Гибель жены и страх за дочь: драмы, которые стоят за мюзиклом «Аннетт»

«Аннетт» Леоса Каракса произвела фурор в Каннах: ее хвалили и разносили в пух и прах. Картина добралась до российского проката быстро, мы посмотрели ее, пытаясь разобраться, что же такого противоречивого в этом мюзикле. Спойлер: да собственно ничего. Режиссер горюет о жене и рефлексирует на тему отношений с дочерью. Ну да, с песнями.
Гибель жены и страх за дочь: драмы, которые стоят за мюзиклом «Аннетт»
«Стендап-комик теряет свою жену, оперную певицу, и остается с двухлетней дочерью, у которой обнаруживается необычный дар».
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Нет ничего более сбивающего с толку, чем синопсис фильма-открытия Каннского кинофестиваля, картины французского режиссёра Леоса Каракса «Аннетт», а постер с танцующими Адамом Драйвером и Марион Котийяр на фоне романтически (почти как у Айвазовского) бушующих волн еще больше обманывает ожидания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От «Аннетт» можно было бы ожидать романтического мюзикла в духе «Ла-ла-ленда» или душераздирающей драмы о попытке смириться с утратой близкого человека в стиле «Разрушения» с Джейком Джилленхолом, но «Аннетт» оказывается ни тем, ни другим, представляя собой нечто совершенно уникальное и ни на что не похожее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Говоря о том, какое место занимает «Аннетт» в творчестве Каракса, не лишним будет употребить слово «первый»: первый англоязычный фильм, первый мюзикл в карьере, первая картина за последние десять лет (предыдущая работа режиссёра «Корпорация "Святые моторы" датируется аж 2012 годом, впрочем, десятилетние перерывы в карьере не редкость для Каракса).

Всё началось с того, что участники группы Sparks братья Рон и Рассел Мейл предложили режиссёру сценарий мюзикла. Каракс загорелся идеей, однако съёмки по разным причинам затянулись. В итоге главная женская роль от Руни Мары перешла сначала к Мишель Уильямс, а затем — к Марион Котийяр.

Марион Котияр
Марион Котийяр
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Аннетт» начинается как классическая идиллическая история любви. Циничный стендап-комик Генри (Адам Драйвер) и ангелоподобная оперная певица Энн (Марион Котийяр) страстно влюблены друг в друга и собираются сочетаться узами брака. Однако семейная жизнь оказывается далёкой от идиллии: переживающий творческий кризис Генри постепенно теряет зрительскую любовь, в то время как поклонники Энн боготворят её. Не помогает вернуть былую страсть и рождение дочери Аннетт — ребёнка, красотой которого родители неустанно восхищаются, хотя зритель с удивлением видит, что Аннеттне человек, а деревянная кукла на шарнирах, имеющая жутковатое сходство с куклой Чаки. Впрочем, этим необычность Аннетт не ограничивается. Будучи ещё совсем малышкой, девочка начинает фантастически красиво петь, становясь живым напоминанием Генри о погибшей жене.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Заявленная в синопсисе трагедия — гибель Энн — произойдёт только во второй половине фильма. Смерть жены — ключевое событие для всей картины, знаменующее собой одновременно и нравственное падение Генри, и его душевные терзания и гложущее чувство вины. Здесь, пожалуй, нужно сделать паузу и рассказать о том, как эта история связана с личной жизнью самого режиссёра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В фильме Каракса «Пола Икс» 1999 года главную женскую роль исполнила российско-французская актриса Екатерина Голубева, ставшая музой и гражданской женой режиссёра. В 2004 году у них родилась дочь Анастасия Голубева-Каракс. В 2011 году Екатерина Голубева трагически погибла при невыясненных обстоятельствах. Её тело было найдено на одной из станции метро в Париже, а причина смерти до сих пор не установлена. Каракс посвятил памяти возлюбленной свой фильм «Корпорация "Святые моторы"».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Аннетт» — это максимально честная и искренняя, до неприличия обнажающая душу режиссёра исповедь. Трагическая гибель Энн, к которой недвусмысленно приложил руку Генри — это глубоко засевшее в душе Каракса чувство вины, а деревянная кукла Аннетт, перенявшая от матери чудесный голос, — метафора неприятия Караксом собственной дочери и даже страх перед ней. Впрочем, надежда на примирение с трагическим прошлым остаётся: в финале картины Генри наконец видит перед собой не зловещую куклу, а живую девочку, полюбить которую он так долго пытался.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Аннетт» покажется странной даже ярым поклонникам мюзиклов. На протяжении всего немалого хронометража картины герои практически не разговаривают. Речь им заменяет пение, к которому они прибегают в, казалось бы, даже абсолютно неподходящих для того ситуациях: когда занимаются сексом, во время родов, в полицейском участке. Поют здесь абсолютно все: и зрители стендапа Генри, и акушеры, и телеведущие. Более того, может возникнуть ощущение, что песни никак не способствуют продвижению сюжета, напротив, они тормозят его. На самом деле повторяемость песен и даже некая зацикленность обнажают душевную боль Генри и самого Каракса, снова и снова возвращая его к роковому событию.

«Аннетт» — это балансирующая на грани реальности и вымысла фантасмагория, безупречная визуально и новаторски смелая музыкально. Она не столько рассказывает историю, сколько бесстыдно погружает зрителя в переживания главного героя, обнажая пульсирующий в агонии комок нервов и боли, чтобы в финале дать смутную надежду на искупление.

Автор: Арина Хализова