкальных комедий Григория Александрова с Любовью Орловой в главной роли. «Весёлые ребята» — классическая комедия положений, в которой девушка из богатой семьи принимает главного героя, пастуха Костю, за известного дирижёра и приглашает его на вечер в пансион. Естественно, всё идёт не по плану и правда раскрывается, однако это ничуть не мешает главному герою найти свою любовь в лице домработницы Анюты и даже получить профессиональное признание и любовь публики. Герой времени — простой парень из народа. Через фильм красной нитью проходит наивная мораль про всепобеждающее добро и преодоление классовых различий.

1940-е — «Повесть о настоящем человеке» Александра Столпера 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Герой времени — герой войны.

Жестокое военное время неизбежно породило новый тип героя, мужественного человека, способного вынести любые физические и моральные страдания. В 1946 году была опубликована повесть Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», за которую писатель был удостоен Сталинской премии. В 1949 году книга была экранизирована Александром Столпером. Роль прославленного советского лётчика Алексея Мересьева, продолжившего службу после ампутации обеих ног, исполнил актёр Павел Кадочников. Новым героем стал сильный духом человек, способный преодолеть нечеловеческие препятствия в борьбе за родину и собственную жизнь. 

1950-е — «Иван Бровкин на целине» Ивана Лукинского 

Герой времени — неутомимый труженик.

Война закончилось, и было необходимо восстанавливать разрушенную страну. Появляется новый герой — оптимист Иван Бровкин, молодой, полный сил труженик, отправившийся на освоение целины. Бровкин без труда вливается в коллектив и становится душой компании, постепенно завоевав уважение коллектива, добившись трудовых успехов и даже получив за свои заслуги орден Трудового Красного Знамени. Бровкину удаётся не только быть примерным работником, но и обрести счастье в личной жизни. Герой женится на любимой девушке, вместе с которой в финале уезжает на целину, чтобы продолжить работу на благо родины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1960-е — «Девчата» Юрия Чулюкина 

Героиня времени — неунывающая девушка, способная менять людей в лучшую сторону.

Премьера поистине народной комедии «Девчата» состоялась в 1962 году, накануне Международного женского дня. Как и в фильмах предыдущей эпохи, действие происходит во время коллективной работы в леспромхозе на Урале. Однако на передний план выдвигается женский персонаж — бойкая и независимая выпускница кулинарного училища Тося Кислицына в исполнении Надежды Румянцевой. Тося даёт отпор главному сердцееду Илье, тем самым привлекая его внимание. Стойкость, душевная чистота и искренность девушки меняют людей вокруг неё в лучшую сторону, обнаруживая их нежность, доброту и способность любить.

1970-е — «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Героиня времени -  сильная женщина.

Оскароносная лента Владимира Меньшова с Верой Алентовой в главной роли хотя и перекликается с «Девчатами», отличается от них прежде всего отсутствием наивного оптимизма и изображением жизни такой, какая она есть. Главная героиня — студентка Катя, брошенная любовником. Спустя годы она добивается карьерных успехов, растит дочь, а позже обретает и заслуженное семейное счастье. Новая героиня — целеустремлённая, сильная духом женщина, тем не менее нуждающаяся в мужской любви.

1980-е — «Курьер» Карена Шахназарова 

Герой времени — представитель потерянного поколения.

80-е — время витающих в воздухе перемен. Старая идеология себя изжила, светлых идеалов и ориентиров прошлого больше нет. В атмосфере общей тревожности и ожидания появляется такой герой, как Иван Мирошников, остроумный молодой человек, который после окончания школы совершенно не знает, куда себя деть, и с помощью матери устраивается работать курьером. Жизнь сталкивает его со студенткой МГУ Александрой, девочкой из хорошей семьи, будущее которой, казалось бы, предопределено, но и она, как и главный герой, чувствует свою неприкаянность и потерянность. Финал фильма оставляет вопрос о будущем героя открытым, туманно намекая, что впереди его ждут армия и Афган.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1990-е — «Брат» Алексея Балабанова 

Герой времени — «добро с кулаками».

Главный фильм 90-х предлагает нам по-настоящему культового героя — ветерана Чеченской войны Данилу Багрова, абсолютно бескомпромиссного и нетерпимого к любой несправедливости. Вернувшись домой, Данила оказывается втянут своим братом-киллером в опасную криминальную авантюру. Герой без сожаления и лишней рефлексии расправляется с врагами в соответствии со своими представлениями о правде и честности, чётко деля людей на «чужих» и «своих», последним из которых он готов простить многое. 

2000-е — «Духless» Романа Прыгунова 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Герой времени — успешный гедонист.

В противовес «Повести о настоящем человеке» Сергей Минаев в 2006 году написал «Повесть о ненастоящем человеке» (именно поэтому мы относим фильм к эпохе 2000-х, хотя он и немного опоздал с появлением на экране и вышел в прокат в 2011 году). Главный герой — топ-менеджер крупного банка Макс в исполнении Данилы Козловского. В отличие от героя предыдущей эпохи Макс абсолютно законно получает должность и деньги, своими силами сделав успешную карьеру. Однако одной карьеры оказывается недостаточно, и тусовки, роскошные модели, наркотики и прочие атрибуты красивой жизни очень скоро надоедают герою, не в силах заглушить внутреннюю пустоту.

2010-е — «Кислота» Александра Горчилина 

Герой времени — ребёнок 90-х. 

Признаемся, выбрать фильм, представляющий зрителю нашего с вами современника было непросто. Российский кинематограф 2010-х годов представил немало хороших фильмов, рефлексирующих о советском прошлом, однако современность нечасто оказывалась в поле зрения кинематографистов. Попытка дать обобщённый портрет поколения была сделана в дебютном фильме Александра Горчилина. Герои «Кислоты» — двадцатилетние музыканты Саша и Петя, дети 90-х, воспитанные на фильмах о том самом Даниле Багрове. Однако наивной истины «Сила в правде» уже недостаточно, и, живя в более-менее стабильном и благополучном мире, герои попросту не знают, куда себя деть. Они постоянно ищут новые ощущения, пытаются понять себя и задаются нехитрым вопросом «Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?»

Загрузка статьи...