Невесты, шпионки и императрицы: как Голливуд изображает русских женщин

Кажется, что когда Голливуд берется снимать фильмы «про наших», то без клюквы не обойтись. Отчасти это так и есть, поэтому и образ «русской» женщины в голливудском кино в основном почти карикатурен. Но есть и другие примеры! Чтобы разобраться в этом вопросе, мы выделили некоторые наиболее часто встречающиеся типажи русских героинь в американских блокбастерах и более нишевых, но всё ещё американских фильмах.
Невесты, шпионки и императрицы: как Голливуд изображает русских женщин

Кто: героиня русской классики

Фильмы: «Анна Каренина»,«Любовь и смерть»

Кадр из фильма «Анна Каренина»
Кадр из фильма «Анна Каренина»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Русская классическая литература не так часто становится материалом для киноадаптации в Голливуде, но если какие произведения и экранизируют, то в основном те, которые касаются судьбы русской женщины. Например, «Анна Каренина», которая была экранизирована в Америке не менее пяти раз. Возможно, потому, что роман лучше всего передаёт атмосферу России XIX века, или же дело в том, что образ главной героини воплощает собой стереотип о русской страдающей женщине. Обычно при экранизации многие выбрасывают сюжетную линию с Левиным и Китти, концентрируясь только на Анне Карениной.

Наташа Ростова, второй по узнаваемости персонаж русской классики, представлена в американском кино куда слабее: по роману Толстого существует всего лишь один фильм. Зато Наташу там играла не кто-нибудь, а сама Одри Хёпберн, одновременно солнечная, наивная и соблазнительная. Женщины русской классики, стоит отметить, вообще собрали исключительно звёздный состав: их играли Грета Гарбо, Одри Хёпберн, Кира Найтли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К этому же типажу относится героиня Дайан Китон из фильма «Любовь и смерть». Это феерическая пародия Вуди Аллена даже не на саму русскую литературу XIX века, а на фильмы по русской литературе XIX века. И в этой уморительной комедии представлена одна из широчайших галерей образов девушек из русской литературы: похожая на Настасью Филипповну Соня (Дайан Китон), трепетная Наташа почти что Ростова (Джессика Харпер) и роковая графиня Александрова (Ольга Жорж-Пико).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Любовь и смерть»
Кадр из фильма «Любовь и смерть»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто: Екатерина Великая

Фильмы: «Великая», «Распутная императрица»

Кадр из сериала «Великая»
Кадр из сериала «Великая»

Екатерина Великая – самая популярная женщина в истории России, по крайней мере, в зарубежном кино. Пока Ольга, царевна Софья, царица Александра и другие правительницы остаются символическими персонажами только для русских медиа, Запад заворожен образом решительной, стальной, непримиримой женщины... с обилием любовников. Увы, мимо этого факта пройти не удастся – именно его сохраняют практически из раза в раз, снимая байопики про императрицу. От картинно соблазнительной интриганки Марлен Дитрих в «Распутной императрице» образ перешёл к властной и ревнивой самодержице Таллуле Бэнкхед в «Королевском скандале».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Распутная императрица»
Кадр из фильма «Распутная императрица»

Затем в девяностые появилась историческая картина «Молодая Екатерина», впервые ставящая акцент на профессиональной компетенции царицы. Ну а уже в 2020-м году вышел нашумевший сериал «Великая» с Эль Фэннинг – отвязный, озорной, ни в коем разе не исторический, но дурачащийся с материалом как ему угодно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто: злодейка-садистка

Фильмы: «Из России с любовью», «Индиана Джонс и Королевство Хрустального черепа», «Пипец-2», «Дитя тьмы»

Кадр из фильма «Из России с любовью»
Кадр из фильма «Из России с любовью»

Говорить о равноправии в репрезентации русских как злодеев, увы (или к счастью) не приходится: обычно на семерых «злых русских Николаев» приходится лишь одна дама-злодейка. Но какая!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Индиана Джонс и Королевство Хрустального черепа»
Кадр из фильма «Индиана Джонс и Королевство Хрустального черепа»

Суровые и преданные режиму фанатичные женщины (как правило, неконвенциональной внешности) не были изобретением бондианы, однако именно бондиана подняла этот троп на невиданные высоты. Роза Клебб и Ксения Онатопп по-разному презентовали образ опасной русской, но что у них было единое, так это наслаждение властью и причинением боли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это не совсем тот же самый троп, что русские шпионки, хотя бы потому, что они не занимаются шпионской деятельностью и почти никогда не предают режим, которому служат. То же самое можно сказать про тренершу «Красного воробья» в исполнении Шарлотты Рэмплинг: она не привлекательна, она безусловно зла, с лёгкостью отправляет бедных русских рабов системы на убой и произносит характеризующий её монолог о необходимости служению государству.

Кадр из фильма «Пипец-2»
Кадр из фильма «Пипец-2»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть ещё супергеройский пример подобного образа – Маза Раша из фильма «Пипец-2». Она отчасти пародирует образ злой коммунистической русской, но этот юмор не был доведён до конца, и Маза Раша так и осталась второстепенным экстравагантным персонажем.

Кадр из фильма «Дитя тьмы»
Кадр из фильма «Дитя тьмы»

Но опасным русским женщинам совершенно необязательно быть взрослыми, чтобы нести зло. В фильме «Дитя тьмы» 2009-го года американская пара усыновляет девочку, оказывающуюся жутким социопатом. Повторение сюжета «Дурной крови» 1956-го года резко меняет своё звучание, когда жуткий ребёнок оказывается сиротой из России...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто: невеста из России

Фильмы: «Именинница», «Русская невеста», «Невеста по почте»

Кадр из фильма «Именинница»
Кадр из фильма «Именинница»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Троп «сексуальной славянки» довольно широк, и его можно условно разделить на три категории: алчные сексуальные русские девушки, эскортницы и женщины, занимающиеся gold digging (охотой за богатыми мужчинами), и просто красивые русские девушки, которые, впрочем, всё равно выходят замуж за богатых американцев не совсем из любви и привязанности. Как ни странно, но именно этот тип героинь даже популярнее русских шпионок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Русская невеста»
Кадр из фильма «Русская невеста»

Вероятно, это связано с тем, что драм про взаимоотношения американских парней и красивых, но жадных русских женщин просто-напросто больше, чем шпионских фильмов. Тут и «Именинница», где Николь Кидман в роли русской Нади оказывается беспринципной мошенницей, и «Невеста по почте» про брачную аферистку... В какой-то степени сюда можно добавить «Русскую невесту»: хотя главная героиня вызывает сочувствие и сопереживание, тем не менее одной из её целей было найти богатого иностранца, чтобы спасти себя и ребёнка от нищеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Невеста по почте»
Кадр из фильма «Невеста по почте»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто: Русская красавица

Фильмы: «Золотой глаз», «Перевозчик 3», «Рождённый американцем»

Кадр из фильма «Золотой глаз»
Кадр из фильма «Золотой глаз»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, далеко не всегда русские женщины представляют собой зло и опасность. Очень часто они оказываются удачным трофеем главного героя, прекрасным внешне и добрым внутри. Нередко их душевность и моральная чистота идут как противопоставление обычному русскому характеру. Это, например, можно заметить у девушек Джеймса Бонда, которые, конечно, почти всегда покидают родную страну, чтобы адаптироваться в более благоустроенном и благородном государстве. Этот троп проявляется также у русских шпионок в американском кино, но тут носит немного иной характер: тут важно, что девушки, как правило, жертвы и нуждаются в спасении.

Кадр из фильма «Перевозчик 3»
Кадр из фильма «Перевозчик 3»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В «Перевозчике 3» антирусской риторики нет. Но есть прекрасная русская девушка, нуждающаяся в спасении. Впрочем, особенно добродетельной Валентину в исполнении Натальи Рудаковой не назовёшь: у неё достаточно негативных черт и плохих привычек, создающих проблемы для главного героя, но это всё компенсируется её непростой биографией, скрытой где-то глубоко внутри добротой и очаровательными веснушками.

Кто: Шпионка

Фильмы: «Ниночка», «Солт», «Красный воробей», «Чёрная вдова»

Кадр из фильма «Ниночка»
Кадр из фильма «Ниночка»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Русские шпионки – наиболее устоявшийся стереотип о русской женщине в американском кино. Интересно, что, несмотря на их очаровательную и соблазнительную женственность, им придают довольно маскулинные черты характера: они решительны и доминантны, хорошо дерутся, умеют обращаться с оружием, и вообще выступают полноправными коллегами шпионов-мужчин.

Существует версия, что это связано с эмансипацией женского труда в Советском Союзе; если женским идеалом в США первой половины XX века была домохозяйка или, по крайней мере, светская дива, то в СССР женщина работала наравне с мужчинами. Это также объясняет, почему со временем не появилось типажа шпионки из других стран, с которыми конфликтовала Америка. При этом сложно игнорировать тот факт, что значительная часть шпионок в такого рода фильмах отказываются от жизни в своей стране и переходят на сторону идеологических противников. Такое происходит далеко не всегда, но это и не редкость для Голливуда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Солт»
Кадр из фильма «Солт»

Первым фильмом с центральной героиней такого типажа можно считать блистательную «Ниночку» Эрнста Любича. Пускай Ниночка в очаровательном исполнении Греты Гарбо не шпионила, а просто приехала в Штаты, чтобы забрать своих соотечественников. Но она всё ещё остаётся чуждым элементом, проталкивающим свои взгляды капиталистическим свиньям. И она же была первой, кто от этих взглядов отказался.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После многочисленных опасных и неопасных шпионок из франшизы Джеймса Бонда в 2010-х гг. появилось аж два русских секретных агента, воюющих со своими для того, чтобы добиться свободы. Если «Красный Воробей» делал акцент на бесчеловечности системы, воспитывающей опасных – и сексуальных, это очень важно – суперсолдаток, то «Солт» уходит от триллера в боевик, заставляя сражаться героиню не с происками КГБ, а с подставившими её американскими коллегами.

Кадр из фильма «Красный воробей»
Кадр из фильма «Красный воробей»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На этом фоне Чёрная Вдова кажется персонажем почти уникальным. Она воспитана не КГБ, а происходит из подчёркнуто международной организации. Фактически её момент перехода от служения тоталитарному деструктивному объединению к помощи секретной организации в США совершенно не завязан на её национальности: она могла быть кем угодно. Голливуд нередко представляет положительную репрезентацию русских женщин, но мало кто из них добивался такой невероятной популярности, как Наташа Романова.

Кадр из фильма «Чёрная вдова»
Кадр из фильма «Чёрная вдова»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно было бы опасаться, что в её сольном фильме могут возникнуть проблемы с показом русского быта, отношения Наташи Романовой к России или всё сразу, но этого не случилось. Конечно, совсем без стереотипов не обошлось, но они никоим образом не касаются самой героини – и при этом Наташа не становится условным «гражданином мира», чуждым родной культуры.

Автор: Марина Беляева