«Прошлой ночью в Сохо»: коктейль из «Полночи в Париже» и «Неонового демона»

Рассказываем, стоит ли смотреть ностальгический джалло-хоррор от главного пересмешника современности Эдгара Райта.
«Прошлой ночью в Сохо»: коктейль из «Полночи в Париже» и «Неонового демона»

Юная провинциалка Элоиза (Томасин Мак-Кензи) мечтает стать модным дизайнером и приезжает учится в Лондон. Она, как полагается, наивна и нелепа и абсолютно не вписывается в своё окружение: чудаковатая девушка, фанатеющая по свингующему Лондону 60-х, неизбежно становится изгоем, едва переступив порог общежития. Её соседка по комнате Реджина Джордж (ой, то есть Иокаста) – карикатурная стерва, улыбающаяся в лицо главной героине и поливающая её грязью у неё за спиной. Не выдержав давления однокурсников, Элли снимает у загадочной старушки комнату мечты в ретростиле. В первую же ночь девушка обнаруживает, что в комнате творится что-то странное. Элоиза магическим образом перемещается в Лондон 60-х, где то оказывается в теле сногсшибательной начинающей певицы Сэнди (Аня Тейлор-Джой), то со стороны наблюдает за её мгновенным успехом. Однако иллюзии рано или поздно разбиваются о реальность, и галантный менеджер Джек (Мэтт Смит), обещавший юной звёздочке славу и любовь зрителей, оказывается обыкновенным сутенёром, а сама девушка вынуждена танцевать в фривольном мюзик-холле и отдаваться богатым посетителям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Прошлой ночью в Сохо

На фильм ожидаемо повесили ярлык феминистского (кажется, теперь для этого достаточно сделать протагонистом женщину и изобразить пару-тройку неприятных мужских персонажей). Впрочем, как говорил сам Эдгар Райт, его картина не о патриархальном мире, в котором ценность женщины определяется исключительно её красотой и доступностью, а о развенчании легенд прошлого, которое на деле может оказаться далеко не таким уютным и радужным, как нам кажется. В этой связи любопытно провести параллели между «Ночью» и ещё одним ностальгическим фильмом о 60-х последних лет – «Однажды в... Голливуде» Квентина Тарантино. Если Тарантино рисует идиллическую картину Голливуда заката золотой эпохи, ничуть не скрывая, что его фильм — это лишь фантазия и размышление по поводу того, как всё могло бы быть, Райт, напротив, срывает любой налёт романтизма с ушедшей эпохи, показывая, что с раскрепощённостью и пьянящим чувством свободы рука об руку ходят насилие и унижение. Впрочем, открытием это станет, пожалуй, лишь для главной героини.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Прошлой ночью в Сохо

Важным для фильма оказывается мотив двойничества, неслучайно в Лондоне 60-х так много зеркал, в которых сквозь блистательную красотку Сэнди то и дело проступает облик растерянной главной героини. В какой-то момент Элли даже попытается присвоить себе личность Сэнди: перекрасится в блондинку, начнёт так же одеваться и даже вести себя станет гораздо увереннее и кокетливее, но такое воровство не пройдёт для неё даром. Мучительные призраки прошлого бесцеремонно ворвутся в настоящее, и тогда Элли придётся выяснить, что же произошло с Сэнди, пока она окончательно не потеряла ощущение реальности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Прошлой ночью в Сохо

В сюжетном плане «Прошлой ночью в Сохо» вряд ли способен удивить: истории о крушении надежд и героях, сломленных хищнической природой большого города, мы видели уже не раз. Как хоррор фильм весьма деликатен: в нём действительно есть парочка пугающих моментов, но сняты они невероятно стильно и тонко, так что вряд ли получится испугаться по-настоящему. Полноценной драмы о нелёгкой женской доле тоже не вышло (и слава богу, такой задачи у режиссёра и не было) — слишком уж очевидной и знакомой кажется нам история Сэнди. Да и финальный твист опытный зритель угадает практически сразу же. Что же в таком случае остаётся?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Прошлой ночью в Сохо

А остаётся невероятно красивый, стильный, мастерски снятый прославленным оператором «Олдбоя» и «Порочных игр» Чоном Джон-ху то ли сюжетный видеоклип, то ли сновидение. С одной стороны, пластинки Петулы Кларк и The Kinks, любовно привезённые Элли из дома, Твигги и бабетта, с другой — бьющая в окно главной героини неоновая вывеска французского бистро и шумный студенческий паб.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Прошлой ночью в Сохо

При всей серьёзности затрагиваемых тем «Ночь» производит на удивление светлое впечатление. Мир, созданный Райтом, нарочито кукольный и «киношный». Если всё, что видит Элли, балансирует на грани между воспоминанием и сном, может быть, и Лондон-2021 тоже преломлён через призму её восприятия? В конце концов, в реальности застенчивая девушка с любовью к 60-м на любом факультете творческого вуза вряд ли казалась бы фриком, над которым подтрунивают остальные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Прошлой ночью в Сохо

«Прошлой ночью в Сохо» – это причудливый коктейль из «Полночи в Париже», «Маленького красного платья» и «Неонового демона», способный не удивить, но увлечь и развлечь зрителя. В конечном итоге ночь закончится, прошлое останется в прошлом, а настоящему наконец-то откроется будущее.

Автор: Арина Хализова